Для меня философия делится на две не равновеликие ветви - западная философия и Индийская (восточная) философия. Это практически буквально небо и земля, где Индийская философия - это, конечно, небо. Две эти ветви растут на одном древе, из одного корня. Западная философия - это скорее боковая ветвь, которая растет, в общем - то, практически горизонтально, не цветет, не плодоносит, а ее кончики с трудом пытаются изогнуться вверх, к солнцу. Индийская философия - это, мощная ветвь на самой вершине, естественное продолжение ствола, которая купается в небесной лазури всеми своими обильно цветущими побегами.
Это не удивительно. Между этими ветвями философии есть существенная, даже принципиальная разница. Западная философия является преимущественно ментальной (конечно, не без отдельных озарений, но это скорее исключение, чем правило). Это - результат работы, прежде всего, интеллекта, с его блужданием в массе самых разных идей, их вариантов, предположений, "блестящих" догадок которые невозможно проверить. И в результате все здание философии построенное на таком фундаменте оказывается лишь изящной, симметричной, в каком - то смысле даже совершенной конструкцией, которая, тем не менее, имеет очень отдаленное отношение к тому, как все обстоит на самом деле, к Реальности.
Тогда как индийская философия это выражение духовного опыта (experience) самой высокой пробы в ментальных терминах или в поэзии, в той мере, в какой это возможно. Если представить что Истина заключена в некой драгоценной шкатулке, то западная философия пытается "силой мысли" проникнуть в ее содержимое, догадаться что там может быть исходя из ее формы, размера, украшений, звука который та издает если ее потрясти; Индийская же философия с помощью ключа духовной практики отпирает эту шкатулку и видит содержимое своими глазами. Ценность, достоверность знания которое открывается в первом и втором случае - несопоставимы.
Статья "Шри Ауробиндо как философ. Был ли он философом в обычном смысле этого слова".