Найти тему

Впервые голкипер был заменен на полевого игрока в матче чемпионата НХЛ в марте 1931 года

Понятно, что оставлять свои ворота пустыми — мера пожарная и связана с определенным риском. Но вот насколько она эффективна? Как показывает опыт СКА в нынешнем чемпионате, вшестером против пятерых тоже надо уметь играть, иначе смысла от таких ротаций на площадке никакого и затея теряет всякий смысл. По сути, ни одна из попыток армейцев «войти в последний вагон» не принесла успеха, хотя возможностей показать себя к началу декабря у питерской команды было предостаточно.

Первый раз на экстренные меры главный тренер Роман Ротенберг пошел уже на самом старте регулярки. В третьей по счету игре, 6 сентября, петербуржцы проигрывали в Нижнем Новгороде местному «Торпедо» 2:3 и за две с половиной минуты до окончания периода убрали из ворот Маттсона. И тут же получали четвертый гол — его автором стал нижегородец Коваленко. СКА тем не менее надеялся на чудо и продолжил играть без вратаря. Никишин одну шайбу отыграл, но на этом все и закончилось — первое поражение петербуржцев в чемпионате (3:4).

Продолжение шоу последовало уже через день в Ярославле. В концовке при счете 2:3 Ротенберг берет тайм-аут, ворота пустеют. СКА организует яростный штурм, но пробить Исаева не может — второе поражение подряд. 12 сентября в Петербург приезжает набирающий силу «Спартак». Безнадега при счете 0:2 заставляет главного тренера выпустить шестого игрока, но все оборачивается еще голом в ворота хозяев под финальную сирену (0:3).

В следующей встрече в Ледовом 15 сентября за шесть с половиной минут до конца третьего периода при счете 3:1 московское «Динамо» осталось в меньшинстве. Хозяева сменили вратаря на дополнительного полевого хоккеиста и попытались спастись — навал на ворота Волкова в формате «шесть на четыре» получился мощным, но безрезультатным. Аналогичная картина и в следующей домашней встрече с «Сибирью». За две с половиной минуты до сирены Ротенберг убирает Иванова при счете 1:2, но все равно поражение, шестое подряд.

Новые попытки что‑то выжать из появления лишнего хоккеиста на льду армейцы предпринимают уже в октябре. Но все напоминает битье головой о каменную стену. 2 октября в Сочи при счете 3:4 за три с половиной минуты до окончания встречи ворота питерцев пустеют. Один раз СКА удается воспользоваться численным преимуществом, но перед этим он пропускает, и поэтому снова поражение (4:5). Спустя день в столице Белоруссии сценарий схожий. На 56‑й минуте при счете 2:3 дежурный штурм вшестером, но тут же удаление у гостей, и уже минчане забивают в большинстве.

Под копирку выходит и домашний матч с «Локомотивом» 13 октября. Уступая в одну шайбу, красно-синие две с половиной минуты ведут обстрел защитных линий ярославцев без всякого результата. В Нижнекамске при счете 0:2 тоже никаких дивидендов не удалось извлечь. 27 октября «дубль два» в Сочи. Правда, тут питерские хоккеисты умудрились решившую исход борьбы шайбу пропустить на последней минуте, а 36 секунд в численном большинстве результата не дали. В последний день октября в город на Неве прибыла команда патриарха тренерского цеха Зинэтулы Билялетдинова «Ак Барс». И опыт победил молодость, попытка спастись при счете 2:3 успеха снова не принесла. Все, что смогли заработать за этот промежуток хозяева, — это удаление.

В ноябре дела СКА пошли в гору, и прибегать к экстренным мерам приходилось уже заметно реже. Но, когда до этого доходило, толку тоже было мало. Визит в родной город Михаила Кравца с «Авангардом» вышел триумфальным. Омичи лидировали весь матч, за пять с половиной минут до окончания третьего периода при счете 2:4 в качестве жеста отчаяния тренерский штаб СКА убирает вратаря, но тут же сибиряки забивают. Концовка игры превратилась в формальность, хотя за пару секунд до сирены СКА подсластил горькую пилюлю — Грицюк реализовал большинство.

И лишь 25 ноября состоялось историческое событие — СКА сумел выиграть у «Торпедо», заменив голкипера. Впрочем, и этот камбэк получился чисто формальным. При счете 2:3 хозяева получили очередное численное преимущество, в ходе которого Серебряков успел создать ситуацию «6 на 4». Гальченюк нанес точный бросок через секунду после того, как вратарь оказался на скамейке. Петербуржцы сравняли счет, а потом в серии буллитов перестреляли нижегородцев.

Таким образом, из 12 матчей, где СКА пошел ва-банк, только один принес положительный результат. Многое здесь зависит от умения реализовывать лишнего игрока на льду. Первые месяцы чемпионата большинство в любом виде у армейцев откровенно не шло. По этому показателю команда была одной из худших, и только в последнее время удалось серьезно подтянуть этот элемент.

При этом никто особо «шесть на пять» в России на тренировках не отрабатывает, считая, видимо, этот случай не самым типичным. За океаном подход иной. Как в тренировочном процессе, так и в играх. Ситуаций, когда уступающая в счете команда за пять-шесть минут до окончания периода снимает голкипера, — сплошь и рядом. А «Анахайм» однажды почти полпериода отыграл с пустыми воротами и ликвидировал отставание в три гола.

В КХЛ так практически не рискуют, и у хоккеистов соответствующих навыков того, как действовать в стрессовых ситуациях, не хватает. Получается, особых предпосылок для успешной реализации шестого лишнего у СКА, как и других клубов нашей лиги, нет. Надежда исключительно на случай или авось. Зато внимание к тебе, даже в случае неудачной попытки, будет приковано, а тренер может смело говорить, что команда сделала все возможное, чтобы отыграться, ей просто не повезло.