Стоит ли при выборе жизненного пути опираться на навязываемые извне стереотипы, собственные страхи или нужно искать свой неповторимый путь самореализации, рассуждает коуч, маркетолог, фасилитатор, форсайт-модератор, автор онлайн курса для людей 13-17 лет по построению личной стратегии Юлия Корченко.
Ловушка установки «на данность»
Выбирать свой профессиональный путь можно по-разному. Можно пойти по пути трендов. Все идут в программисты, и я пойду. Потому что сейчас это востребовано. Хотя в глубине души мечтаю о пединституте, чтобы работать с детьми. Или мечтать о карьере программиста, но пойти в пединститут. Потому что я девушка, а всем известно, что у девушек хуже с математикой и точными науками. Да и учитель твердит, что «стать математиком мне не светит». И мама говорит, что для девочки важна прямая красивая спина, а этому способствуют танцы, а не сидение за компьютером по 10 часов. Я и сама понимаю, что они все правы. Поэтому пединститут ждет меня. Кому-то не дано рисовать, химия кому-то не дана.
Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» называет это «установкой на данность». Установка на данность предполагает, что у каждого человека есть ограничения, в рамках которых он может развиваться. Противоположностью этой установки она считает «установку на рост». Эта установка зиждется на убеждении, что любые качества любого человека вполне поддаются культивированию если приложить к этому усилия. Благодаря своим стараниям, каждый способен меняться и развиваться. Кэрол Дуэк убеждена, что настоящий потенциал человека неизвестен и непознаваем. Невозможно предсказать, чего способен добиться человек за годы увлеченного труда и тренировок.
Это она подкрепила примерами:
- Бен Хоган — один из величайших игроков в гольф всех времен и народов, в детстве был неуклюжим ребенком с очень плохой координацией движений.
- Синди Шерман, которая входит буквально во все перечни художников XX века, провалилась при поступлении в художественное училище.
- Джеральдин Пейдж — одной из выдающихся американских актрис столетия, в начале рекомендовали отказаться от этого занятия из-за отсутствия таланта.
- И даже Майкл Джордан был исключен из баскетбольной команды колледжа за недостаточные способности.
Так на что влияют эти установки и можно ли их изменить
Как вы сами наверное уже поняли, установка на рост позволяет не останавливаться перед неудачей. Пробовать снова и снова. Часто годами. Вероятно, именно про нее и говорил Уинстон Черчиль в своем знаменитом выражении:
Успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма.
Кэрол Дуэк с командой исследовали влияние установок «на данность» или «на рост» на успеваемость детей в средней школе. Их интересовало считают ли они свой интеллект качеством неизменным или, по их мнению, он поддается развитию.
Они заметили, что в начальной школе успеваемость детей с разными установками не сильно отличается. Однако начиная лет с 13 ситуация меняется в результате того, что дети начинают сталкиваться с бОльшими трудностями. У учеников с установкой на данность, успеваемость начинала снижаться. У других, с установкой на рост, она наоборот стабильно повышалась. Дети с установкой на данность, обвиняли внешние обстоятельства или свои умственные способности: «я просто тупой», «не дано мне быть математиком», «англичанка — тупоголовая уродина», и т.д. Ученики же с установкой на рост, оказавшись перед лицом провала, наоборот мобилизовали свой потенциал, а причинами неудач называли «я недостаточно занимался», «я недооценил задачу».
Для установки «на данность» подростковый возраст большое испытание. «Я умный или тупой? Я красивая или уродина? Я крутой или ботан? Я победитель или лузер?».
Знаете ли вы, что изобретатель IQ-теста Альфред Бине, составил тест в начале XX века для выявления умственных способностей учеников парижских школ, которым обучение не приносило пользы, для того, чтобы для этих детей разработать другие обучающие программы, а вовсе не для того, чтобы раз и навсегда зафиксировать уровень IQ.
Как вы наверно уже поняли, свои установки можно менять. Можете составить список своих установок «на данность» и переформулировать их в установки на рост. Например, «мне не дано поступить на иняз» замените на «я поступлю на иняз, если приложу все усилия». А затем задайте себе вопрос: а что я теперь буду делать по-другому? Найдите в своих мыслях еще десяток похожих установок и попробуйте изменить их. Наблюдайте, как изменится ваша жизнь, ваши планы, каких успехов вы достигли. Все в ваших руках!