31 января 2023 г. президент Путин поручил до 1 сентября разработать курс «Обучение служением», который должен появиться в учебной программе всех российских вузов. Он предполагает развитие у студентов гражданственности, патриотизма, лидерства, гражданской солидарности и традиционных ценностей с помощью решения социально значимой задачи в рамках курса. Один из разработчиков курса, проректор ВШЭ Дмитрий Земцов, рассказал «Ведомостям» о миссии курса и его будущем вкладе в развитие страны.
– При разработке курса «Обучение служением» для вузов вы опирались на опыт российских или зарубежных вузов?
– Обучение служением – это образовательный подход, включающий в профессиональную образовательную программу студента проекты по помощи людям и преобразованию общества к лучшему. В ряде российских университетов, в том числе ВШЭ, практика обучения служением уже применяется, причем довольно давно. Фундаментом этому послужил опыт университетов в волонтерской деятельности, который был близок к обучению служением и сформировал во внеучебной жизни определенную культуру. В Вышке практика обучения служением присутствует не только как часть учебного процесса на некоторых факультетах, у нас есть научные лаборатории, которые занимаются исследованиями практики, две – в Москве и одна – в Санкт-Петербурге. Университет регулярно выпускает научные публикации о том, что это за метод и как он работает.
– Как эта практика появилась в России?
– Истоки обучения служением можно найти еще в юридических клиниках середины XIX в. Тогда был поставлен вопрос о том, что юрист может быть хорошим специалистом, только если он любит людей. В какой-то момент он в своем студенческом опыте должен научиться бескорыстно помогать другим. Для этого создавались юридические клиники, где бедные люди могли получить бесплатную юридическую помощь. Если говорить о нынешней программе внедрения этого метода в России, то она стартовала с партнерства университетов с Ассоциацией волонтерских центров, которая еще в 2020 г. опубликовала первые тексты об обучении служением. Сама программа закрепилась в университетах на рубеже 2022–2023 гг. Тогда нашей команде довелось готовить материалы к докладу Государственного совета по молодежной политике, по итогам которого вышло поручение президента о том, что в российских университетах с сентября 2023 г. должен быть внедрен модуль «обучение служением».
– Почему обучение служением важно на этапе университетской жизни?
– Университетское образование – это не только подготовка человека к рынку труда. Университеты в своей истории всегда балансировали между двумя типами блага, которые они производили, – частным и общественным. Частное благо состоит в том, что ты наращиваешь свою капитализацию как профессионала на рынке, а общественное – в том, что ты становишься ответственным гражданином своей страны и частью общества. Современные учебные планы в российских университетах на второе работают меньше, чем на первое. Формировать гражданские чувства довольно сложно. Собрать студентов и сказать «будьте гражданами» – не самое эффективное решение с точки зрения образования.
Когда мы готовили доклад, то провели масштабное исследование того, как этот вопрос решается в разных странах. Мы обнаружили, что обучение служением является нормой в высшем образовании для широкого списка стран, начиная от Китая и других стран БРИКС+ и заканчивая западным миром. Исследовательский консенсус заключается в том, что сейчас это самая эффективная технология формирования общественных и гражданских чувств у студента. Интуитивно это тоже понятно: когда ты сделал что-то хорошее в своем районе, городе или стране и видишь результаты своего труда, то ты чувствуешь сопричастность. И в этом случае твои гражданские чувства значительно выше, чем когда ты просто о них и об их важности услышал.
– 5 сентября в вузах состоялся официальный запуск программы «Обучение служением». С чего студенты начинают освоение этого курса и что станет их окончательной работой?
– Это зависит от университета и от условий в регионе, в котором он работает. Главное, что должно произойти со студентом, – это участие в командном проекте преобразования чего-то вокруг себя к лучшему. Мы стараемся, чтобы такие проекты делали ребята в партнерстве с некоммерческими организациями, социальными предпринимателями, институтами развития и государственными учреждениями – музеями, библиотеками и т. д. В этом случае мы можем быть уверены, что кто-то потом подхватит результаты их труда и проект продолжится после окончания образовательного модуля.
Мы вместе с Ассоциацией волонтерских центров и Минобрнауки подготовили максимально гибкие рекомендации для университетов, а также набор форматов по внедрению обучения служением. На мой взгляд, предпочтительнее, если первокурсник с первых дней учебы узнает, что в университете есть обучение служением, что это органичная часть образовательного процесса. Он видит в своем расписании такое занятие, на первой-второй неделе обучения встречается с НКО и узнает об их деятельности в своем регионе – например, инклюзия, урбанистика, помощь животным. В зависимости от своего настроя и будущей профессии студент выбирает, где он будет эту практику реализовывать. Кажется, это самый эффективный способ сориентировать человека на то, что в студенчестве ты не просто учишься, а делаешь что-то большее. Если университету этот формат не подходит, мы предлагаем набор других форматов. Например, внедрить эту модель на старших курсах – втором или третьем – и предложить как формат подготовки курсовой работы или выпускной квалификационной работы (ВКР). Студенты могут выполнить выпускной проект с социальным эффектом в составе группы, например разработать приложение для зоозащитного фонда или разработать рекламную кампанию для НКО. Еще одна очень эффективная практика обучения служением – это экспедиция.
– Что собой представляет формат экспедиций?
– В экспедиции студент не просто у себя в университете делает что-то важное, а собирается, уезжает в незнакомый регион и там решает реальные задачи его стратегического развития. Для таких экспедиций, например, мы запустили программу «Открываем Россию заново», при поддержке которой университетские команды могут запустить свои экспедиции. Этим летом ребята из разных регионов были в Приморском крае. Дорога у них заняла 19 часов – часть на самолете, потом на автобусе, потом на высокопроходимой машине. Добравшись до места, они строили храм Порт-Артурской Божьей Матери. Такой опыт запоминается на всю жизнь. Теперь, даже живя очень далеко от Приморского края, они знают, что частичка их труда делает жизнь людей в приморском поселке лучше.
– А какой путь для себя выбрала Вышка?
– Вышке здесь значительно проще работать, мы исторически первый университет в России, который включил проектную деятельность в расписание. И, готовясь к масштабному внедрению практик обучения служением, мы нашу систему проектной деятельности подрегулировали таким образом, что у проектов появился вопрос общественной значимости и партнер из некоммерческого сектора. И теперь на всех курсах, где студенты реализуют проектную деятельность, есть проекты формата обучения служением, ребята их могут выбирать и реализовывать.
– Чем обучение служением отличается от волонтерства? Может ли быть добровольческая деятельность обязательной?
– Может, но важно, чтобы при этом сохранялась очень широкая свобода выбора. Обучение служением – это практика позитивных преобразований в мире вокруг себя, интегрированная в образовательную программу и академическую жизнь. Это главное отличие от того, что мы понимаем под студенческим добровольчеством. У нас добровольчество, волонтерство – это формат внеучебной деятельности. Наша позиция заключается в следующем: исторически модель университета всегда содержала в себе вопрос о том, как именно он делает мир лучше. Если университет это забывает или по остаточному принципу называет это «третьей миссией», или внеучебной деятельностью, то искажается его историческое предназначение. Мы считаем, что студент, пришедший в российский университет, должен выйти из него и профессионалом, и гражданином.
– Как бы вы объяснили студентам, почему обучение служением – обязательно?
– Например, ты учишься на IT-факультете, у тебя есть дисциплина «математический анализ». Если какой-нибудь студент скажет, что ему неинтересно изучать математический анализ, мы же не предоставим ему возможность не изучать этот предмет. Но и для общественной, и для профессиональной жизни нашего выпускника важно, чтобы он получил в университете опыт конструктивного социального действия. Это должно произойти не в режиме «если у тебя хватило на это времени и желания, то сходи, займись волонтерством», а как часть образовательной программы. Для юристов, как я уже говорил, считалось важной частью их гражданского, профессионального образования быть милосердными. Такое же общественное и гуманитарное измерение есть в каждой профессии.
– Что важно помнить во время включения модуля в образовательный процесс?
– Главное – не засушить добрые дела и не превратить их в формальность. Поэтому со всеми университетами, которые вошли сейчас в пилот, мы очень тщательно отрабатываем широкие возможности для выбора студентов. Студенты должны почувствовать, что на любой их интерес есть варианты добрых дел, к которым можно присоединиться. Для этого нужны правильные партнеры, которые вовлекут ребят в эту работу. Важная особенность обучения служением – востребованность профессиональных компетенций студента. Если ты учишься на программиста, то мы тебя приглашаем писать код для хороших дел. Если на маркетолога – помочь НКО сформировать маркетинговую стратегию, привлечь партнеров и т. д.
– ВШЭ первой из университетов выпустила отчет по третьей миссии университета. Расскажите, зачем каждому университету не только в России, но и в мире необходимо задумываться о реализации этой миссии?
– Я работаю уже в четвертом высшем учебном заведении на руководящих позициях, и во всех них миссия университета как драйвера развития общества всегда обсуждалась. Более того, как правило, она включена в программы развития университета. Сам термин – «третья миссия» университета – довольно распространен в международной, но не в российской практике. Честно говоря, мы сами от него постепенно отказываемся в силу специфики русского языка. Когда по-русски ты что-то называешь «третьим», это значит, что оно далеко не первое. Наша позиция в том, что естественная часть модели университета – это ответ на вопрос, как именно он влияет на общественное развитие. Византийский университет формировал светскую управленческую элиту, средневековый европейский университет распространял католический проект, советские технические университеты по модели Капицы были опорой проекта опережающей модернизации. И сегодня все российские университеты, включенные в программу «Приоритет-2030», имеют уверенные ответы на вопрос об общественном развитии, и этот вопрос стоит далеко не на третьем месте в их системе приоритетов.
– Какие бывают ответы на этот вопрос?
– Например, когда я работал в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), он позиционировал себя как точка притяжения технологических лидеров из России для диалога с Азиатско-Тихоокеанским регионом для технологического рывка. Это не образовательная или научная задача, а социопреобразующая. У Вышки также есть своя миссия – мы фабрика мысли для развивающейся страны. Любой сильный университет всегда имеет ответ на вопрос, как именно он делает общество и мир вокруг себя лучше. Обучение служением – это в том числе способ включить студентов во «взрослую» повестку университета и показать, что они уже не школьники, а более-менее взрослые люди, делающие мир лучше.
– Какой отклик от НКО вы получили в ответ на предложение стать частью модуля? Каждый университет формирует свои связи с партнерами?
– У нас есть Ассоциация волонтерских центров (АВЦ) – это одно из крупнейших, если не крупнейшее НКО в России, в которое входят разные социально ориентированные и некоммерческие организации из всех российских регионов. Для поддержки и масштабирования программы АВЦ была разработана целевая модель и цифровые инструменты, которые позволяют университетам и социальным партнерам взаимодействовать в рамках программы «Обучение служением». Для этого АВЦ разрабатывает новые сервисы на платформе «Добро.РФ» для агрегации задач и вовлекают физическую инфраструктуру – Ресурсные и Добро.центры для выстраивания сотрудничества между третьим сектором и университетами. Сегодня на платформе более 750 социальных партнеров, которые предложили свои задачи. Среди крупных заказчиков – Агентство стратегических инициатив, «Газпром», Национальное агентство развития квалификаций, «Волонтеры медики», отделения Российского исторического общества, Российское общество «Знание» и т. д. НКО, государственные и муниципальные учреждения и представители социально ориентированного бизнеса продолжают размещать социальные заказы на платформе «Добро.РФ» для их последующего выполнения студентами пилотных университетов.
5 сентября мы проводили сетевое открытие программы «обучение служением» по модели, когда НКО приходят в университет, с ними встречаются студенты, знакомятся, ищут себе проекты по вкусу. С одной стороны, каждый университет действительно отвечает за своих студентов и за свою партнерскую сеть, но с другой стороны, всегда есть плечо Ассоциации волонтерских центров, которое помогает эти задачи решить для тех университетов, у которых опыта работы с НКО немного.
– Должны ли преподаватели придерживаться рамок методического пособия или они могут гибко выстраивать обучение? Проходили ли преподаватели специальную подготовку?
– Если говорить не только об обучении служением, а в целом об организации проектной работы студента, то эта модель в российских университетах систематически вводится с 2014 г. Существует несколько школ мысли по организации проектной деятельности. Есть российские практики сопровождения студенческого проекта с интеграцией туда разных способов организации групповой работы, способов выработки проектных решений. Есть команды, которые используют методологию ТРИЗ для решения изобретательских задач внутри проекта, другие работают на базе СМД и проч.
В российских университетах культура организации студенческого проекта очень живая. Чаще всего это бизнес- или инженерные проекты. Преподаватели в целом понимают, как сопровождать группу студентов, чтобы не подавить их инициативу, а поддержать энтузиазм и сделать так, чтобы они дошли до конечного продукта. Для преподавателей, которые пока не слишком погружены в технологии организации проекта, есть онлайн-курсы, а также специальная литературе. Мы в ВШЭ запустили свои программы повышения квалификации для управленцев и педагогов, а также онлайн-стажировки. Поэтому те, кто почему-то еще не освоил проектную деятельность как методику, могут сделать это в разных форматах. Мы переходим не на целину, практика организации студенческого проекта в российских университетах работает уверенно.
– Задумывался ли этот курс как часть воспитательной политики, которую в полной мере с прошлого года реализует государство?
– С одной стороны, да. В российском высшем образовании широко дискутируется вопрос о том, как возродить умение вести воспитательную работу в университетах. С другой стороны, мы предпочитаем называть это не воспитательной работой, а молодежной политикой. Тоже в силу специфики русского языка: сложно найти человека, который бы пришел и сказал: «Воспитайте меня, пожалуйста». Мне кажется, ни вы, ни ваш читатель, ни наш студент с таким тезисом обычно не обращаются.
– В школах, наверное, встречается такое: «Воспитайте моего ребенка, пожалуйста».
– Ребенка – да, но при этом скорее непривычно, чтобы ребенок или студент сказал: «Воспитайте меня». Университеты имеют дело с почти взрослыми людьми, и здесь сам термин «воспитание» имеет сложные коннотации. Мы хотим возродить в российских университетах практику приобщения студентов к своей стране. Более того, когда мы готовили доклад по молодежной политике для Государственного совета, этот тезис был поставлен как основной. Мы считаем, что для любой страны важно обеспечить молодежи самореализацию в русле страновой стратегии. Если мы этот результат сумеем получить в университете, то за ним потянутся и все остальные результаты воспитательной работы – чувство сопричастности своей истории, культуре, языку, чувство гражданственности и ответственности за свою страну. Это также и готовность взять на себя ответственность за историческую судьбу страны, наследовать своим предкам и продолжать их дело. Если так понимать ваш вопрос, то, несомненно, обучение служением – это часть большого процесса по формированию не только профессионалов, но и граждан. Более того, мое частное мнение состоит в том, что обучение служением – это наиболее эффективный и органичный университетскому образованию способ этого результата достичь.