В этой статье я хочу рассказать про классическое и оперантное обусловливание в дрессировке собак, но не только с точки зрения науки а с примером обычных жизненных ситуаций. Откуда собаки черпают опыт и как происходит их обучение в Вашей повседневной жизни.
Про классическое обусловливание мы знаем благодаря И.П. Павлову и его экспериментам с выработкой условного рефлекса у собак.
Оперантное обусловливание открыл и обосновал американский ученый Б. Ф. Скиннер.
Давайте рассмотрим научное обоснование терминов:
Классическое обусловливание (также известное как павловское или респондентное) — это процедура научения, формирования условно-рефлекторных реакций, при которой безусловный стимул (например, еда) сочетается с нейтральным стимулом (например, звук колокольчика) до тех пор, пока нейтральный стимул не станет условным, то есть начнёт вызывать условную реакцию (например, слюноотделение), такую же, как и безусловный стимул.
Оперантное обусловливание — особый путь образования условных рефлексов, который заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, то есть за счет последствий: подкрепления (усиления) или наказания (ослабления). Особым случаем оперантного обусловливания является формирование поведения, когда подкрепляемые действия постепенно изменяются, все более приближаясь к итоговому исполнению.
Принцип стимул - реакция давно известен людям, но как это работает в нашей бытовой жизни?
Например, твоя собака знает что когда ты открываешь дверь - можно выбежать на улицу и каждый раз при открытии двери она делает это. Из-за высокого возбуждения от того что сейчас будет увлекательная прогулка или мы встретим соседскую собаку и поиграем а может твоя собака труслива и она боится дворника который напугал её вчера - собака пытается сделать прыжок быстрее, проскользнуть в дверь. А может ты иногда её выпускаешь а иногда ставишь ноги чтобы она не рванула. Непонимание правил так же создает более высокое возбуждение.
Но в какой-то момент ты решаешься исправить эту проблему, позвал кинолога и он тебе объяснил что нам нужен поводок для того чтобы при побеге тебе не приходилось ставить ноги или давить на неё запретами дабы не ухудшать состояние. С поводком всё просто: натянул - подал команду - получил поведение - подкрепил команду.
И теперь ты каждый день при выходе на улицу одеваешь на свою собаку поводок, открываешь дверь, держишь поводок в натяжении если твоя собака вырывается в сторону двери и при спокойном состоянии - подкрепляешь это поведение. Та схема, которую дал тебе кинолог является типичным примером классического обусловливания.
Идёт время, ты всё продолжаешь заниматься этим упражнением и в какой-то момент ты замечаешь что натяжение больше не нужно. Ты достал поводок а твоя собака уже сидит около двери, ты открываешь дверь а она продолжает сидеть. Это типичный пример оперантного обусловливания.
Так что же такое оперантное обусловливание? Это не только метод оперантного обучения где ты используешь кликер или вокальный маркер. Это то к чему мы стремимся в своей работе.
Я хочу чтобы собака по команде «рядом» принимала положение у ноги как на одном из видео в чемпионате по IGP (спортивный норматив, состоящий из трёх разделов: послушание, защита и следовая работа). Но чтобы к этому прийти ты должен сделать не одну тысячу повторений в классической форме обучения с использованием наведения на высоком уровне драйва (внутреннее побуждение, стимул, достаточно сильный, чтобы активизировать некоторое поведение. На основе первычных драйвов (врождённых стимулов) возникают вторичные (выученные или приобретённые) драйвы). Затем добавить отрицательное подкрепление (один из квадрантов в обучении Б.Ф. Скиннера) для выравнивания чёткости в поведении и вуаля - одна команда готова! А прошло всего лишь месяцев 5 и твой щенок уже скоро вовсе не щенок.
- А так можно научить команде «ко мне»?
- Конечно! Для этого тебе нужен стимул для выстраивания классической схемы.
- А если собака не подходит когда я зову её без поводка?
- А где классический стимул если ты забыл пристегнуть поводок?
Ты забыл схему? Сначала классическое а затем оперантное!
- Аааа, так мне что с ним постоянно на поводке ходить?
- Умничка ) сам ответил на свой вопрос.