Второй распространенный тип реагирования на стресс от токсичного воспитания - твердое желание сбежать. Такое решение могут принять дети, имеющие в характере психастенический (аналитический) или шизоидный (внестандартный) радикал. К слову сказать, ошибочно считать психастеников робкими и нерешительными "тюфяками" - у них всегда есть жесткий внутренний стержень, который особенно ярко проявляется именно если загнать психастеника "в угол" (что часто и удается нарциссической матери).
Если же говорить о том, какова социальная роль "бегущего" ребенка при токсичной матери - это практически всегда роль Золушки.
***
Кажется, это из немецкого языка пословица: "Назови 99 раз человека свиньей - и на сотый он хрюкнет". Бесспорно, систематическое внушение - сильное воздействие на психику. Нарциссическая мать сливает на ребенка-Золушку весь свой негатив и проецирует все свои худшие качества. В том числе, чтобы ребенок "прогнулся" (не сломался, а именно прогнулся и служил матери-королеве). Но вспомним, что человек с психастеническим радикалом в характере практически никогда не выключает логику и критическое мышление - а человек с шизоидным радикалам не привязан к стереотипам о "святости" матери и ее неспособности причинить ребенку зло.
И ребенок, подумав, в итоге делает вывод: если я такой плохой, зачем моя мать меня терпит? Уйду с ее глаз долой и сделаю ее жизнь счастливее!
***
Куда бежать, по возможности, чтобы мама больше не достала? Отдельный вопрос.
Пока ребенок несовершеннолетний, это может быть побег в школьную активность. Если ребенок еще и зрелый не по годам, такой побег может быть представлен даже "на благо" нарциссической мамы: смотри, мама, у тебя ребенок-активист, школа им гордится, можешь смело хвастаться! Какой-никакой - а все же ресурс, и неплохое доказательство, что ты королева воспитания! "Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота", сегодня заседание одного школьного совета, завтра другого - только бы меньше бывать дома.
Отличниками в каноническом смысле слова такие дети, кстати, бывают редко - чаще твердыми хорошистами. Ибо, во-первых, общественная и дополнительная деятельность занимает много времени. А во-вторых - у такого ребенка уже четкий прицел размышлений, "кем быть и каким быть" по окончании школы, когда сбежать от матери будет можно уже на физическую дистанцию. Вот ребята и выбирают для пристального внимания предметы, по которым точно нужен высокий балл на итоговых тестах - а остальные предметы можно сдать и на "хорошо".
Но вот аттестат получен, совершеннолетие наступило - и человек вправе сам, без согласия родителей, выбирать место жительства. Многие дети нарциссических матерей, защищающиеся по типу бегства, выбирают вуз в другом городе или даже другой стране - чтобы физически переехать из родительского дома. С глаз долой - из сердца, как говорится, вон. Да, нарциссическая мать нуждается в Золушке рядом - но она часто и достаточно ленива, чтобы доставать ребенка на отдалении. Это как раз тот случай, когда благополучие убежавшего ребенка может измеряться в километрах.
Что делать, если и на значительном расстоянии нарциссическая мать "достает" - поговорим отдельно.
Также поговорим о соблазнах побега в дурную компанию или в секту, о чем надо помнить, чтобы этого не произошло.
Ребенок, выбравший стратегию побега, оказывается в выигрышном положении, потому что такая стратегия (снова по Питу Уолкеру) воспитывает в нем буквально с малолетства полезные качества в виде независимости, умения опять же охранять личные границы, способности полагаться прежде всего на собственные силы. Сбежавший от нарциссической матери ребенок в силу ранней сепарации трудолюбив, изобретателен (особенно при наличии того самого шизоидного радикала в характере) и упорен в достижении личных целей. Такой человек может осознанно "вырастить" у себя в характере черту, которую московский психотерапевт Николай Николаевич Нарицын называет "служебной эпилептоидностью" - не имея в характере эпилептоидности природной, но подражая ригидным людям, сбежавший ребенок воспитывает в себе склонность к четкому планированию, систематизации дел, тайм-менеджменту, установке правил работы. Как говорится - и отлично!
***
Но увы. Стратегия бегства способна создать и проблемы. Какой силы они будут - зависит от условий жизни конкретного человека после того, как он убежал из семьи. Мы сейчас давайте просто назовем эти проблемы, точнее, основные и самые часто встречающиеся из них.
- Тревожность, страхи до паники. "Как бы чего не вышло", "А вдруг?", "А что если?". Проблема психастеника порой в том, что он видит не два пути развития событий (верный и неверный), как природный эпилептоид, а сто, а то и тысячу. Вдруг все пойдет по худшему сценарию? Успею и вообще сумею ли я адекватно отреагировать?
- Ритуалы. Защиту от возникших страхов сбежавший ребенок может находить в определенных привычных ритуалах, которые он у себя формирует для скорейшего достижения спокойствия. Например, вы боитесь, что в ваше жилище проникнет вор - так проверять, заперта ли входная дверь, вы будете не менее пяти раз.
- Сосредоточенность на деталях дела без общей его оценки. В итоге картины того, какой результат вам нужно в итоге получить, в полной мере может не сложиться.
- Перепады настроения. Внезапно у такого человека может пропадать вера в себя - особенно если мамины "ласковые" наставления, в которых слово "лузер" было едва ли не самым мягким, еще достаточно свежи в памяти.
- Дефицит внимания и гиперактивность как защитная реакция. Ситуация, когда в итоге может даже потребоваться помощь врача-невролога или психиатра.
- Комплекс отличника. "Я могу защитить себя, только если сделаю все превосходно". Опять же, мама постаралась, вбив в голову идеи о враждебности мира.
- Трудоголизм, в который может перерасти трудолюбие. Быть все время занятым, чтобы не отвлекаться на зудяще-навязчивые мысли о том, что было дома и как сделать, чтобы этого не повторилось.
- Страх повторения боли. "Лучше не буду этим заниматься вообще" - если по оценкам ребенка боль в определенной ситуации может повториться. Так, к примеру, может проявляться избегающая привязанность.
***
Слово вновь Питу Уолкеру. Кэрол, та самая сестра нарциссиста Боба (выбравшего путь борьбы как противостояние матери-нарцисске), стала как раз ярким примером ребенка, убежавшего сначала в школьную активность, а потом и учиться (и жить) в другой регион. В родительский дом Кэрол больше не вернулась.
"Школа стала для нее своеобразной отдушиной. Когда она была в третьем классе, добрый учитель заметил ее способности и не уставал хвалить ее, так что она вскоре стала первой ученицей. К сожалению, ужасная тревожность, с которой она жила 24 часа 7 дней в неделю, вскоре переросла в обсессивно-компульсивный* подход к учебе, который во взрослой жизни переродился в разрушительный перфекционизм и трудоголизм".
Пит Уолкер "КПТСР"
*Обсессивно-компульсивным подходом здесь названо уделение со стороны Кэрол большого внимания мелочам, чтобы "ничего не упустить", а также придумывание ею успокаивающих ритуалов, чтобы снизить градус общей тревоги. Обсессивно-компульсивное поведение еще проявляется в появлении навязчивых мыслей и попытках от них отделаться через повышенную занятость.
***
Напомню относительно личной жизни, что сбежавший ребенок, бывший в родительском доме для матери Золушкой, может оказаться в ловушке вынужденного повторения. О том, что это такое, мы говорили здесь. Поэтому после побега от матери-нарцисски взрослым детям как можно скорее рекомендуется хотя бы консультация психолога, находящегося "в теме" абьюзивных отношений в семье - и по показаниям психотерапия.
***
Вот на этих двух способах реагирования на токсичное воспитание - борись или беги (англ. fight or flight) - психологическая наука ранее останавливалась. Но Пит Уолкер в своей практике вывел еще два типа реагирования: замирание и уступку. О них поговорим далее.
Продолжение следует!