Давайте признаем, не всегда есть настроение разгадывать тайны картин с глубоким смыслами. Иногда хочется живописного десерта. А самыми «десертными» по праву можно считать картины эпохи рококо.
Рококо - стиль зародился во времена регентства во Франции (1715—1723) и достиг апогея при Людовиках XV и XVI (1722-1792). Считается порождением светской культуры французского двора и аристократии. Идейная основа — вечная молодость и красота, бегство от реальности, стремление укрыться от нее в пастушеской идиллии и сельских радостях.
«Счастливые возможности качелей» — самая знаменитая работа французского художника Жана Оноре Фрагонара. Сочетание приятного глазу колориту с акцентированными сексуальными формами персонажей сделали работы этого художника востребованными среди покупателей, несмотря на ворчание критиков.
Ну что ж, начнем разбор!
Молодой герой (слева) в кустах наблюдет за красоткой на качелях, которую раскачивает пожилой супруг, не замечающий прячущегося любовника.
Композиция представляет собой треугольник. Присмотритесь, все три фигуры соединяются при помощи линий вытянутых рук.
В запечатленный на картине момент девица, находясь в верхней точке траектории, дает возможность удачливому кавалеру заглянуть под свое платье (особая пикантность заключена в том, что дамы эпохи рококо не носили белья…).
Такая щедрость оборачивается потерей туфельки, улетающей в статую Гарпократа — древнегреческого бога молчания и секретов. Левой рукой он показывает жест молчания — «Тсс!». А правой тянется к стрелам, намереваясь выстрелить в «жертв». Таким образом он демонстрирует свое расположение к молодым любовникам.
На голове главной героини мы видим шапо—бержер (пастушью шляпка), которая усиливает иронично-фривольный смысл произведения, так как в XVIII веке такие шляпки ассоциировались с внутренним благородством жителей сельских поместий, которые не были испорчены городскими соблазнами.
Следующая интересная деталь — собака, изображенная на правой стороне картины. Традиционно собака считается символом верности, но этот очаровательный хвостатый друг своим истошным лаем пытается предупредить хозяина о похождениях молодой супруги.
Действие разворачивается в саду неслучайно: розовые кусты в эпоху рококо являлись символом женской сексуальности. Но есть здесь и ложка дёгтя…
Присмотритесь, складывается ощущение, что это вовсе и не сад, а непроходимая чаща. Кроны деревьев создают ощущение, что «внутри» картины темно, не считая просвета посередине, в котором и замирает на миг красавица на качелях. Все дело в том, что таким образом художник хотел снизить градус чрезмерной легкости.
Возможно, Фрагонар понимал, что такое поведение никого не сделает счастливым. И даже в тот момент, когда молодая супруга изменяет благоверному, она «сгущает» вокруг себя тучи.
Интересно, что темнота надвигается на всех героев: присмотритесь к верхней части картины, где виднеется грозовое облако.
В общем и целом «Качели» можно считать своеобразным живописным откликом на нравы французского общества XVIII века. А уж что говорить о свободе нравов, когда наличие любовника или любовницы не то, что было нормой, а прямо-таки из серии «стыдно не иметь».
В то время частные заказы предназначались для размещения в интимных комнатах богатых домов. В таких помещениях глава семьи мог наслаждаться искусством в мужской компании.
Кстати, в оригинале картина называется "Les Hasards heureux de l'escarpolette", что можно перевести как — «Сладостные опасности качелей». И теперь вполне понятно почему.
Достигший кульминации французский гедонизм завершился революцией и отрубленной головой Марии-Антуанетты, но слава о Фрагонаре как о развратном художнике пережила все.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
А если вам нравятся разборы картин, то эти статьи будут вам интересны:
▫️Кем на самом деле была «Неизвестная» Крамского?
▫️Тайны Меленского диптиха: любовница короля в образе дерзкой Богородицы
▫️Скандальный сюжет в живописи: Лот с дочерьми
▫️Геракл и Омфала: как царица вила из героя веревки
▫️Живопись и кино: отсылки, которые вы могли пропустить
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)