В следующем году исполняется 50 лет с момента открытия географического центра СССР. И самое интересное, что эта точка находится в Нижневартовском районе. Нам удалось найти человека, который первым ступил на «священную» для советского времени землю.
Единственная в мире
Бортмеханик вертолета Ми-4 Людмила Крючкова (а сейчас Кошиль) – единственная в мире женщина с такой должностью. В Нижневартовске Людмилу Кошиль помнят еще и как активистку, комсомолку и депутата.
Так вот, это именно она в апреле 1974 года первой выпрыгнула из вертолета Ми-4 с бортовым номером 36574, зависшего над заснеженным озером в точке с координатами 62 градуса 30 минут северной широты и 82 градуса 30 минут восточной долготы.
– Обнаружение центра государства было великим событием великой Страны Советов. В Москве готовилась большая экспедиция к центру СССР, приуроченная к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Задача нашего экипажа была отыскать это место физически. На карте-то его обозначили, а вот в жизни его надо было еще найти. Наш полет был разведывательным. А за нами уже, как говорится, потянулись караваны, – вспоминает Людмила Алексеевна. – По инструкции бортмеханик первый выходит из машины, осматривает все и говорит: висеть, садиться или перелетать на другое место. Я девушка небольшого роста: шагнула из вертолета и провалилась по пояс в снег. В общем, сели.
Без флага нельзя
Вместе с Людмилой Крючковой ответственную миссию выполнили: командир экипажа Анатолий Писарчук, второй пилот Евгений Подгорный, штурман Владимир Геращенко, начальник геофизической партии Мегионской нефтеразведочной экспедиции Павел Клочан и спецкорреспонденты газеты «Известия» В. Козлов и В. Монахов.
По пути следования разведгруппы находился национальный поселок Корлики.
«Вертолет пошел на снижение. От горстки бревенчатых изб, составляющих хантыйское село Корлики, уже мчались к месту посадки оленьи упряжки», – писали в статье Козлов и Монахов. Председатель сельсовета Василий Хохлянкин и другие охотники уже знали об открытии центра страны, находящегося от села в 108 километрах, и одобряли: «Знать, однако, будем, не на краю Земли живем».
– Дозаправку мы делали в поселке Сосновый Бор, местные жители принесли из сельсовета и вручили командиру вертолета Анатолию Писарчуку красный флаг со словами: «Однако, без флага вам никак нельзя. Вы первые». Вот этот флаг мы и прикрепили к поваленному на точке кедру, – вспоминает Людмила Кошиль.
Первооткрыватели и первопроходцы
Надо сказать, что в 1970-е годы гаджетов со встроенной навигацией не было. Кроме того, эра ЭВМ (электронно-вычислительных машин) только-только зарождалась. Поэтому математический расчет координат занял несколько лет.
– По примеру русского ученого Дмитрия Менделеева, который вычислил географический центр царской России, доктор технических наук, академик Петр Бакут рассчитал центр сухопутной территории СССР. Возглавил экспедицию редактор журнала ВЦСПС «Турист», фронтовик и путешественник Николай Тарасов, – рассказали сотрудники Нижневартовского краеведческого музея. – Около 10 лет шла подготовительная работа. В конце 1973 года наши предварительные расчеты обсуждались на заседании бюро отделения картографии Московского филиала Географического общества СССР. Вице-президент Международной картографической ассоциации профессор Салищев резюмировал – идея прекрасная, но расчеты нуждаются в доработке: надо уточнить контур территории СССР, учесть эллипсоидальность Земли. Повторный расчет на ЭВМ с учетом новых данных был закончен в январе нынешнего года. Эти координаты были признаны как официальные координаты района Центра территории СССР в Научно-редакционной картосоставительской части Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, – рассказывал газетчикам Тарасов в 1974 году.
Особо ценный материал
С такой пометкой, сделанной от руки, в фондах Нижневартовского краеведческого музея хранится репортаж «Трудный путь к «Центру». Это машинописный текст на 9 листах формата А4, подписанный: «Нижневартовск – центр территории СССР – участник экспедиции К. Марсель». От руки пометка: «Замалетдинов».
Репортаж почти поминутно описывает события 9 и 10 июня 1974 года – дни большой научно-спортивной экспедиции журнала ВЦСПС «Турист» и Центрального совета по туризму и экскурсиям.
Кстати, репортаж, некоторые фотографии и флаг с автографами 20 участников экспедиции сдал в музей Кайман Замалетдинов. На момент экспедиции этот партийный деятель был инструктором промышленно-транспортного отдела горкома КПСС и отвечал за доставку груза и перевозку пассажиров.
Маршрут пролегал через Ваховск, Корлики и Сосновый Бор. Участники экспедиции с топливом, палатками, спальниками, складными байдарками, продуктами, лопатами и другим инвентарем вылетели из Нижневартовска самолетом Ан-2 и двумя вертолетами.
Здесь будет обелиск
Экспедиция выполнила свою миссию – торжественно открыла географический центр страны.
10 июня в полдень все участники выстроились в шеренгу на высоком холме. Начальник экспедиции, инструктор горкома КПСС, председатель горисполкома, и начальник НГДУ «Мегионнефть» в точке центра установили бронзовую табличку с надписью «Здесь будет установлен обелиск Центра территории СССР».
«Высоко в небо взвился алый стяг – государственный флаг СССР. Повернувшись фронтом на Запад, Восток, Север и Юг, мы приветствовали троекратным «Ура!» все национальные республики, нашу Родину. Впервые в этом глухом, теперь известном на весь мир краю звучал «Интернационал». В небо запустили 15 ярко-красных ракет по числу республик.
Комсомольцы выступили с инициативой взять шефство над «объектом», развернуть тут Всесоюзную комсомольскую стройку и проводить интернациональные походы.
Озеро Интерлор
В связи с географическим открытием в Москве, на оборонном заводе «Дельфин», уже отливали из титана монумент весом 700 килограммов и высотой 5,5 метров с надписью «Центр территории СССР. Братству народов Советского Союза посвящается». Обелиск по форме напоминал парус, наполненный ветром странствий.
Специальная экспедиция в том же году должна была доставить и установить монумент на остров в центре озера Интерлор (названого так участниками экспедиции). До этого планировалось экспонировать уменьшенную копию обелиска на ВДНХ, затем в Тюмени. Окончательное пристанище макет должен был обрести в центре Нижневартовска перед зданием горкома КПСС.
Из документа стало известно, что Министерство связи СССР подготовило к печати марки, конверты, значки, сувениры и памятные медали с изображением географического центра территории СССР.
Вырастут небоскребы
«В некотором удалении от обелиска на площади 1,5 квадратных километров раскинется карта Советского Союза, где каждой союзной и автономной республике будет отведено место для строительства своего павильона или коттеджа. Все самое лучшее из народного творчества, прикладного искусства и культуры будет представлено в миниатюре на их территории, на карте Родины, – цитируем репортаж. – Откроется прямой пассажирский вертолетный маршрут «вертодром Нижневартовска – центр и обратно». По городу пойдут новые экскурсионные «Икарусы», построятся высотные дома и гостиницы. На озере Интерлор откроется лодочная станция, а вокруг – турбазы и финские домики. На острове будет кафе «Центральное». Между прочим, план был принят главным архитектором Тюменской области В. А. Бешкильцевым и назван «Генеральная схема центра территории СССР».
– Но грандиозным планам не суждено было осуществиться. Решением начальника Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР генерал-майора Кутузова все начинания были перекрыты. Был уничтожен тираж «Туриста», где размещался материал об экспедиции к центру. Впоследствии непонятным образом исчез и сам титановый монумент, – говорят сотрудники музея. – Остался только памятный знак в виде фирменного знака журнала «Турист». Перо, стилизованное под палатку, установлено 09.06.1974 вблизи левого притока Таза реки Покалькы. Сейчас знак находится на территории Верхне-Тазовского заповедника.
Кстати
Радиодесант экспедиции «Победа-30»
За месяц до того, как официально был установлен флаг в центре страны, у истоков реки Таз побывали участники другой экспедиции – радиодесанта. Были операторы радиостанции журнала «Радио» Иван Казанский, Олег Неручаев, Борис Рыжавский и корреспондент журнала «Гражданская авиация» Лев Быковских. Десантники достигли географического центра страны на вертолете Ми-4, бортмехаником была наша героиня – Людмила Крючкова (Кошиль). За осуществление авиарадиодесанта Людмила Крючкова награждена грамотой, подписанной легендарным героем Великой Отечественной войны, маршалом авиации Александром Покрышкиным 17 мая 1974 года.
Читать в источнике
Не на краю Земли живем, однако
7 минут
14 прочтений
7 декабря 2023