Найти тему
ГК AltegroSky

Следующий полет Starship будет включать процесс передачи топлива

Об этом сообщил представитель NASA четвертого декабря 2023 года, но уже пятого появилось сообщение, что план может быть изменен, как это часто бывает в космической отрасли.

© SpaceX
© SpaceX

В прошлом месяце SpaceX запустила во второй полет космический корабль Starship — испытание, в ходе которого, как заявляют в компании, удалось добиться определенного прогресса, хотя цель миссии так и не была выполнена. Для демонстрации передачи топлива требуется, чтобы ракета все же достигла орбиты.

«NASA и SpaceX рассматривают варианты демонстрации, которая состоится во время комплексных летных испытаний Starship и ракеты Super Heavy. Однако никаких окончательных решений по срокам принято не было», — пояснили СМИ в NASA.

Генеральный директор SpaceX Илон Маск после ноябрьских летных испытаний заявил, что оборудование для третьего запуска Starship «должно быть готово к полету через 3–4 недели». Но этот график зависит от проверки SpaceX данных второго полета, подготовки на земле, а также одобрения регулирующих органов — Федеральное управление гражданской авиации наблюдает за расследованием аварии, которое должно быть завершено, прежде чем компания снова запустит Starship.

Демонстрация передачи топлива входит в контракт стоимостью 53,2 миллиона долларов, который агентство заключило с SpaceX в 2020 году. В рамках контракта SpaceX должна разработать и протестировать технологию управление криогенной жидкостью (CFM), которая, как отмечает агентство, необходима для будущих миссий на Луну и Марс. Аналогичные контракты заключены с Lockheed Martin и United Launch Alliance.

Двигатели Starship питаются от комбинации двух видов топлива – жидкого кислорода и жидкого метана – которые поддерживаются при криогенных температурах.

Чтобы достигнуть околоземной орбиты аппарату потребуется использовать большую часть топлива, которое будет загружено в ракету, а это означает, что SpaceX необходимо обеспечить Starship большим количеством криогенного топлива, чтобы корабль мог достигнуть Луны. Для этого потребуется запустить орбитальные танкеры-заправщики, которые будут дозаправлять корабль уже в космосе. Этот процесс аналогичен дозаправке самолетов в воздухе, которую используют для увеличения дальности полета.

Согласно контракту с NASA, первая демонстрация процесса дозаправки будет включать перекачку 10 тонн жидкого кислорода между баками внутри аппарата Starship. В агентстве считают, что этого будет достаточно для проверки и совершенствования технологии. «Цель состоит в том, чтобы продвигать технологию транспортировки криогенной жидкости и измерения уровня посредством оценки технологических рисков, испытаний конструкции и прототипа, а также демонстрации на орбите. Демонстрация снизит ключевые риски, связанные с крупномасштабной передачей топлива в преддверии будущих полетов человека в космос», — заявляет NASA.

Агентство заинтересовано в успехе проекта Starship, поскольку со SpaceX заключен контракт на сумму до 4,2 миллиарда долларов на доставку астронавтов на Луну в рамках лунной программы Artemis.