В 1931 году на экраны кинотеатров Советского Союза вышел фильм «Снайпер», которому, на наш взгляд, выпала честь стать одной из самых необычных кинолент в истории отечественного кинематографа. Необычность эта заключалась в сюжете ленты, в технических особенностях, а также в месте, которое «Снайпер» занимает в фильмографии режиссёра фильма и просто человека с маршальскими именем и фамилией — Семёна Тимошенко.
Для начала поговорим о сюжете. Фильм «Снайпер» посвящён, как следует из названия, снайперу — солдату Русского экспедиционного корпуса во Франции.
Уже успели удивиться? Мы тоже были несколько ошеломлены. Тема РЭК — да и вообще Западного фронта Первой Мировой войны - на киноэкране, да ещё и через 14 лет после революции — это, конечно, неожиданно. Ещё неожиданней первые кадры фильма (взятые, видно, из кинохроники) — по улицам маршируют шотландские хайлендеры под песню "It's a Long Way to Tipperary" С РУССКИМ ТЕКСТОМ. Собственно, после такого художественного решения Семёна Тимошенко мы был готов к любым поворотам сюжета и совершенно не удивился, увидев на экране следующие интертитры:
Звуковой киноэпик Льюиса Майлстоуна «На Западном фронте без перемен» по роману Эриха Марии Ремарка и с Лью Эйрсом в главной роли вышел в 1930 году и Семён Тимошенко явно смотрел этот фильм. Стилистически «Снайпер» явно перекликается с лентой Майлстоуна: те же глубокие траншеи, деревянный настил над "окопной подливой", декавильки, превращённая в лунный пейзаж ничейная земля. Много внимания уделено и униформе солдат Антанты: мы сперва подумали, что Тимошенко использовал какую-то хронику, но нет, англичане и французы одеты либо в оригинальную форму, либо в очень близко к ней пошитые костюмы. Тёплые жилеты из овчины, каски Адриана, винтовки разных систем — всё это в кадре смотрится живо, уместно и богато.
Окопная жизнь и смерть в лучших традициях раннего кинематографа снимается крупным планом и от этого снайперская опасность на передовой становится ещё более наглядной. Согласитесь, попадающий сквозь амбразуру стрелкового щита снайпер — явно страшная вещь:
После такой вводной Семён Тимошенко отправляет зрителя в школу снайперов в Лингеме. Процесс обучения показан весьма подробно — скорей всего, в форму сил Антанты переодели курсантов какого-то пехотного училища РККА. Здесь, нас знакомят с главными героями фильма: русским офицером и русским пехотинцем — курсантами снайперской школы. Знакомят проверенным способом — интертирами, в которых, помимо описания персонажей, в скобках прописаны имена играющих их актёров:
И Борис Шлихтинг, и Пётр Соболевский к 1931 году были опытными актёрами, сыгравшими во множестве НЕМЫХ фильмов, оттого в своей первой звуковой киноленте они ведут себя несколько театрально. Особенно ярко демонстрирует свой немой опыт Шлихтинг. В школе он хвалит своего подчинённого Соболевского и выражает уверенность, что с такими солдатами «отомстим немцам за захваченные у нас земли!». Соболевский в ответ произносит крамольную рабоче-крестьянскую фразу: «А у меня немцы ничего не захватывали…». Шлихтинга здесь понесло — он выдаёт до ужаса патетическую верноподданническую речугу, агитируя Соболевского быть верным сыном отечества, преданным слугой государя императора и сражаться до победы: «Ты солдат непобедимой, христолюбивой, богоспасаемой царской армии! Ты забыл Родину, мундир, честь. А ты помнишь, что ты сражаешься за Его Императорское Величество, Самодержца Всероссийского, царя?..».
Лицо Соболевского в этот момент просто бесподобно и безэмоционально.
Обучение, однако, заканчивается и пара снайперов едет на фронт. При этом Шлихтинг не преминул воспользоваться случаем и унизил Соболевского: «Этот солдат поедет не со мной, а при мне». На передовой, между тем, всё по-старому: только что при атаке на соседний сортир снайпер положил полк союзников и Шлихтинг отправляет Соболевского ночью на нейтралку с целью уничтожить проклятого боша. Тут, по всем законам жанра, должна быть долгая, потная, хладнокровная снайперская дуэль, но... её нет. Тимошенко всё обставил куда более жёстко: Соболевский подкараулил немца, выползшего ночью на свою лёжку из укрытия В ВИДЕ ТРУПА ЛОШАДИ и зарезал его ножом. И всё это под адским ливнем и по колено в грязище. Красиво:
Соболевский притаскивает труп боша в свои окопы. При осмотре личных вещей выясняется, что немец был рабочим металлургического завода. Соболевский заявляет, что он вообще-то тоже рабочий-металлург и за що стояв Майдан за что мы тут вообще воюем? Шлихтинг одаривает подчинённого ледяным взглядом и уходить бухать с остальными господами офицерами в бункер.
Союзники вновь готовят наступление, о чём нам красноречиво говорит следующее сочетание кадра и интертитра:
Немцам наступление союзников не нужно и они устраивают газовую атаку, а потом отправляют Корпус смерти Крига свою пехоту в противогазах в контратаку:
Соболевский наконец-то открывает снайперскую охоту на противника, чуть ли не в одиночку останавливая атаку бошей. Перебив всех немцев на своём участке, он продвигается вперёд и находит расстрелянное артиллерией поле, на котором лежат мёртвые русские пленные, немецкие крестьянки и погибшие солдаты союзников. При этом арта накрыла всех по координатам, которые передал Шлихтинг. Тут Соболевский понимает все ужасы империалистической войны, что все люди братья и пролетарии всех стран должны соединиться:
Среди частей Русского экспедиционного корпуса начинается разброд и шатание, солдаты устали от бессмысленной войны. Русские и немцы начинают брататься, среди солдат союзников всё чаще появляются дезертиры, которых пачками расстреливают:
Русский экспедиционный корпус самовольно оставляет позиции. Обезумевший от ненависти к большевикам Шлихтинг хватает винтовку и бежит стрелять дезертиров. За ним устремляется Соболевский, который отнимает у любимого начальника оружие и даёт ему мзды. Шлихтинг убегает, находит союзный патруль и требует арестовать дезертиров. Патрульные ему улыбаются — война только что закончилась...
Проходит 13 лет. Соболевский, бригадир в депо какого-то приграничного города, гоняет свою бригаду на соцсоревновании. Один из рабочих, которого играет Леонид Кмит (ему ещё три года до роли Петьки в "Чапаеве", поэтому снимается он пока в глубоких эпизодах), филонит и уходит с работы. Соболевский же после работы идёт в клуб, где ведёт курс стрельбы из винтовки. В это время по городу объявляется тревога: границу нарушили... судя по форме, румыны. Погранзастава атакована, пограничники ведут неравный бой. Соболевский со своим кружком приходит на помощь. В телескопический прицел он вдруг замечает, что командует налётом его бывший командир Шлихтинг, одетый в форму корниловца (да, в 1931 году!). Между бывшим офицером и бывшим солдатом начинается схватка, в которой Соболевский ожидаемо обрывает жизненный путь Шлихтинга:
Сюжет, конечно, оригинальный и фантастически чудесный. Здесь следует учесть, что звуковое кино появилось только что и режиссёры пока что не имеют представление, а для чего этот звук, собственно, нужен? Посему в фильме «Снайпер» озвучены только диалоги — их тут примерно процентов 10 от общего звука, всё остальное — обычная сопровождающая музыка. Ценность «Снайпера» состоит не только в том, что это один из первых советских звуковых фильмов и первый звуковой фильм Семёна Тимошенко. Это первый СОХРАНИВШИЙСЯ фильм Тимошенко. Семь предыдущих работ режиссёра, включая его дебют — совершенно нуарный триллер «Наполеон Газ» — не сохранились до наших дней и считаются утраченными. С трудом можно отыскать сценарии к лентам — тогда они печатались в литературной прессе и на них приходила масса отзывов читателей — и оценить весьма оригинальные сюжеты Семёна Тимошенко.
Режиссёр Семён Алексеевич Тимошенко после «Снайпера» продолжит свой большой творческий путь. С 1935 стал известен как постановщик популярных кинокомедий, сценарии к которым зачастую писал самостоятельно. В 1937 году написал сценарий фильма «Небо Испании», состоявшего из киноновелл, объединённых общей темой. Такой формат стал прообразом «Боевых киносборников», выходивших во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в начале 1940-х годов Тимошенко поставил три фильма-киноконцерта, положивших начало этому жанру в советском кино.
В 1942 году Семёна Тимошенко эвакуируют из блокадного ленинграда и отправляют в Алма-Ату на ЦОКС — Центральную объединённую киностудию, образованную в 1941 году на базе эвакуированный «Мосфильма» и «Ленфильма» (после войны на базе ЦОКС была организована действующая и поныне киностудия «Казахфильм»). Исхудавшего Тимошенко замечает Сергей Эйзенштейн и приглашает на съёмки фильма «Иван Грозный». Характерная роль ливонского посла стала единственной известной ролью Тимошенко в кино.
Самый популярный фильм Семёна Алексеевича Тимошенко — кинокомедия 1946 года «Небесный тихоход», съёмки которой велись во время Великой Отечественной войны. В год выхода картину посмотрели 21 миллион зрителей, а песня «Первым делом самолёты» немедленно стала народной. Не меньшей популярностью пользовался фильм «Запасной игрок» с Георгием Вициным в главной роли.
Семён Алексеевич Тимошенко умер 13 ноября 1958 года, похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище.
Подытожим: фильм «Снайпер», на наш взгляд, можно считать настоящим сокровищем отечественного киноискусства, о котором, к сожалению, многие совсем не помнят...
P.S.: конечно, в картине есть котики. Куда ж без них! Постоянно тусующегося на нейтралке кота замечают наблюдатели союзников и докладывают начальству, которое, страшно шевеля бровями, глубокомысленно изрекает, что «кошка — развлечение не солдатское, а офицерское. Значит, у немцев там штаб. Передайте координаты артиллерии!»
Автор текста: Обнуляй.Исторический
Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Облачные сервисы Timeweb Cloud — это реферальная ссылка, которая может помочь поддержать наши проекты.