В Туле появится машиностроительный образовательно производственный кластер, дефицит квалифицированных кадров тем острее, чем больше новых инвестпроектов на территории Тульской области. До 2032 года планируется создать более 7500 рабочих мест. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» рассказал министр промышленности и торговли региона Вячеслав Романов.
Давайте начнем с вопроса кадров для промышленности. В каких отраслях промышленности наиболее остро ощущается нехватка кадров.
На сегодняшний день трудоустроено около 721 тыс. жителей региона, из них более 160 тыс. заняты в промышленности. То есть 22% экономически активного населения задействовано именно в промышленности нашего региона и это число растет. Если посмотреть на итоги 10 месяцев индекс промышленного производства составляет 117,5% к аналогичному периоду прошлого года. Промышленность растёт, увеличиваются мощности, появляются новые рабочие места. И дефицит кадров в связи с этим ощущается. Если мы посмотрим на рынок труда, то увидим порядка 30 тыс. вакансий, из которых 12тыс. это вакансии в промышленности.
В данном случае речь идёт о квалифицированных кадрах или кадрах вообще?
В первую очередь о квалифицированных. Две трети из заявленных вакансий это квалифицированные рабочие специальности. Еще треть это квалифицированные инженерные кадры различных направлений: инженеры, технологи, инженеры-конструкторы, инженеры-механики и так далее.
И подробнее по поводу отраслей, в которых требуются эти специалисты.
Что из себя представляет промышленность Тульской области? Примерно треть это машиностроение и оборонка, дальше химики и металлурги. Остальные отрасли занимают значительно меньший сегмент в обрабатывающей промышленности. Поэтому ведущие отрасли машиностроение, оборонка, химия, металлургия. И их потребность в кадрах наиболее высокая. Один из главных приоритетов – это кадры для оборонки. И для решения этого вопроса пошли разными путями. Вы знаете, что по поручению губернатора осенью прошлого года был создан штаб. Такой специальный межведомственный орган создан по обеспечению кадрами оборонно-промышленного комплекса региона.
Есть ли уже результаты работы? А какие стороны, собственно, привлекает этот штаб? Может быть, это колледжи, университеты, центры занятости?
Штаб – это орган, в котором собраны все отраслевые органы власти и где мы точечно, системно решаем тот или иной вопрос: транспортной доступности в ту или иную локацию, открытие дополнительных детских групп в дошкольных учреждениях, их изменениях графика работы и так далее, и так далее. И, конечно же, образовательные организации, наш минтруд, центр занятости, проводят большое количество профильных мероприятий. Так центры занятости перешли на открытые отборы, которые проводятся на предприятиях под запросы работодателей. За время работы штаба привлекли больше 13 тыс. работников на предприятия оборонки. Из них больше 9,5 тыс. только в этом году. И мы не останавливаемся на этом, потому что запрос оборонщиков ещё не удовлетворён.
В 2024 году будет создан машиностроительный образовательно -производственный кластер. Какие предприятия он должен будет охватить и какими силами туда будут привлекаться кадры?
Кластеризация как раз направлена на то, чтобы объединить учреждения среднего профессионального образования и предприятия. По сути предприятия берут шефство над ними и готовят в этих учреждениях кадры именно под себя, используя свои наработки своих специалистов и так далее.
Уже знаем, какие образовательные учреждения?
Мы стартовали еще в 2022 году и создали с того времени три кластера в химии. Но мы понимали, что необходимо и предприятия машиностроения, в первую очередь оборонки, вовлечь в эту работу. Поэтому у нас создаётся новый машиностроительный кластер с упором на оборонку. Задействованы ТулГУ, Демидовский колледж, обороныые предприятия. Что это даёт? Это даёт возможность, по сути, в программах подготовки ребят учитывать конкретные потребности, которые есть на этих предприятиях. Это позволит обновить материально техническую базу и установить там такое же оборудование, на которое потом ребята придут и будут работать на эти этих заводах. Это позволяет там переобучить преподавательский состав под те стандарты, которые сейчас на этих предприятиях применяются, значительно сократить время обучения в этих учреждениях для того, чтобы эти ребята, уже подготовленные, могли раньше прийти на предприятие.
Естественно, потребность в кадрах возникает, когда появляются новые предприятия, когда уже существующие производства расширяются и открываются новые цеха, мы можем строить какие-то прогнозы, исходя из того, какие инвестпроекты собираются реализовать на территории Тульской области?
Вы уже упомянули цифру 7500 рабочих мест. Это речь идёт как раз о тех инвестиционных проектах, которые должны быть реализованы в горизонте до 2032 года, это подтверждённые инвестиционные проекты. И для них необходимо создать дополнительно 7500 рабочих мест. Необходимы люди образованные, умеющие работать на современном оборудовании, потому что сейчас потребность именно такая. Новые предприятия это, как правило, всегда высокотехнологичные предприятия, где требуются высококвалифицированные работники.
Ну, то есть на данный момент охваченные только колледжи? А с университетами сотрудничаем?
Есть разные программы. Безусловно, без инженерного-конструкторского технологического состава сложно обойтись. Поэтому здесь наши ведущие университеты также перестраивают свои программы. Появляются новые программы. В РХТУ для подготовки химиков, в ТулГУ для машиностроителей. И мы видим интерес у детей к тому, чтобы идти на эти специальности. Наверное, не получится окончательно закрыть эти потребности исключительно за счёт внутренних резервов. Мы работаем и над привлечением кадров из других регионов, в том числе в оборонку.
Здесь важна конкурентная заработная плата.
Безусловно. Но я хочу сказать, что в Тульской области одна из самых конкурентных в ЦФО заработных плат в обрабатывающей промышленности. Это в среднем 67 тыс. рублей в зависимости от должности и квалификации. И она может быть гораздо выше.
По объёмам промышленного производства мы занимаем пятое место по стране и второе по ЦФО. В данном случае таких цифр мы достигаем за счёт того, что приходится работать в рамках импортозамещения? Из-за того, что возникли санкции, которые простимулировали нас, стали катализатором развития?
То, что происходит в последние два года, безусловно, подстегнуло российскую промышленность к локализации, к интенсивному развитию. Появились новые проекты, которые замещают ушедшие западные компании и их продукцию. Ну и выросшие объёмы государственного оборонного заказа тоже являются следствием того, что промышленное производство существенно выросло сейчас. Мы уже там первые в ЦФО по итогам 10 месяцев. И здесь локомотивом этого развития является как раз оборонный сектор. Несколько сложнее ситуация у наших химиков и металлургов. Она связана с конъюнктурой на внешних рынках, с определёнными нюансами логистики. Но тем не менее, те же металлурги показывают в этом году по итогам 10 месяцев прирост.