Найти тему
Тумановая Москва

Где отдыхает Рускеальский экспресс или жемчужины Каланчевской площади

Круговое депо и Водонапорная башня на Комсомольской площади. Фото И. Туманова
Круговое депо и Водонапорная башня на Комсомольской площади. Фото И. Туманова

Живешь всю жизнь в Москве, а всего о ней никогда не узнаешь. Случилось мне по работе попасть в интересное местечко, о котором знают немногие, хоть оно и рядом с тремя вокзалами на Комсомольской площади.

А всего-то нужно от выхода из станции метро Комсомольская пойти в узкий проезд, отделенный забором от пригородных поездов ярославского направления. Как только туда свернете, увидите краснокирпичное здание старой Водонапорной башни – она и будет вашим ориентиром. А рядом с ней Круговое депо. Вместе они смотрятся как единый ансамбль. Идти до них совсем недолго.

Круговое депо. Фото И. Туманова
Круговое депо. Фото И. Туманова

Вообще ансамбль Водонапорной башни и Кругового депо получился необычный. Как говорится, совместили несовместимое. Высокая стройная четырехсторонняя Водонапорная башня с колоннами по углам и широкое низкое шатровое Круговое депо. Но смотрится это очень интересно. Жаль, что совсем близко к Круговому депо из-за забора не подобраться.

Не буду долго ударяться в историю этих построек. Скажу только, что здание Кругового депо было первым в своем роде. Оно построено в 1846-1851 по проекту выдающегося архитектора Константина Тона при участии архитектора Рудольфа Желязевича. Тон спроектировал, между прочим, также Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату, уничтоженный Храм Христа Спасителя, а кроме того многие здания Николаевской железной дороги Москва-Санкт-Петербург.

Депо было оснащено поворотным кругом – сначала деревянным, позже металлическим. Как поворачивают поезда на поворотном круге я впервые увидела в Рускеале, когда разворачивали только что прибывший из Сортавалы Рускеальский экспресс. Это было необыкновенное зрелище. Машинист пускал пар и гудел на забаву собравшимся. Но вернемся к Круговому депо. В нем было 22 вектора-стойла, 2 из них были проездными.

Водонапорную башню построили в 1950 г., когда стало понятно, что в проект строительства Кругового депо нужно внести коррективы. Дело в том, что депо построили на крутом высоком берегу некогда располагавшегося рядом Красного пруда, и особенности берега не позволили построить тут же механические мастерские и устройства для водоснабжения паровозов. Их построили в другом месте. Сначала башня была ниже, «мансарду» пристроили позже. Воду качали из Красного пруда пока он не пришел в негодность, поэтому в 1889 году в эксплуатацию ввели пробуренные рядом артезианские скважины, водоподъемный механизм над которыми соединили с Водонапорной башней.

Водонапорная башня. Фото И. Туманова
Водонапорная башня. Фото И. Туманова

Сейчас оба объекта являются памятниками истории, но состояние обоих оставляет желать лучшего. Круговое депо некоторое время было зданием завода «Макет», в 90-е приватизировано и превратилось в торговые павильоны. Было реконструировано, но наспех. РЖД пока решает, как использовать здание, но есть вероятность, что его все-таки снесут.

С Водонапорной башней еще хуже. До 21 года там были разные арендаторы и даже коммуна (в наши-то дни!). Реконструкции не было давно. Предпринимаются попытки в таком виде ее продать в частные руки.

Любуемся пока тем, что еще есть. Рисуем образ того, как было вначале и проходим мимо впереди еще есть на что посмотреть.

Рисунок архитектора Р. А. Желязевича с сайта https://wiki.nashtransport.ru/wiki
Рисунок архитектора Р. А. Желязевича с сайта https://wiki.nashtransport.ru/wiki

Станция Москва-Пассажирская – первое здание станции.

Станция Москва-Пассажирская, старое здание. Фото И. Туманова
Станция Москва-Пассажирская, старое здание. Фото И. Туманова

И еще красивое здание, в котором сейчас располагается РЖД филиал "Октябрьская железная дорога". Построено в советские годы. До 1923 Октябрьская железная дорога называлась Николаевской железной дорогой – в честь императора Николая I, по указу которого ее и начали строить. И Николаевским был Ленинградский вокзал. А Комсомольская площадь была Каланчевской, из-за возвышавшейся некогда над полем дозорной башни путевого дворца царя Алексей Михайловича.

Вдалеке здание филиала "Октябрьская железная дорога. Фото И. Туманова
Вдалеке здание филиала "Октябрьская железная дорога. Фото И. Туманова

Еще немного, проходим мимо современного ремонтного депо. Мне удалось в него зайти, но это было по работе. У вас, дорогие читатели, думаю, не получится.

Внутри ремонтного депо. Фото И. Туманова
Внутри ремонтного депо. Фото И. Туманова

А вот и «Рускеальский экспресс». Здесь он отдыхает на отстое, персонал поезда приводит в порядок вагоны и отдыхает после рейса.

Рускеальский экспресс. Фото И. Туманова
Рускеальский экспресс. Фото И. Туманова

Подписывайтесь на мой канал - у меня еще много историй про интересные места в Москве, я с удовольствием буду с вами ими делиться.