В настоящее время знакомство детей с литературно-художественными произведениями, историческими событиями происходит зачастую с помощью телекоммуникации, нередко продемонстрированной в виде анимационных фильмов. Подобное знакомство приводит к тому, что у детей в сознании возникает уже готовый образ, который в свою очередь замедляет процесс развития воображения, фантазии, абстрактного мышления, творческой деятельности.
Кроме того, в существенной мере затормаживается и речевое развитие малыша, словарный резерв ограничивается минимальными бытовыми нормами, поскольку в большинстве мультипликационных кинофильмов акустический комментарий состоит из яркого музыкального сопровождения, комплекта шумов, а речь персонажей ограничивается несколькими короткими фразами на протяжении всего сюжета.
Практически во всех странах мира функционирует проблема влияния «телеэкрана» на становление личности ребенка. По сведениям ЮНЕСКО, приблизительно 93% современных детей в мире проводят у экранов телевизоров, ноутбуков около 30 часов в неделю, а точнее 4,2 часа в день. Однако, в выходные дни количество часов, проведенных у телевизора за просмотром различные мультфильмов, кинокартин, увеличивается в 1,5-2 раза.
Среднестатистический российский ребенок, который достиг 18 лет, умудряется увидеть по телевизору около 100 тысяч кровавых и насильственных сцен. Последствия такой телевизионной зависимости, интернет-зависимости отражаются на физическом и психологическом здоровье, а также на процессе становления личности.
Психоаналитик Дэйвид Гроссман одним из первых подтвердил, что агрессивные кинофильмы и сюжеты анимации инфицируют враждебностью, и в значительной мере к ней предрасположены дети дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе многолетнего исследования за неуправляемым телепросмотром малышей, было выяснено, что безжалостность на телеэкране провоцирует плохое поведение и в жизни.
Эксперты, взаимодействующие с возрастной группой малышей-дошкольников, всё чаще сталкиваются с искаженным поведением, которое проявляется в агрессивном поведении, а также зажатости и обособленности ребенка. Дети стыдятся ответить на простой вопрос взрослых, но при этом абсолютно не страшатся гримасничать, показывать непристойные жесты, проговаривать бранные слова, превосходно осознавая подтекст всего происходящего. Дети, которые относятся к данной группе, стремительно и ловко перенимают отрицательные концепции поведения, хотя нередко не видят ничего аналогичного дома.
Также стоит отметить, что большое количество часов, проведенных перед телевизором, может вызвать у ребенка ночные кошмары, бессонницу.
Дозируйте просмотр телевизора и планшета, больше читайте детям и разговаривайте с ними обо всем на свете. Ничто не сможет заменить качественный досуг и живое общение с родителями.
Автор – методист дошкольных корпусов - Анна Цангари