Последователи Dungeon Keeper живут и процветают, хотя к ним и остаются кое-какие претензии
Немецкие разработчики из студии Realmforge так прониклись идеями дилогии Dungeon Keeper, что аж с 2011 года выпускают вдохновленную ею серию Dungeons. Не так давно вышла уже четвертая часть, в которой нам вновь предстоит встать во главе мрачного подземелья, наладить хозяйство и быт разнообразных чудищ, а также поставить на место силы Добра и Света, которые спят и видят, как бы нам напакостить.
Для этого мы роем тоннели, открывая новые территории, указываем золотые жилы для разработки, возводим хранилища и индюшиные фермы. А попутно стараемся удовлетворять потребности прислуживающих нам страшил, чтобы те могли выполнять свои обязанности как можно эффективнее. Чем мощнее монстр, тем больше ему надо от жизни, так что, например, для орков-чемпионов хорошо бы построить подземную качалку. Вся эта возня очень увлекает, а оторваться от нее становится в итоге не так уж и просто.
Во время обустройства подземелья прямое управление юнитами игроку недоступно, зато можно переносить подчиненных с места на место с помощью курсора и стимулировать работяг могучими подзатыльниками. Главное только — не переусердствовать с рукоприкладством: избитый подручный может легко и помереть в знак протеста.
Особенности сеттинга отразились на экономической модели подземелья. Помимо золота, особую ценность имеет Коварство. Зарабатывается оно всяческим непотребством вроде нападения на жителей королевства, расположенного на поверхности (об этом чуть ниже). Для хранения ценного ресурса понадобится специальный склад, а тратится он на задачи повышенной сложности вроде оживления погибших в драке монстров.
Отдельно стоит упомянуть систему ловушек. Она в Dungeons 4 получилась эффектной и эффективной. Если правильно разместить опасные сюрпризы, до Сердца подземелья (здешний штаб и главный артефакт) не доберется ни один гном или паладин. Агрессоры завязнут в жиже, погибнут под циркулярными пилами и шипованными колесами. Просто праздник какой-то, как говорил Карабас-Барабас.
А вот искусственный интеллект скорее огорчает. С одной стороны, подчиненные свободно гуляют по вашим владениям и при случае способны отбиться от захватчиков без вмешательства игрока. С другой стороны, беспомощность орков и демонов в самых простых бытовых вопросах порой раздражает. Голодный монстр может долго бродить по коридорам и залам, пока вы лично не схватите его за шкирку и не отправите в индюшатник, где подопечный наконец-то догадается пообедать. То же самое со сном: стоит принести в лапе отряд вояк в комнату отдыха, как они попадают по кроватям. Даже в детском саду встречаются более самостоятельные товарищи.
Помимо подземного геймплея, в игре доступны вылазки на поверхность, которые представляют собой фактически отдельную игру. Когда силы Зла выбираются на свет, Dungeons 4 превращается в RTS среднего пошиба. Мы обводим войска рамкой, назначаем отдельные отряды на горячие клавиши, щелкаем по врагам и их хлипким постройкам. Темп стычек обычно очень высок, юниты мгновенно сбиваются в кучу-малу, и поэтому реализовать какие-то тактические хитрости очень сложно. Ситуацию спасла бы активная пауза, но разработчики отбросили ее за ненадобностью. Хорошо хоть, что ваши монстры способны применять спецспособности самостоятельно, без участия игрока.
Иногда можно повстречать необязательные активности, вроде освобождения пленных чудовищ, и это вносит хоть какое-то разнообразие в RTS-часть игры. Но тем не менее, наземные карты скучноваты.
Есть некоторые претензии и к интерфейсу. Он стал удобнее, чем в предыдущих частях Dungeons, но порой вызывает недоумение. Все важные иконки собраны в аккуратную панель вверху экрана. Обо всех значимых событиях приходят текстовые уведомления. По углам размещены две наглядные карты, поверхности и подземелья, позволяющие отслеживать происходящее в обоих мирах и свободно перемещаться между ними. Почти вся важная информация перед глазами. Но на этом фоне становится непонятно, почему разработчики не добавили в интерфейс окошко потребностей существ. Чтобы узнать, в чем нуждается воин, его нужно схватить лапой-курсором. Да и размер самих иконок слишком мал. Вы можете получить в распоряжение набор убер-ловушек, но заметите три крохотных значка в углу экрана лишь к финалу игровой сессии.
Двоякие впечатления остаются и от графического исполнения Dungeons 4. Картинка в игре симпатичная, но откровенно устаревшая. Здесь повсюду обилие ярких цветов, но все модели нарисованы грубовато, будто второпях. Визуально новая Dungeons напоминает старинную Warcraft 3: Reign of Chaos, только острых углов поменьше. Зато глаз радует обилие деталей в кадре: под решетчатым полом мастерской крутятся замысловатые шестерни, в индюшатнике из яиц вылупляются птенцы, а на поверхности пестрые бабочки порхают над лугами.
На удивление много внимания в новой игре уделено сюжету. Нет, откровений в духе Джорджа Мартина не будет. В центре внимания — вражда темной эльфийки Талии (дебютировала в Dungeons 3) и ее сводного брата Тристана. Талия следует путем зла и разрушения, а Тристан принадлежит к унылым светлым паладинам. Их противостояние разработчики демонстрируют с помощью множества скриптовых сценок и диалогов. В кампании Dungeons 4 вообще каждый NPC торопится разразиться длительной речью. И это, между прочим, здорово, потому что авторы текстов постарались, как и актеры озвучки. Следить за историей интересно, персонажи вызывают симпатию, а многие шутки попадают точно в цель.
Отдельно стоит упомянуть рассказчика. Голос за кадром комментирует любое событие, вплоть до входа игрока в стартовое меню. Рассказчик добавляет игре очарования, удачно шутит по любому поводу и постоянно ломает четвертую стену.
На очень достойном уровне выполнено и музыкальное сопровождение, а в главном меню звучит тема, напоминающая гитарными рок-запилами работы Мика Гордона (серии Doom и Wolfenstein). Да и в процессе игры не возникает даже мысли отключать саундтрек, пускай он не так цепляет, как заглавная композиция.
В целом Dungeons 4 уверенно можно назвать лучшей частью серии. В ней разработчики учли ошибки предыдущих выпусков и отполировали базовый геймплей. Несколько недочетов мешают рекомендовать этот проект всем и каждому. Но поклонники неординарных стратегий просто обязаны хотя бы ознакомиться с ним.
Оценка: 8/10