Разрушители

240 прочитали



Это просто какая-то патология – желание людей все разрушать.
Поселилась на нашей речке, которая летом «воробью по колено», несколько лет назад семья бобров. Кстати и речка то, некогда полноводная и рыбная, стала такой по вине человека. В 90-х годах прошлого века вырубили по ее берегам весь еловый лес, и что самое ужасное, даже не использовали полностью, разве что процентов на пятьдесят. До весны вывезти заготовленную древесину не успели. А за лето стволы елей заплесневели да так и остались лежать хламом, как напоминание о человеческой бесхозяйственности и жестокости. Трудились бобры не покладая рук и зубов ни один год и преобразили речушку до неузнаваемости. Плотинку соорудили, небольшую, без хатки, нор под берегом нарыли, весь ивняк и ольху растущие по берегам подгрызли ровным частоколом.



Это просто какая-то патология – желание людей все разрушать.
Поселилась на нашей речке, которая летом «воробью по колено», несколько лет назад семья бобров.

На реке образовался огромный затон с островками из осоки и кочками, покрытыми травой. Гладь реки покрыли кувшинки и кубышки, красота, да и только. Поселились на островках кряквы выводили утят, воспитывали потомство – было где и поплавать, и укрыться от врагов. Рыба в реке появилась, не крупная конечно, но для диких животных вполне подходящая. А вслед за ней на реку вернулись норки и даже выдра.

Вот так разом с затона ушла вся вода
Вот так разом с затона ушла вся вода

Еще в ноябре наблюдали за тем как в речке плещутся и играют подросшие бобрята, а взрослые звери заготавливают на зиму стволы деревьев. Подгрызают их на одной стороне дороги, несут по суше на другую, а потом сплавляют по реке в «подводное» хранилище. Ведь без летне-осенних запасов древесины зимой, когда ляжет глубокий снег и грянут морозы, бобрам прожить будет трудно, а то и невозможно. В общем жили все животные на речке, не тужили, пока не пришла беда в лице существа в образе человеческом. Он как медведь, явившейся в теремок разом разрушил все то, что создавали звери ни один год.

Мимо реки, уже почти в сумерках, возвращался, видимо после непосильной работы по улучшению дорог, экскаватор дорожников. Завернул он на речку, притормозил и решил сделать «доброе дело». Два маха ковшом и плотина оказалась разрушена. Затрещал уже вставший на речке лед, и как в весеннее половодье, хлынула через образовавшиеся в плотине дыры, вода. Унося с собой зимние запасы бобров и главное, обнажая входы в бобровые норы, лишая малышей защиты и тепла.



Это просто какая-то патология – желание людей все разрушать.
Поселилась на нашей речке, которая летом «воробью по колено», несколько лет назад семья бобров.-3

Кому помешали эти звери? Их постройка находилась вдали от дороги и никак не угрожала последней. Да и дорогой это можно назвать только, имея богатую фантазию. Не то что колеса от машины можно на ней потерять на многочисленных ухабах и в ямах, движки у машин откручиваются пока доедешь до дома по такой гребенке. Но вот до этого дорожникам дела нет, засыпать и заравнивать ямы – это не к ним пожалуйста. Они чем что-то создавать, лучше разрушат созданное другими.

Мы стояли на берегу и у нас сжималось сердце. Будь это весна, бобры бы обязательно справились с разрушениями, да и от голода бы не погибли. Но в канун зимы, при морозах. Успеют ли бобры заделать пробоины, смогут ли удержать воду, так нужную им зимой. Ведь с наступлением холодов бобры ведут подземный образ жизни и только достаточный уровень воды в реке, позволяет зверям свободно плавать под водой, питаться и сохранять тепло в норах. Сумеют ли восстановить свои запасы корма, которые они готовили всю осень, не погибнет ли молодняк…



Это просто какая-то патология – желание людей все разрушать.
Поселилась на нашей речке, которая летом «воробью по колено», несколько лет назад семья бобров.-4

После разрушения плотины бобров дорожниками, уровень воды в реке стал снижаться с катастрофической быстротой и обнажил входы в нору бобров.



Это просто какая-то патология – желание людей все разрушать.
Поселилась на нашей речке, которая летом «воробью по колено», несколько лет назад семья бобров.-5

В первую же ночь бобры попытались сдержать напор воды, но он был так силен, что им удалось лишь немного перекрыть плотину с одной стороны, хоть и трудились эти звери всю ночь и только проезжая дорога помешала им работать и днем. Бобры вообще большие трудоголики, осенью, при заготовке корма на зиму и при строительстве хаток, они готовы работать круглосуточно.



Это просто какая-то патология – желание людей все разрушать.
Поселилась на нашей речке, которая летом «воробью по колено», несколько лет назад семья бобров.-6

Ведь это только нам людям кажется, что завалить дерево бобрам раз плюнуть, подгрыз и готово. Но тут еще надо рассчитать все так, чтобы дерево упало в положенное место, не зацепилось при падении за рядом стоящее, ведь тогда весь предыдущий труд бобра пойдет насмарку, да не прибило при падении самого строителя. Как правило дерево валит один бобер, при этом время от времени он прекращает подгрызать ствол и прислушивается, чтобы успеть отскочить от падающего дерева. А ведь потом это дерево надо разгрызть на кусочки и доставить к месту своего проживания. Вот тут на помощь приходит вся семья – родители и взрослые дети. Это очень дружная, хоть и небольшая команда. Кстати самец и самка, объединившись еще в молодости, создают семью на всю жизнь. Вместе опекают и кормят молодежь и учат их строительству платин и хаток.



Это просто какая-то патология – желание людей все разрушать.
Поселилась на нашей речке, которая летом «воробью по колено», несколько лет назад семья бобров.-7

Но ходить бобрам по суше слишком рискованно, разные хищники готовы закусить ими поэтому взрослые звери строят каналы, по которым сплавляют ветки и передвигаются сами. К зиме эти каналы углубляются особенно тщательно, чтобы зимой был водный путь к спасению, и чтобы, не выходя из воды на снег и мороз, можно было подплыть к своим кладовым. Заготавливают бобры ветки в самой глубокой части, ими же созданной акватории, где запасы корма никогда не замерзают и остаются свежими всю зиму. На зиму бобры порой заготавливают до тонны веточного корма на семью. Ведь несмотря на то что к осени звери запасают большой слой жира и зимой, устроившись в своей теплой хатке много спят, но в спячку не впадают и значит нуждаются в корме, время от времени отправляясь к своим припасам. Интересно, что запасание корма у бобров происходит инстинктивно, но вот сколько запасти его на зиму, тут уже нужен опыт. Бобрята, после того как они покидают родителей в два года, этого еще часто не знают и погибают от голода. Ведь зимой, по снегу не сразу найдешь подходящий корм и каждый день за ним приходится ходить все дальше.



Это просто какая-то патология – желание людей все разрушать.
Поселилась на нашей речке, которая летом «воробью по колено», несколько лет назад семья бобров.-8

Разрушили дорожники плотину наших бобров за минуту, а звери трудились на ее восстановлении ни один день. Сдержать такой поток хлынувшей воды чрезвычайно трудно. Сначала надо сделать настил из веток, сверху навалить камней, чтобы они эти ветки удержали. Дальше залепить все мусором, чтобы вода задержалась и лишь просачивалась через плотину. Когда уровень воды поднимается, бобры плотину достраивают. Да и строят они ее не в половодье.

В общем остановить поток нашим бобрам не удалось, и они пошли на хитрость. Сплавились вниз по течению, буквально метров на пятьдесят и там, где река делает крутой поворот, построили дамбу и прекратили течь. Вода разлилась сразу же после выхода из трубы и скорость потока ее у плотины снизилась.

В один из вечеров мы пошли гулять с собаками, а на обратном пути застали трогательную картину. Молодой бобренок пытался заделать дыру в плотине. Уж незнаем, родители ли его послали или он это делал по собственной инициативе. Бобренок брал небольшую веточку и пытался пристроить к промоине. Ветку подхватывало течение и уносило вниз по реке. Он хватался за следующую и так поступил ни один раз, прежде чем ему на помощь пришел взрослый зверь. Он подплыл с большой охапкой мусора во рту и заткнул дыру.

Но тут оживились наши собаки, до этого тихо сидящие рядом. Нюх у бобров конечно не так развит, как у хищников, но вот слух отличный. Удар хвоста о воду служит предупреждающим сигналом сородичем – Опасность, все на дно! В миг семейка бобров исчезла. Ну а мы больше не могли остаться в стороне. Вооружившись лопатами пошли к реке и восстановили плотину. И хотя плес вряд ли теперь наполниться к зиме, умаем, что наша семейка трудяг не останется без корма и защиты. И сможет благополучно дожить до весны.

И снова приходила на ум ставшая уже навязчивой мысль. Зачем на этой Земле мы, люди, существа вроде как разумные, если только разрушаем то, что природа создавала веками. Разрушаем и уничтожаем, и житья уже нет от нас, царей природы, нашим братьям меньшим.