Живешь всю жизнь в Москве, а всего о ней никогда не узнаешь. Случилось мне по работе попасть в интересное местечко, о котором знают немногие, хоть оно и рядом с тремя вокзалами на Комсомольской площади.
А всего-то нужно от выхода из станции метро Комсомольская пойти в узкий проезд, отделенный забором от пригородных поездов ярославского направления. Как только туда свернете, увидите краснокирпичное здание старой Водонапорной башни – она и будет вашим ориентиром. А рядом с ней Круговое депо. Вместе они смотрятся как единый ансамбль. Идти до них совсем недолго.
Вообще ансамбль Водонапорной башни и Кругового депо получился необычный. Как говорится, совместили несовместимое. Высокая стройная четырехсторонняя Водонапорная башня с колоннами по углам и широкое низкое шатровое Круговое депо. Но смотрится это очень интересно. Жаль, что совсем близко к Круговому депо из-за забора не подобраться.
Не буду долго ударяться в историю этих построек. Скажу только, что здание Кругового депо было первым в своем роде. Оно построено в 1846-1851 по проекту выдающегося архитектора Константина Тона при участии архитектора Рудольфа Желязевича. Тон спроектировал, между прочим, также Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату, уничтоженный Храм Христа Спасителя, а кроме того многие здания Николаевской железной дороги Москва-Санкт-Петербург.
Депо было оснащено поворотным кругом – сначала деревянным, позже металлическим. Как поворачивают поезда на поворотном круге я впервые увидела в Рускеале, когда разворачивали только что прибывший из Сортавалы Рускеальский экспресс. Это было необыкновенное зрелище. Машинист пускал пар и гудел на забаву собравшимся. Но вернемся к Круговому депо. В нем было 22 вектора-стойла, 2 из них были проездными.
Водонапорную башню построили в 1950 г., когда стало понятно, что в проект строительства Кругового депо нужно внести коррективы. Дело в том, что депо построили на крутом высоком берегу некогда располагавшегося рядом Красного пруда, и особенности берега не позволили построить тут же механические мастерские и устройства для водоснабжения паровозов. Их построили в другом месте. Сначала башня была ниже, «мансарду» пристроили позже. Воду качали из Красного пруда пока он не пришел в негодность, поэтому в 1889 году в эксплуатацию ввели пробуренные рядом артезианские скважины, водоподъемный механизм над которыми соединили с Водонапорной башней.
Сейчас оба объекта являются памятниками истории, но состояние обоих оставляет желать лучшего. Круговое депо некоторое время было зданием завода «Макет», в 90-е приватизировано и превратилось в торговые павильоны. Было реконструировано, но наспех. РЖД пока решает, как использовать здание, но есть вероятность, что его все-таки снесут.
С Водонапорной башней еще хуже. До 21 года там были разные арендаторы и даже коммуна (в наши-то дни!). Реконструкции не было давно. Предпринимаются попытки в таком виде ее продать в частные руки.
Любуемся пока тем, что еще есть. Рисуем образ того, как было вначале и проходим мимо впереди еще есть на что посмотреть.
Станция Москва-Пассажирская – первое здание станции.
И еще красивое здание, в котором сейчас располагается РЖД филиал "Октябрьская железная дорога". Построено в советские годы. До 1923 Октябрьская железная дорога называлась Николаевской железной дорогой – в честь императора Николая I, по указу которого ее и начали строить. И Николаевским был Ленинградский вокзал. А Комсомольская площадь была Каланчевской, из-за возвышавшейся некогда над полем дозорной башни путевого дворца царя Алексей Михайловича.
Еще немного, проходим мимо современного ремонтного депо. Мне удалось в него зайти, но это было по работе. У вас, дорогие читатели, думаю, не получится.
А вот и «Рускеальский экспресс». Здесь он отдыхает на отстое, персонал поезда приводит в порядок вагоны и отдыхает после рейса.
Подписывайтесь на мой канал - у меня еще много историй про интересные места в Москве, я с удовольствием буду с вами ими делиться.