28 апреля 1988 года рейсовый пассажирский Боинг-737 при подъеме на высоту около 7000 метров вдруг потерял значительную часть обшивки в переднем салоне. Погибла стюардесса, которую выбросило потоком воздуха из самолета, чудом не переломился самолет. Героический экипаж сумел посадить самолет, не допустив того, чтобы он разломился в воздухе или при посадке.
Эксперты установили причину аварии — возникновение трещин в корпусе из-за коррозии металла. Сколько же лет возможна эксплуатация пассажирского лайнера, когда его необходимо списывать, не дожидаясь, пока он сам развалится в воздухе?
Проблемы коррозии и усталости металла начались намного раньше. И тогда эти проблемы стоили намного дороже.
Первым пассажирским самолетом был «Илья Муромец», самолет конструкции Сикорского, который в 1914 году совершил демонстрационный полет с 16 пассажирами на борту и совершил перелет Петербург-Киев и обратно всего с одной промежуточной посадкой для дозаправки.
В 20−30-е годы пассажирские самолеты стали строить и в Европе, и в США, и в СССР. Обычно самолеты того времени позволяли провезти около 30 пассажиров на высоте около 2000−3000 метров со скоростью 200−300 км/ч — намного быстрее, чем на поезде.
Вторая мировая война дала мощный толчок развитию авиации. Если в 1939 году скорость истребителей была около 450−500 км/ч, а бомбардировщики летали со скоростью около 300 км/ч, то к концу войны бомбардировщики летали уже на скорости около 500 км/ч, поршневые истребители — до 750 км/ч.
Идея установить на пассажирский самолет реактивные двигатели и получить машину, летящую на высоте в несколько тысяч метров со скоростью 700−800 км/ч, витала в воздухе, но в разработке реактивных двигателей после Германии более всего продвинулась Великобритания, так что первыми создали реактивные пассажирские самолеты именно английские авиастроители.
Конструкторы фирмы «Де Хевилленд» создали «Комету», первый в мире серийный пассажирский реактивный самолет. Он мог везти до 32 пассажиров на скорости около 700 км/ч на высоте до 11000 метров. Фирма заранее получила большой портфель заказов на выпуск новой, революционной машины.
Первый испытательный экземпляр взлетел в 1949 году и сразу же начал бить все рекорды своих конкурентов — и по дальности, и по скорости полета.
Первый серийный самолет взлетел в 1951 году. В свой первый коммерческий рейс он отправился в 1952 году по маршруту Лондон-Йоханнесбург (10821 км). Триумф самолетостроителей Великобритании. Даже «Пан Американ» купила несколько «Комет», не желая отставать от других авиакомпаний.
Однако вскоре с самолетом начались проблемы. Сложность управления «Кометой», огромным самолетом, летящим на огромной скорости, стала причиной нескольких аварий на взлете. После того как на взлете разбилась «Комета» компании «Канадиан Пасифик», эта канадская компания отказалась от закупки и эксплуатации «Комет».
Революционная новизна самолета предполагает появление в эксплуатации проблем, о которых при проектировании и создании этого самолета конструкторы и инженеры даже не догадывались.
«Комета», совершавшая рейс Сингапур-Лондон, упала, потеряв крыло, после того как попала в тропический шторм при промежуточной посадке в Калькутте. Была комиссия. Комиссия обнаружила в обшивке самолета трещинки, идущие от углов прямоугольных иллюминаторов, но в гибели самолета все же обвинили тропический шторм.
К концу 1953 года оказалось, что за полтора года эксплуатации самолета произошло 5 серьезных катастроф, в которых комиссии по расследованию этих катастроф обвинили или пилотов, или погоду.
Наконец 10 января 1954 года с еще одной «Кометой» произошла катастрофа, в которой уже было никак нельзя обвинить ни экипаж, ни погоду. Рейс из Сингапура в Лондон имел промежуточную посадку в Риме. Самолет взлетел из Рима и набрал высоту в 9000 метров. Пилот «Кометы» переговаривался с пилотом другого пассажирского самолета, вылетевшего из Рима раньше и летевшего по тому же маршруту. Вот только летел он медленнее и ниже.
«Комета» мгновенно разрушилась в воздухе на высоте 9000 метров. Уж тут было никак не обвинить никакой тропический шторм и никак не обвинить экипаж. Судя по тому, что спокойный разговор между пилотом «Кометы» и другим пилотом прервался буквально на полуслове, было ясно, что никаких угроз самолету пилот «Кометы» перед гибелью самолета не заметил.
Обломки самолета упали в море возле острова Эльба. Неподалеку находились рыбаки, которые немедленно подошли к месту падения самолета и смогли достать из воды несколько трупов пассажиров рейса.
Исследуя подобранные обломки, комиссия не могла найти причины катастрофы. С самого начала исследователи отбросили версию об усталостных трещинах как о причине катастрофы. Версия о бомбе на борту также была отвергнута. Комиссия решала и думала, а фирмы, владельцы «Комет», несли убытки.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Наконец, так и не разобравшись в причинах катастрофы, 23 марта 1954 года решили возобновить эксплуатацию «Комет». И две недели все было просто отлично, а потом… Еще одна пассажирская «Комета», летевшая из Лондона в Йоханнесбург, взлетевшая из Рима, развалилась на кусочки на высоте около 10000 метров.
С 1952 года по 1954 в катастрофах «Комет» погибли 111 человек. Хотя причины последних катастроф самолетов к тому времени были еще непонятны, было принято решение — вывести «Кометы» из эксплуатации. Началась работа комиссии по расследованию катастрофы.
Решили проверить, не играет ли роль тот факт, что фюзеляж самолета герметичен и на высоте 10000 метров внутреннее атмосферное давление сильно давит на корпус изнутри, а после приземления давление внутри равно наружному давлению.
Было придумано, как имитировать это явление. Один из самолетов погрузили в огромный бассейн, наполненный водой, и начали то накачивать его корпус водой под давлением, то выкачивать эту воду. Имитация «полетов на Земле» длилась очень долго. Только через 6 месяцев в стойках шасси начали появляться микротрещины. Вскоре стало ясно, что еще чуть-чуть — и крылья просто отвалятся. Так была раскрыта причина гибели «Кометы» в тропическом шторме под Калькуттой.
Крылья были подремонтированы и испытания продолжились. Прошло еще немного времени — и в корпусе самолета начали обнаруживаться микротрещины: в местах крепления обшивки заклепками, в углах прямоугольных отверстий для иллюминаторов, в углах прямоугольных отверстий для антенн комплекса радиокомпаса…
Самолет был обречен на то, чтобы разлететься на большой высоте под давлением атмосферного воздуха изнутри на кусочки. Рано или поздно. Покупатели расторгали договора о поставках «Комет», авиастроители изменяли методику создания новых реактивных пассажирских лайнеров и их испытаний на прочность.
Эксплуатационники осознали опасность усталостных напряжений в фюзеляже авиалайнеров и стали проводить проверки состояния корпуса каждого авиалайнера, находящегося в эксплуатации. Правда, как видно из инцидента с Боингом-737 28 апреля 1988 года, просто проверок не всегда достаточно для предотвращения авиакатастроф.
На что я хотел бы обратить внимание читателя. Полуразвалившийся в воздухе Боинг-737 летал 19 лет, с 1969 по 1988 гг. После этой аварии едва не ставшей катастрофой, западные авиакомпании начали массово выводить из эксплуатации старые машины, капитально их ремонтировать и после этого продавать, очень дешево продавать тем, кто готов такие самолеты купить — в Индию, в Китай, в Россию…
Многие эксплуатируемые у нас Боинги — именно те самые, капитально отремонтированные. Вы давно куда-нибудь летали? Я имею в виду — вы давно куда-нибудь летали на Боингах?
Автор — Игорь Вадимов
Источник — ШколаЖизни.ру