МАЛЬЧИШКА С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
Ленинград – город его детства. Здесь он родился и вырос. В северной столице, по его собственному признанию, он заявил о себе как писатель, сочинив в соавторстве с Сергеем Гребенниковым пьесу-сказку «Колосок – волшебные усики». Её премьера состоялась в кукольном театре под руководством Евгения Деммени на Невском проспекте.
В зрелом возрасте он посвятил родному городу стихотворение «Хлеб», где в живую ткань повествования органично ввёл личные воспоминания о блокадном символе жизни:
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.
Хлеб везли на подводе. Стыл мороз за прилавком.
Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.
Ах какой он был мягкий, какой был хороший!
Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший…
Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями?
Поэт появился на свет в интеллигентной семье. Папа Николай Петрович был инженером на заводе «Красный треугольник», мама Елена Дмитриевна вела домашнее хозяйство. Предки по отцовской линии принадлежали к духовному званию, по материнской – к дворянскому сословию. Мальчик рос в ленинградской коммуналке на Васильевском острове.
Я – сын годов безрадостных. А лира
Моя – жалейка в камерной Руси.
Ах, сердце – коммунальная квартира,
В которой мы мальчишками росли.
В клетушках-клетках многое вмещалось.
Всё рядом – и чужое, и своё.
Всё уживалось – ненависть и жалость,
И ясный взгляд, и грязное бельё.
(«Я – сын годов безрадостных. А лира…»)
С самого раннего детства его окружали дворцы и памятники архитектуры, набережные, улицы и мосты столицы белых ночей. Вероятно, именно родной город пробудил в нём любовь к прекрасному. Родители поддерживали интерес сына к искусству. Мальчика водили на прогулки в Летний сад. В семилетнем возрасте он впервые попал на спектакль «Сказка о царе Салтане» в Мариинском театре.
В 1937 году родителей репрессировали. Отец сгинул в сталинских лагерях, мать сумела выжить. Воспитанием внука занялась бабушка Екатерина Петровна. Николай Николаевич вспоминал, что в первые дни Великой Отечественной войны во время бомбёжек они с котомками уходили из квартиры и прятались в бомбоубежище. Осенью 1941 года Колю Добронравова эвакуировали в город Горький, где на улице Студёной проживала его тетя Александра Петровна Зарослова. 300 граммов хлеба – вот и весь запас еды, которым располагали тогда мальчик и его родственница-учительница.
Весной 1942 года Николая Добронравова поместили в детский дом в подмосковном поселке Малаховка. Воспитанникам жилось несладко. Мальчишки военной поры зарабатывали, как могли. Рубили сосны, а на вырученные деньги ездили в Москву, где ходили на спектакли МХАТа.
Много знали мы бед и слёз.
Много горьких обид сносили…
Островок голубых берёз.
Детский дом в глубине России.
(«Много знали мы бед и слёз»)
Будущий автор всенародно любимых песен за феноменальную память и тягу к знаниям получил среди ребят прозвище профессор. Директор малаховской школы, учитель русского языка и литературы Яков Васильевич Васильев привил своему ученику любовь к поэзии. От школьного наставника Добронравов узнал о творчестве Есенина и корифеях Серебряного века. Под влиянием педагога мальчик выучил наизусть комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Нас хорошие люди учили,
на уроки собрав поутру.
Мы сноровку тех лет не забыли –
я и нынче уроки беру
у друзей
и у просто знакомых,
у наивных и мудрых детей
и у этого нежного клёна,
у колючих еловых ветвей…
(«Нас хорошие люди учили…»)
Среднюю школу он окончил с золотой медалью. Стоял перед выбором: куда пойти учиться. Остановился на Школе-студии МХАТ. Через два года после её окончания получил диплом Московского городского учительского института. Играл ведущие роли в спектаклях Московского театра юного зрителя (МТЮЗа): Арамиса в «Трёх мушкетерах», Гурда в «Королевстве кривых зеркал», Крузенштерна в пьесе Эдварда Радзинского «Мечта моя…Индия». Попробовал свои силы в кино («Спортивная честь», «Возвращение Василия Бортникова»). В МТЮЗе судьба свела его с Сергеем Гребенниковым. Вместе с коллегой он писал пьесы, инсценировки для радио, повести, позже дошла очередь до песен.
«ГЛАВНОЕ, РЕБЯТА, СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ!»
Поистине судьбоносным стал для Николая Николаевича Добронравова 1956 год. В кабинете музыкального редактора детского вещания на Всесоюзном радио Иды Горенштейн поэт и артист встретил начинающего композитора Александру Пахмутову. Молодым людям предложили написать песню о летнем отдыхе ребят. Совместная работа сблизила две творческие индивидуальности. На свет появилась задорная «Лодочка моторная» (в соавторстве с поэтом Сергеем Гребенниковым), а спустя три месяца после знакомства родилась новая семья. Добронравов с Пахмутовой поженились. Денег на пышное торжество у пары не было, поэтому свадьбу отпраздновали скромно. Вместо белого подвенечного платья на невесте был розовый костюм, сшитый мамой. Расписались в загсе и сразу отправились в свадебное путешествие. Медовый месяц провели в Абхазии. Солнце. Море. Друзья.
Всю дальнейшую жизнь супруги практически никогда не расставались. Вместе сочиняли, вместе гастролировали, летом 1962 года по заданию ЦК ВЛКСМ вместе отправились в большой тур по молодёжным стройкам Сибири. Иркутск, Ангарск, Братск, Усолье, Улан-Уде – маршрут путешествия. В результате этой поездки появился песенный цикл «Таёжные звезды» со знаменитыми композициями «Главное, ребята, сердцем не стареть!» и «Девчонки танцуют на палубе», а также книга «В Сибирь, за песнями!» (авторы С. Гребенников, Н. Добронравов). Её герои – реальные живые люди: энергетик, начальник Управления единой базы строительства промышленных предприятий Алексей Шохин, бригадиры Борис Гайнулин и Владимир Казмирчук, инженер-гидротехник Алексей Марчук, инженер Александр Днепровский, диспетчер управления строительства Усть-Илима Фред Юсфин, начальник изыскательской партии Александр Обрядин, дендролог Герман Тафинцев, инженер Спартак Губайдулин и др.
Музыкальные произведения супружеского дуэта стали достоянием нашей Родины, частью её истории. Космонавты горячо полюбили песню «Нежность», строителей Братской ГЭС тронула за душу композиция «По Ангаре», всю страну заставила прослезиться прощальная мелодия Олимпиады-80 «До свиданья, Москва!».
Пахмутова и Добронравов дружили с певцами Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской, Людмилой Зыкиной, Львом Лещенко, с семьями первых советских космонавтов, со спортсменами. Благами земными были не избалованы. Всегда жили скромно. Жёлтой прессе и охотникам за «жареными» фактами не давали ни малейшего повода для сплетен. Утешение, вдохновение и творческую подпитку они находили друг в друге.
Как трудно жить на свете, не любя,
И нам с тобой завидуют другие.
У нас с тобой счастливая судьба:
Мы небогатые, но очень дорогие.
(«Дорогая моя, дорогой»)
И только смерть Николая Николаевича разрушила этот удивительный союз двух высокодуховных людей.
Чужой напев, как пилигрим,
Стучится в души людям.
А мы с тобой назло другим
Свою пластинку крутим.
(«Пластинка памяти моей»)
«ХОТЕЛОСЬ БЫ ЖИТЬ БЕЗ ФАЛЬШИ»
Помимо множества песен Добронравов создал ряд поэтических сборников. А каким страстным и преданным болельщиком московского «Динамо» он был! «Ах, футбол – сердца звонкие струны!» – вслед за поэтом эти чудные строки готовы повторять все поклонники этого вида спорта.
Есенинские интонации любви и сострадания к братьям нашим меньшим услышит чуткое ухо в стихотворении «Ты прости меня, Джек».
На какую бы тему ни писал Добронравов – о строителях и геологах, о подводниках, о спортсменах и космонавтах, о детдомовцах, о детях войны, о любви и нежности, о судьбе страны, каждое его слово звучало весомо и искренне. «Хотелось бы жить без фальши», – строчка из стихотворения поэта может служить творческим и человеческим кредо этого достойнейшего человека. Выбор «на меже добра и зла» был для него очевиден.
В лучших произведениях Николая Николаевича израненное сердце стихотворца болело и кровоточило от боли за судьбу великой страны по имени Россия.
Горькая моя Родина,
Ты – и боль моя, и судьба.
Вновь кружит непогодина,
Только мы одни у тебя.
Так близка мне твоя даль далекая,
Ты Россия моя одинокая.
Облака над тобой невесенние,
Но я верю в любовь и спасение.
Горькая моя Родина,
Нет, нельзя тебя разлюбить.
Пусть судьба неустроена,
Надо веровать, надо жить.
(«Моя Родина»)
Время не сотрёт добрый след, оставленный одним из самых замечательных русских поэтов.
Текст: Винокурова Э.Е.