Имя Михаила Маркиановича Гермашева было широко известно до революции, но впоследствии о художнике почти забыли. Он был востребованным мастером пейзажей, особенно зимних, и, по мнению многих современников, одним из лучших мастеров, которые могли изобразить на картине снег (а это считалось достаточно трудной задачей).
Михаил Маркианович Бубело, вошедший в мир искусства под фамилией Гермашев, родился 13 августа 1867 года в уездном городе Волчанске Харьковской губернии в дворянской семье. Отец его был мелким малороссийским чиновником. С 1892 по 1899 годы Гермашев учился в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были известные художники Абрам Архипов, Валентин Серов и Исаак Левитан.
В 1897 за картину «Снег выпал», которую позже приобрел П. М. Третьяков, художник получил первую премию «за жанр из русского быта» Московского общества любителей художеств им. Н.С. Мазурина. Известно, что награда составила 200 рублей, а картина была продана за 300 рублей. Деньги по тем меркам небольшие, но само нахождение картины художника в собрании Третьякова было показателем престижа и служило своего рода знаком качества.
Гермашев участвовал в ученических выставках. С 1890-х годов он стал членом группы московских художников «Среда», на выставках которой году экспонировал свои работы.
В 1903 году художники «Среды» устроили выставку-распродажу своих картин. Всю выручку они передали в пользу московских детских приютов. Нераскупленных картин Гермашева на выставке не осталось. А в 1911 году московский меценат Владимир Егорович Шмаровин открыл юбилейную выставку, посвященную 25-летию его сред (встреч для творческих людей).
«Сила ваша, Михаил Маркианович, – внушал Шмаровин Гермашеву, – в легкости кисти. У иного и глаз приметливый, а кисть тяжелая, словно долбит свое – вот я так вижу, и вы обязаны видеть так же! А у вас на картинах легко дышится. Умеете вы подметить красоту в деревце, склонившемся под тяжестью снега, в дымном солнце морозного дня, в декабрьских красных сумерках. Посмотришь – что ж особенного: все снег, снег, стожок сена и тот снегом припорошен, и белые гуси на белом снегу. А приглядишься – красота дивная, неописуемая. И смотрят на тебя вечерние зимние сумерки в деревне, березки, снегом занесенные, лесные болота и хмурое небо над ними, крестьянские ребятишки ловят рыбу в тихой заводи, угрюмые и одинокие сосны качают вершинами и стонут, лесная избушка ярко горит в ласковых лучах солнца, багровый осенний закат дробится в льдинках реки, а рядом тянутся журавли к югу, плот змеится по реке, околицы оживлены воробьями, церковка белеет вдали, вьется широкая степная дорога, окруженная старым жнивьём или волнами ржи. Сердце радуется этой чистоте, Михаил Маркианович! Прав был покойный Левитан, – Шмаровин судорожно вздохнул, – красота таится везде, надо только увидеть ее, почувствовать душой. От ваших картин душа отогревается, они как отблески последних лучей солнца на снегу, каждый луч хочется ловить, впитывать, вбирать в себя! Помяните мое слово, у меня глаз наметанный, вы не затеряетесь, ваши картины будут раскупаться!»
И действительно, работы М.М. Гермашева, отличавшиеся высоким мастерством исполнения, привлекали своей красотой и потому пользовались большим спросом у солидных любителей пейзажной живописи. Позже от частных коллекционеров в советское время в музеи поступило около десятка произведений Гермашева. Художник напряженно работал, активно участвовал в многочисленных московских и петербургских выставках, включая выставки академические и Товарищества передвижных художественных выставок.
Михаил Маркианович довольно много времени проводил в Москве, любил этот город и часто его изображал. Считается, что картина «Старая Москва. Улица Арбат» была написана на заказ для богатого московского промышленника.
Картина «Извозчик», изображающая одну из тихих московских улочек, поступила в музей из частного собрания киевского коллекционера Оскара Германовича Гансена. Ее второе название – «Замоскворечье».
Знали и интересовались творчеством художника и представители царской фамилии - так, одна из картин Гермашева была в коллекции великой княгини Елизаветы Федоровны (1864-1918).
Известно, что художник довольно много путешествовал по России. Любимыми темами картин художника были пейзажи средней полосы России, лирические, полные любви к родной природе. Его пейзажи средней России встречали теплый прием зрителей и положительные отзывы критиков. Работы художника по-человечески интересны не только творческим наполнением, но и как художественный документ того времени. Репродукции картин печатались в популярных журналах «Нива», «Живое слово», «Огонёк». Была выпущена серия открыток с картинами Гермашева.
Михаил Маркианович сотрудничал с рижским издательством художественных открыток «Ленц и Рудольф», которое с 1904 по 1914 годы выпускало открытки с его работами. Очень популярна была пасхальная серия. Также он был известным иллюстратором. Иллюстрации он создавал преимущественно для детских книг. На этой открытке репродукция картины, изображающая популярную среди детей пасхальную забаву – катание яиц.
В первые годы советской власти Гермашев участвовал в ряде художественных выставок, но впоследствии в 1920-х годах поселился в Париже. Высокое мастерство художника способствовало тому, что и в эмиграции его работы имели успех. Гермашев, возможно, и не подозревая об этом, пропагандировал красоты покинутой родины, ибо его написанные в 1920-е годы во Франции пейзажи русской природы были чрезвычайно популярными среди французов и многочисленных туристов из многих стран мира, которые охотно покупали его картины. Кроме того, выставки работ художника проводились в Салоне Национального общества изящных искусств, в галерее «Жерар». Но у жизни Гермашева во Франции была и обратная сторона: у него был заключен контракт с галереей «Жерар», согласно которому он должен был предоставлять ей хотя две картины в месяц. Отметим, что владелец галереи Леон Жерар львиную долю стоимости работ клал себе в карман, поэтому художник получал за свой труд немного. Но у Гермашева помимо этого возникла еще одна проблема: Жерар требовал от него рисовать исключительно Россию, при этом преимущественно зимой. Покупателям-французам было не интересно видеть Францию и своих соотечественников на картинах иностранца. Они хотели от российского художника русской экзотики. В итоге художнику приходилось постоянно писать однотипные пейзажи, превратившись из творца в ремесленника. Все это повергало Гермашева в уныние. Почти 10 лет художник был вынужден из дня в день писать русскую зиму либо по памяти, либо копируя старые работы.
«Мне часто задают вопрос: куда я иду, как художник, и что я делаю? Вот что я делаю — халтурю: пишу ежемесячно «Последние лучи» и отношу их господину Жерару. Какое ещё движение вперёд, кроме самой низкопробной халтуры, может быть у зарубежного русского художника, если он не хочет умереть голодной смертью?» - вспоминал художник о том периоде своей жизни.
Михаил Маркианович Гермашев умер во Франции в 1930 году. К сожалению, большая часть работ художника разошлась по частным коллекциям или была утрачена, поэтому о некоторых работах известно исключительно по открыткам, часто не слишком хорошего качества. В наше время работы художника продолжают радовать и восхищать тех почитателей изобразительного искусства, которым выпадает случай повстречаться с ними.
Еще больше интересного об отечественной культуре и искусстве вы найдете в нашем сообществе Вконтакте Сивцев Вражек: https://vk.com/sivrazhek