Найти тему
Ведомости НСО

Дать свою фамилию

Оглавление

Что такое «осознанное родительство» и почему будущим усыновителям важно пройти курс обучения в специальной школе?

Актриса Новосибирского театра кукол Яна Трегубова раскрывает ребятишкам секреты кукол.
Актриса Новосибирского театра кукол Яна Трегубова раскрывает ребятишкам секреты кукол.

Однажды директор благотворительного фонда «Солнечный город» Марина Аксёнова сказала: «Дети не должны жить в казённых учреждениях!» — и эта формула семейного устройства детей, оставшихся без родительской заботы, сегодня активно применяется в Новосибирской области. Попечители и приёмные семьи получают государственные преференции за свой почётный труд, но в этой семейной шеренге отдельно стоят родители, которые забрали ребёнка из сиротского дома и дали ему свою фамилию, — усыновители. В Новосибирском областном театре кукол прошёл День усыновителя — этот праздник в первое воскресенье декабря традиционно проводит министерство труда и социального развития НСО вместе с общественной организацией «День аиста». В пространстве театра носилась весёлая ребятня — для неё были организованы зоны игровой активности, аквагрим, мастер-классы по ведению кукол и просмотр спектакля «Конёк-Горбунок».

Особенные семьи

Витя сказал по секрету, что он уже очень любит свою маму.
Витя сказал по секрету, что он уже очень любит свою маму.

Татьяна, счастливая мама 10-летнего Вити: «У нас с мужем нет своих деток. И вот однажды мы сели: ну что — берём ребёночка на усыновление? Пошли в школу приёмных родителей, которая работает в организации “День аиста” и решили, что будем учиться очно. Поставили своих работодателей перед фактом, что на выходных нас тревожить нельзя, мы учимся. Было очень интересно, но сложно в психологическом плане. Отучились — и начался поиск. Мы, конечно, хотели ребёнка помладше, но потом решили: почему мы не даём шанс стать счастливым тому, кто старше? Нам позвонили и сказали, что есть прекрасный мальчик Витя. Мы приехали, познакомились и забрали его. Опека нам хотела дать что-то вроде испытательного срока, беспокоились, что мы не сойдёмся характерами, боялись, что обратно его в детский дом вернём. Вначале была, конечно, дистанция — мы все разные, все с характерами. Но с каждым днём мы становились всё ближе, и я теперь жизни не представляю без своего сына».

Эксперты-«аисты» считают, что семьи, которые усыновляют/удочеряют детей, проходят сложный психологический путь, когда некровный ребёнок становится им родным: «Мы сердцем рожаем», — обычно говорят мамы усыновлённых детей. Здесь много нюансов, отличающих такую семью, скажем, от приёмной: детка берёт фамилию и отчество своих некровных родителей, имеет все права на наследство, а родители-усыновители не получают на ребёнка ежемесячных пособий от государства — в отличие от людей, которые взяли детей в опеку. Это не просто поступок — полное переформатирование своей жизни с чётким осознанием, что теперь ребёнок носит твою фамилию, а отказаться от него — всё равно, что сдать родного в детский дом.

— Семьи, которые усыновили детей, — это особенные семьи, потому что для них ребёнок становится родным, — говорит министр труда и соцразвития региона Елена Бахарева. — Такая форма жизнеустройства детей должна постоянно развиваться, поскольку она является самой щадящей и благоприятной для дальнейшего развития ребенка. Всего в регионе порядка 1 500 детей воспитываются в семьях усыновителей, в этом году 42 счастливых ребёнка обрели своих родителей — настоящих маму и папу. Эта цифра несколько лет уже стабильна.

Министр подчеркнула, что главное условие усыновления — это обучение будущих мам-пап в школе приёмных родителей. Сегодня в регионе работает семь таких школ, а началось всё в 2005 году, когда общественная организация «День аиста», созданная подвижницей теории усыновления Евгенией Соловьёвой, начала поддерживать родителей, решившихся на этот важный шаг. Дело в том, что создание опекунской и усыновительской семьи — это процесс, который требует определённых навыков и опыта: ведь с появлением некровных детей в семье могут обостряться отношения, и не все родители понимают, как нужно правильно поступить в той или иной ситуации. «День аиста» начинался как место, где все желающие принять в семью некровного ребёнка могли обсудить свою ситуацию с теми, кто уже прошёл через тот или иной этап некровного родительства.

Не предай!

Аквагрим — билет в сказку.
Аквагрим — билет в сказку.

Дина, мама трёхгодовалой Танечки: «Мы с мужем выпускники школы приёмных родителей “День аиста” 2022 года. А через девять месяцев после окончания учёбы у нас появилась дочка, которую мы взяли из детского дома Прокопьевска. Мы очень долго шли к этому решению, своих детей у нас нет. Учёба была очень сложной в психологическом плане, нас готовили к разным ситуациям, ведь когда ты забираешь ребёночка, вы по сути друг для друга чужие люди. Мы живём вместе уже три месяца, но сказать честно — какой-то жёсткой адаптации у нас не было, агрессии и кидания игрушек. Мы пока дома находимся, детский сад Танюше, мне кажется, ещё не нужен, она только что вышла из системы и ей может показаться, что мы её предаём и возвращаем обратно. Она сразу начала называть “папой” мужа, а потом и меня“мамой”. Она к нам привязана, и мы уже к ней сильно. Нашли мы её случайно. Мы очень долго шерстили базу усыновителей — у меня было мифическое представление, что очень много детей ждут усыновления. Да, очень много детей с инвалидностью, но мы с мужем честно признались себе, что мы не в том ресурсе, чтобы усыновить ребёнка с пятой группой. Мы оценивали свои силы реально».

Официальная российская статистика гласит: ежедневно 14 детей возвращаются в казённые учреждения из приёмных семей. Причины «возврата» у несостоявшихся родителей разные: у кого-то были слишком завышены ожидания, когда родительство представляется «пасхальной открыткой» с ангелами и херувимами, а в жизни — разнополярные характеры и трудности подросткового возраста. А кто-то и вовсе так и не смог полюбить ребёнка, принять его сердцем — вот не смог и всё тут. Но руководитель «Школы приёмных родителей» при Институте развития семейного устройства Дина Магнат пишет в свой научной работе: «в любом, даже самом тяжёлом случае ответственность лежит только на взрослом». Потому что, как считают психотерапевты, последствия вторичного сиротства для ребёнка чудовищны — после предательства вновь обретённых родителей он перестаёт верить людям и начинает рассматривать всех взрослых как трусов и эгоистов. Ошибочно считать, что двухлетняя крошка, которую вновь сдали в казённый дом, потому что новая мама не рассчитала свои душевные силы, ничего не помнит — предательство важных взрослых людей отравит ядом всю её последующую жизнь.

КСТАТИ

Ошибочные мотивации родителей-усыновителей

  • «Я одинок, мне нужен ребёнок»
  • «Мой кровный ребёнок — эгоист, ему нужен брат/сестра»
  • «Хочу, чтобы семья была, как у всех»
  • «Наш брак распадается — ребёнок его скрепит»
  • «Воспитаю для себя, чтобы в старости помогал»
  • «Замещу ребёнком пустоту после ухода близкого человека»
  • «Не хочу иметь биологических детей»
  • «Совершу благородный поступок»
У каждого ребенка должно быть детство, где есть мама с папой, радость и сказка
У каждого ребенка должно быть детство, где есть мама с папой, радость и сказка

— Неважно, по каким причинам человек «возвращает» ребёнка, — считает практикующий семейный психолог Евгения Соловьёва, мама пятерых детей (кровных и усыновлённых). — Это означает только одно — он не стал родителем. И давайте будем точны в определениях: ты не «возвращаешь» ребёнка, а именно отказываешься от него.

Кстати, сегодня «Школа усыновителей и опекунов» при НГООУ «День аиста» — самая жёсткая в плане родительских тренингов, там будущим мамам-папам над, как в той сказке, «железные хлеба изгрызть и железные башмаки стопать». Специалисты должны из пар вытянуть их истинную мотивацию: почему вы хотите усыновить ребёнка? Принятие ребёнка — это не фотографии в стиле «ми-ми-ми», это большая и взрослая ответственность. Как говорят на усыновительном сленге: «Родить из “сердца”вовсе не проще, чем из “живота”. Пуповина должна обязательно вырасти».

ВНИМАНИЕ!
Будущим родителям-усыновителям важно помнить, что среднестатистический портрет ребёнка, живущего в казённом доме, — это не голубоглазый херувим с кудряшками. Это дети, пережившие глубокий травматичный опыт и остро нуждающиеся в любви и доверии.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

Читайте также:

Счастлив ли ты?

-5

Чем похожи счастливые семьи, как преодолеть трудности воспитания детей и почему опасно «мобильное рабство»?

Вы его не любите!

-6

Почему учителя становятся жертвами буллинга со стороны школьников и их родителей и что с этим делать, по мнению экспертов?

Родители, оно вам надо?

-7

Чем опасно эмоциональное насилие в семье и как его распознать?

Что в имени тебе твоём?

-8

Знают ли подростки о своих правах и почему немало тех, кто хочет изменить имя?