Беря для рассмотрения школьную тему, я не стараюсь всесторонне раскрыть ее в соответствии с учебной программой. У меня другая задача — открывать что-то новое в известном, пояснять трудные моменты, а бывает, как в данном случае, хотя бы попытаться объяснить себе и вам.
Значение повелительного наклонения
Коротко напомню азы. Три наклонения глагола в русском языке позволяют нам сообщать не только о действиях, которые происходят, происходили или будут происходить (изъявительное наклонение), но и о действиях, которые могли бы произойти (условное), а повелительное наклонение (ПН) дает возможность выразить побуждение к действию: просьбу, приказ, требование, призыв.
Образование глаголов в повелительном наклонении
«Формы глаголов в повелительном наклонении образуются с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — окончание -те». (Ладыженская. Русский язык 6 класс)
Как видим, акцент сделан на суффиксальном способе образования повелительного наклонения. Но ПН может образовываться и с помощью частиц: давай погуляем, пусть поют, да будет свет и т. д. Это школьникам показывается в процессе выполнения упражнений. Однако нас сейчас интересует суффиксальный способ образования ПН.
Суффикс -и-:
Без суффикса (Ø):
Глядя на эти слова, мы не совсем улавливаем, в чем принципиальная разница между «и» и «й». В первой группе во всех словах «и» является суффиксом, а во второй группе ровно на тех же местах стоит буква «й», но она почему-то суффиксом не является:
Все дело в одном нюансе.
При образовании ПН берутся основы настоящего времени (для несовершенного вида) или простого будущего (для совершенного вида). Поясню вот это «или»: у глаголов совершенного вида просто нет настоящего времени. Нам сейчас важно обратить внимание на то, что повелительное наклонение не образуется от инфинитива (начальной формы глагола). А первый естественный порыв образовывать всё от начальной формы.
И вот у нас получается такой правильный расклад:
Как видим, звук [j] присутствует в основе настоящего времени, он просто не виден, так как входит в букву «е» (читает). При образовании повелительного наклонения мы отбрасываем окончание, но, поскольку звук [j] входил в основу, а не в окончание, он так и остается в основе. Таким образом, в слове «читай» никакого суффикса не добавилось и ПН образовано тем же бессуффиксным способом, что и, например, слово брось.
Но тогда возникает другой вопрос. Если [j] входит в основу слова читает, то куда его, этот [j], отнести? Это суффикс-аj- как вариант суффикса -а-? В школьной практике такой суффикс не выделяется. Или это отдельный суффикс? Но ему неоткуда там взяться в настоящем времени. Так что вопрос остается. Однако нельзя не согласиться, что [j] присутствует в основе настоящего времени. Поэтому логически выходит, что в образовании повелительного наклонения он не участвует. В повелительном наклонении этот звук [j] просто материализуется в букву й. Вот поэтому подавляющее большинство лингвистов не считают -й- формообразующим суффиксом для образования повелительного наклонения.
-Й- можно было бы считать суффиксом повелительного наклонения при одном из двух условий: 1) при образовании повелительного наклонения путем наложения -й- в виде второго звука [j] на уже существующий в глаголе настоящего времени звук [j] или 2) при образовании повелительного наклонения от инфинитива, где никакого [j] не было. Чтобы люди не сбивались на версию суффикса -й- в повелительном наклонении, им следует объяснить, что делает [j] в основе настоящего времени.
Глаголы в форме других наклонений со значением побуждения к действию
Это еще один вариант передачи значения ПН. Напомню, раз уж мы погрузились в эту тему.
Мы все хорошо знаем, что форма не всегда соответствует содержанию. Та же история и в языке. Форма, конечно, важна, но содержание важнее. Если старший по званию командным голосом произносит: «Упал — отжался!» — мы понимаем, что это он нам приказ отдает, а не рассказывает о своем новобранском прошлом. Хотя глаголы упал и отжался стоят в форме прошедшего времени.
Та же история с откровенным указанием «Пошел вон!» Грубо, но понятно, что здесь тоже не о прошлом речь. Можно, конечно, чуть смягчить требование формой условного наклонения: «А не пошел бы ты вон!»
Примерно такой же силы императив содержится в совете: «Берешь и делаешь!» А ведь форма-то у глаголов опять не соответствует содержанию: побуждение к действию передается формой настоящего времени.
Когда вам говорят: «Помыл бы ты посудку, дорогой!» — вы прекрасно понимаете, что здесь не подразумевается никакого условного наклонения, это просьба в мягкой форме.
В значении повелительного наклонения мы используем и начальную форму глагола (инфинитив): Взять его! Стоять!
На этом у меня все. Позже планирую написать статью, в которой мы сможем углубиться в познание повелительного наклонения и поговорить о таких понятиях, как императив и гортатив.
Спасибо, что интересуетесь. Здесь вам всегда рады!
Похожие публикации читайте в подборке.