Не успело закончиться выступление Екатерины Смороды, уполномоченной по правам ребёнка в Ульяновской области, как во всех утюгах появилась видеозапись под названиями «Путину сказали всю правду об образовании», «Путин узнал все проблемы об образовании» и так далее. Ключевое слово ВСЁ.
Екатерина Вячеславовна сделала огромное дело. Четко, ясно и подробно разобрала одну группу проблем системы образования. Спасибо ей огромное за это.
Что же произошло с освещением этого выступления журналистами?
«- Вы намеки понимаете?
- Иногда, - ответил Виктор. - Когда знаю, что это намеки. А что?
- Так вот, обратите внимание: намек - перестаньте трепаться.»
А.Н. Б.Н. Стругацкие «Хромая судьба».
Итак, журналистскому сообществу сделан намек: есть обозначенные темы для обсуждений в сфере образования. Об остальном «Не бренчать».
А что же осталось за гранями этого «Всё об образовании»?
Дети перегружены!
Интенсификация учебы по основным предметам
В начальной школе, по сравнению с дореформенным периодом, время, выделенное на изучение основных предметов, сократилось: русский язык на 2,8%, литературное чтение на 2,9%, математика на 11,8%. Но до реформы учились три года, а сейчас четыре. На спокойное изучение этих предметов просто не хватает времени.
Сокращение времени на домашнюю работу – фикция. Закреплять материал нужно, если не дома, то в теле урока (интенсификация).
Увеличение количества детей в классе приводит к интенсификации (раньше на ответ выделяли три минуты, теперь – полторы).
Большое количество проверочных работ сокращает время на изучение предметов.
Сокращение продолжительности уроков – это тоже интенсификация.
Инклюзивная жестокость. В общей группе детей с ОВЗ под инклюзивное обучение попали дети с ЗПР, и таких немало. Им требуется больше времени для усвоения материала, им требуются дополнительные занятия в соответствии с их особенностями. Мантры об индивидуальном планировании не соответствуют действительности. Организовать индивидуальное обучение в школе невозможно. Индивидуальное обучение в нашей стране было реально организовано только в школе М.П. Щетинина, так как в ней отсутствовала классно-урочная система обучения. При классно-урочной системе обучения индивидуальное обучение невозможно. В результате все остальные дети должны ждать, когда ребенок с ЗПР ответит или выполнить задание. После этого начинается гонка.
Самое часто употребляемое слово на уроке: быстрее! На основных уроках дети выжимаются как лимоны. Не жалко?
«Маринование детей в школе»
В начальной школе вместо одного часа природоведения в неделю введено 2 часа окружающего мира. Предмет обо всем и ни о чем. Полное отсутствие системности. Никакой теоретической основы. Вырезки из детской энциклопедии. Развивает верхоглядство. Вырванное из детской жизни и выброшенное время. Дети на этих уроках устают.
Добавлен иностранный язык. Выбранные методики обучения никоим образом не подходят для начальной школы. О речевой деятельности создатели программ не слышали. Между аудиолингвальным и когнитивным подходом к обучению иностранному языку в начальной школе выбран когнитивный подход. При этом когнитивные навыки у детей к этому моменту еще не развиты. Обучение иностранному языку в начальной школе превратилось в филиал застенков инквизиции. Результаты обучения нулевые, дети вымотаны. Это тоже даром потраченное время.
Вишенка на торте – внеурочная деятельность. ФОП НОО 25.11. «Внеурочная деятельность … Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы). Все эти формы и двух процентов от времени внеурочной деятельности не занимают. Все семь направлений внеурочной деятельности требуют классно-урочного обучения. Но беда в том, что по плану никто не работает, только темы занятий на доске пишут и фотоотчеты отправляют. В реальности почти вся внеурочная деятельность используется для дополнительных занятий по основным предметам и подготовке к контролю знаний всех уровней, особенно для ОГЭ и ЕГЭ. Эти занятия проходят в период спада физиологической активности детей. Эффективность – ноль, утомляемость максимальная. Сотрудники вышестоящих над школой ведомств делают вид, что этого не знают. Вводилась внеурочная деятельность под странным предлогом: (В Примерной основной образовательной программе начального общего образования" (2015 года) «3.2. «Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания ребенка в образовательной организации в течение дня). Зачем? Внеурочная деятельность нагрузкой не считается, но на самом деле это ежедневный контрольный выстрел в школьника, добивающий его до максимального утомления.
. По сравнению с дореформенным периодом время пребывания детей в школе увеличилось в 1,5 -2 раза. Они вынуждены находится в школе во время суточного биологического спада активности, изображая какую-то деятельность. Школьники лишились прогулок, нормального отдыха, возможности дополнительного развития (внеурочная имитация деятельности не в счет). Нагрузка от увеличения времени пребывания школьников в школе в результате реформы образования равносильна увеличению продолжительности рабочего времени с 8 до 12 и даже до 16 часов.
Постоянное переутомление приводит не только к снижению качества учебы, но и к росту заболеваемости детей.
Педагогика разгромлена
Переход на допедагогический способ обучения.
В ходе реформ в основу российского образования был положен компетентностный подход, но компетенции – это цель, результат. В дореформенный период достижение цели (навыков) шло через знания и умения. На теоретической основе предметов у ребенка формировалась целостная, системная картина мира. Реформирование образования заменило этот путь на «умения действовать по образцу». (Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования (pdf).)
Умение действовать по образцу развивается у ребенка в возрасте от одного до двух лет без всяких педагогических школ. Этот метод можно использовать для формирования любых навыков, но это чрезвычайно трудозатратно (именно поэтому наши дети ничего не успевают сделать). Умение действовать по образцу формирует людей, умеющих действовать только по инструкции, любой побочный фактор может сбить всю работу. Возникает необходимость постоянного переучивания по самому пустяковому поводу.
Обучение действовать по образцу не позволяет развить у детей не только абстрактно-логического мышления (должно сформироваться к 12 – 15 годам), но даже и словесно-логического (должно формироваться в начальной школе). Школьники так и остаются на стадии наглядно-образного, а иногда даже наглядно-действенного мышления.
Основная проблема современной школы – отсутствие обучения мыслить!
Наследие дореформенной педагогической мысли окончательно уничтожено введением ФОП. Не только развивающие системы обучения Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, но даже традиционная система обучения, которые еле теплились под гнетом ФГОС были выброшены на помойку истории.
ФГОС – муляж стандарта.
Фактически ФГОС представляет собой перечень достижений, которые «надерганы» из разных систем обучения, больше всего из развивающих. В стандартах даже провозглашен деятельностный подход, который ассоциируется у большинства педагогов с развивающей системой обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Но все это формальные слова. Фактическое «обучение по ФГОС» подразумевает под деятельностью умение действовать по образцу. Когнитивные, креативные и другие подобные компетенции, да почти все «благолепие» ФГОС, в процессе реальной учебы не формируются.
Все проверки знаний, включая ОГЭ/ЕГЭ осуществляют проверку только компетенций по решению конкретных задач. Проверка других компетенций, описанных в ФГОС, нигде и никогда не проводится. При этом построение контрольно-измерительных материалов и всех пособий по подготовке к экзаменам сделаны так, что кроме использования «выполнения действий по образцу» никакие другие методы не подходят.
Создание филиала ада в школе
Дискредитация традиционного воспитания, вседозволенность, ориентация на удовлетворение собственных потребностей под видом личностно-ориентированного воспитания привело к тому, что дети приходят в школу уже в состоянии суперэгоистов. Они не умеют и не хотят общаться, подчинятся правилам, жить в коллективе, идти на компромиссы. Хамство, мат, буллинг стали привычной школьной средой.
В соответствии со статьей 63 семейного кодекса п. 1. «… Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Это породило родителеориентированную администрацию школ. Родитель всегда прав, даже если он не прав.
Современная школа, это конфликты между учениками, конфликты между родителями, конфликты между учителями и администрацией конфликты между учителями и учениками, конфликты между родителями и учителями.
К этому добавляются переутомленные, находящиеся в стрессе с первого класса дети.
К этому добавляются переутомленные, находящиеся десятилетиями в стрессовом состоянии учителя.
К этому добавляется бесконечное количество не имеющих смысла мероприятий и инициатив вышестоящих инстанций, дебильные олимпиады, конкурсы, дни и недели чего-то там, регистрация в интернете на везде и так далее и так далее и так далее.
К этому добавляется отсутствие кадров и вынужденность одному работать за двоих.
К этому добавляется бесконечная, бессмысленная отчетность.
К этому добавляется бесконечное в интернет и в СМИ обсуждение школы с обязательным поливанием кого-то из участников учебного процесса грязью.
Любой, имеющий чувство собственного достоинства человек готов бежать из школы куда угодна, реально бегут в онлайн-школы.
Заключение
Это малюсенькая часть проблем школы. Немного больше в цикле статей «Экзамен для кандидатов в президенты РФ. Образование».
Как так получилось и кому это нужно написано в моей статье Новые школы – деньги на ветер Кто и куда ведет образование? Другой путь. Переписывать ее сюда не имеет смысла.
Тем, кто заказал реформу образования, очень хочется, чтобы фундаментальные проблемы школы не обсуждались. Поэтому одна проблема, донесенная до Президента обозначена как «Это все об образовании».