Найти в Дзене

«Поклон кораблям Великой Победы»: полное погружение в толщи истории

Константин Богданов – учредитель московского Разведывательно-водолазного клуба, команда которого вот уже 18 лет занимается поиском затонувших кораблей и подводных лодок эпохи Второй мировой войны. За плечами поисковиков – десятки экспедиций и сотни найденных моряков, годами считавшихся пропавшими без вести.

Поддержку Фонда президентских грантов Константин и его команда получают в седьмой раз. А в 2019 году свое доверие им лично выразил президент России Владимир Путин, спустившийся в батискафе на дно Финского залива. Помимо этого, в списке достижений руководителя водолазного клуба звание «Человек года», присвоенное ему Русским географическим обществом.

С чего начинались первые поиски участников клуба и куда они приводят сегодня, рассказываем в этой статье. В ней лидер поискового движения вспоминает самые пронзительные моменты соприкосновения с прошлым, объясняет, почему «нельзя проводить границы по братским могилам» и делится своими мыслями о том, как на самом деле в российских семьях должна заканчиваться военная история.

Как и большинство грандиозных проектов, инициатива, выросшая до всероссийских масштабов, зарождалась довольно скромно. В 2005 году небольшая команда дайверов-любителей обсуждала планы на 9 мая. Была 60-я годовщина Великой Победы. Идеи звучали разные. Одну из них озвучил Константин Богданов. Вдохновившись семейной историей товарища, чей отец в годы войны служил на подводной лодке, он предложил возложить венки к затонувшим кораблям и провести воинский церемониал. С этого началась первая мемориальная акция, участники которой проделали путь от Новороссийска до Севастополя.

«Мы тогда подумали: в канун праздника к памятникам солдат, погибших в годы войны, встают почетные караулы, около них зажигают Вечный огонь, возлагают цветы. А к морякам, погибшим вместе со своими кораблями, никто не приходит. Да и о месте нахождения многих из них в целом никто не знает. С другой стороны, они лежат на глубине 30–50 метров. И даже те, кто умеет обращаться с аквалангом, на такую глубину не всегда могут безопасно опуститься, что уж говорить о родственниках моряков. Вместе с этими размышлениями родилась идея самим отыскать корабли и отдать воинские почести их экипажам. Это сразу же стало нашей ежегодной традицией», – вспоминает Константин Богданов.

Поворотной точкой для его команды стал период с 2007 по 2008 годы. В это время водолазы нашли на одном из черноморских кораблей класса «Морской охотник» судовой журнал, благодаря которому установили личность помощника капитана. Им был старший лейтенант Виктор Максимович Шпанько.

«Представляете, спустя 70 лет мы подняли бумагу, на которой карандашом велись записи о жизни корабля? Весь этот судовой журнал был исписан. Мы отдали его на экспертизу, и специалисты смогли расшифровать подпись», – с восторгом рассказывает Константин.

Своей находкой дайверы поделились в новостном сюжете на телеканале «НТВ». Таким способом им удалось найти родственников моряка буквально за 15 минут. В студию новостей позвонила жена одного из его сыновей. А дальше были трогательные встречи, разговоры о судьбе героя, теплые воспоминания и неподдельные эмоции тех, кто всю жизнь ждал домой невернувшегося солдата.

С тех пор в команде клуба начался переход от мемориальных акций к поисковой работе. А еще через год команду ждал новый поворот. Вместе с коллегами из Болгарии водолазы отправились обследовать подводные лодки Щ-210 и Л-24 на глубине около 60 метров.

«Незабываемый момент. Настоящее соприкосновение с историей. Открыли люк – а оттуда вышел пузырь воздуха. Воздух 1942 года вырвался на поверхность. Судовой журнал мы тогда не нашли, потому что внутри подводная лодка полностью сгорела. Там был мощнейший внутренний взрыв, унесший жизни моряков», – снова погружается в прошлое Константин.

В 2012 году со своей командой он перебрался из Черного моря в Балтику. Первым объектом на новой территории стала подводная лодка П-1 «Правда». А после благодаря стараниям председателя координационного совета экспедиции, депутата Государственной думы, бывшего директора ФСБ Николая Ковалева водолазы впервые вышли в закрытую пограничную зону российских островов Финского залива, где лежали подводные лодки, которые никто никогда не искал. В этот же период сформировался основной состав сегодняшней команды Разведывательно-водолазного клуба.

Годом позже, в 2013-м, поисковики нашли подводную лодку С-9 и линейный парусный корабль «Лефорт», построенный еще в XIX веке. Эти находки послужили толчком к появлению нового направления в работе команды.

«Благодаря нашим партнерам – компании Транснефть и Русскому географическому обществу – мы нашли деньги и организовали экспедиции, по итогам которых сделали уникальную для России, да и для мира работу – 3D-модель сохранившегося линейного корабля и показали, как он выглядит изнутри», – вспоминает Константин Богданов.

Параллельно с новым для себя делом водолазы продолжали искать подводные лодки. За годы своей работы они успели провести поиски на границе с Украиной, Болгарией, Финляндией и Эстонией. И все это время девизом им служила идея: «Нельзя проводить границы по братским могилам».

Сегодня в команде клуба – 25 человек. Из них ныряют лишь шестеро. Остальные отвечают за другую не менее ответственную работу на суше. Всех их объединяет увлеченность своим делом. В группе есть люди, работающие в архивах, священники, фотографы, операторы и, конечно, исторический консультант.

Свой первый президентский грант Разведывательно-водолазный клуб получил в 2017 году. Тогда команда проекта «Поклон кораблям Великой Победы» занималась поиском подводных лодок, затонувших в Финском заливе во время Второй Мировой войны. Работы велись в районе островов Гогланд и Большой Тютерс. В результате были обнаружены лодки Щ-317 и Щ-405, а также останки 81 моряка. Водолазы исследовали причины их гибели и провели мемориальные акции, на которые пригласили родственников найденных членов морских экипажей.

«С первого же конкурса началось наше сотрудничество с Фондом президентских грантов, благодаря которому мы получили возможность реализовать инициативы так, как это видим мы. Около 2/3 лодок, найденных нами, мы смогли обнаружить в рамках проектов, поддержанных фондом», – отмечает учредитель клуба.

Места гибели лодок авторы инициативы внесли в официальный реестр братских могил Министерства обороны России. На основе собранных поисковиками данных были созданы три виртуальные музейные экспозиции, четыре документальных фильма и десять телевизионных сюжетов. Инициатива организации «Поклон кораблям Великой Победы» вошла в топ-100 лучших проектов, поддержанных Фондом президентских грантов.

«Все это – способ сохранить память, которая разрушается на глазах. Через несколько лет эти могилы исчезнут: корабли сложатся и рассыпятся. А в Балтике вода такая, что и сегодня ничего не видно. Именно поэтому мы оплываем корабли, делаем съемку и составляем виртуальные модели. Только так эти объекты можно сберечь для будущих поколений», – объясняет руководитель организации.

В 2018–2019 годах команда проекта совершила пять совместных российско-финско-эстонских экспедиций и увековечила память об экипажах трех советских подводных лодок. По итогам экспедиций авторы инициативы создали открытые виртуальные музейные экспозиции, включающие 3D-модели лодок в их текущем состоянии с наложением реальных фото- и видеоматериалов. В результате проделанной работы числиться пропавшими без вести перестали 92 моряка-подводника.

В 2019 году участники Разведывательно-водолазного клуба снова отправились в экспедицию «Поклон кораблям Великой Победы: Бессмертный дивизион». В результате авторы проекта сумели найти лодки Щ-308, Щ-302 и М-96.

«Сегодня в российских территориальных водах не осталось подводных лодок, числящихся пропавшими без вести. До российской границы “подводная война” в Финском заливе окончена», – подчеркивает Константин Богданов.

Участие в мемориальной акции по итогам экспедиции принимал президент России Владимир Путин. Вместе с командой проекта глава государства спустился в батискафе на дно Финского залива, где почтил память подводников, затонувших на борту подлодки Щ-308 «Семга».

«Я предложил, чтобы батискаф принес с собой табличку с именами членов экипажа. Ребята ждали под водой. Ее они приняли, можно сказать, из рук президента, чтобы закрепить на кормовом орудии», – вспоминает руководитель проекта.

На основе результатов экспедиции организаторы также создали 3D-экспозиции в виртуальном музее.

Руководитель проекта отмечает: «Вместе с нами погружения совершает священник – эконом Данилова монастыря, игумен Иннокентий (Ольховой). Он подводный оператор команды. Иногда увиденное на глубине производит на него такое сильное впечатление, что он читает панихиду прямо у борта затонувшего корабля. Службу проводят и наверху, для родственников моряков. Это, как мне кажется, очень душевно и правильно. Вместе с выстрелами военного салюта звучат слова молитвы».

В 2021 году новой целью команды клуба стало проведение масштабных исследований акватории Финского залива между Таллином и Кронштадтом. Авторы идеи хотели восстановить картину событий, связанных с одним из самых драматичных эпизодов войны за Балтику – эвакуацией кораблей и судов из осажденного Таллина. Тогда, в августе 1941 года, за одну ночь на минных полях у мыса Юминда погибло 19 боевых кораблей, 18 транспортов, 25 вспомогательных судов. Команда проекта осуществила поиски и идентификацию наиболее крупных судов, а также разработала технологию создания виртуальных музеев кораблей крупного тоннажа.

Помимо этого, участники экспедиции сумели собрать интерактивную карту затонувших кораблей, провести памятные акции с участием потомков моряков, организовать международные конференции и выпустить телевизионные сюжеты и документальные фильмы.

Еще одним направлением работы организации стал проект «Голоса погибших кораблей». По его итогам в 2022 году – в год 80-летия с момента гибели двух самых крупных боевых кораблей Балтийского флота, лежащих в территориальных водах России, – поисковая группа провела детальную видеосъемку кораблей «Буря» и «Фугас». А еще открыла в Кронштадте музейную экспозицию, в основе которой поднятые со дна судовые колокола. Кроме того, на границе России, Финляндии и Эстонии – на острове Гогланд – авторы проекта провели концерт с участием группы Ва-Банкъ и Александра Ф. Скляра. Зрители торжественной программы услышали не только легендарные песни о море, но и звучание отреставрированных колоколов, поднятых с кораблей спустя 80 лет после их гибели.

«Каждый год осенью мы проводим отчетную конференцию, где собираем родственников солдат и вручаем им капсулы с грунтом или частичкой воды с мест гибели моряков. Это, пожалуй, один из самых пронзительных моментов в нашей работе. Вместе с этим сухие строчки из похоронки становятся частью жизни, история войны в этих семьях подходит к концу, и герои наконец-то возвращаются домой. Помню, как со словами “Папочка, ты наконец вернулся” плакала бабушка – дочка найденного нами политрука. Такое никогда не забудешь», – продолжает рассказывать Константин о работе своей команды.

Оглядываясь назад, руководитель Разведывательно-водолазного клуба признается, что после окончания очередной экспедиции каждый раз он думает о том, что лучше, чем то, что уже сделано, ничего не придумать. Но потом проходит время, приходят новые задачи и появляются силы на что-то новое и интересное.

«И вот ты уже берешь и делаешь. Например, сейчас мы хотим продолжить экспедиционную работу, но при этом искать уже не только военные, но и исторические корабли, изучая историю торгового мореплавания на Финском заливе», – добавляет он.

Эта идея нашла свое отражение в проекте «Голоса погибших кораблей. Неизвестная история России на современной морской карте», победившем по итогам первого конкурса Фонда президентских грантов в 2023 году. Команда проведет около пяти экспедиционных выходов и создаст 3D-модели судов различных эпох – от XVIII до XX веков. Помимо этого, будет создан цикл лекций в рамках программы патриотического воспитания для учащихся морских учебных заведений Санкт-Петербурга и Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи.

Источник фото: отчет, группа организации ВКонтакте, личная страница Константина Богданова.