Один из тех случаев, когда искал одно, а наткнулся на совсем другое - на индийскую портретную живопись 17 века. Поздний альбом Шах Джахана (1592-1666) - падишаха империи Великих Моголов, построившего Тадж Махал.
Вот с его портрета с декканским мечом-фиранги и начнем.
Декканский в данном случае - прямой меч с характерным эфесом, фиранги - европейский клинок. Поскольку принадлежит падишаху, можно предположить толедский - как самый дорогой вариант. И по габаритам - полноценная рапира. За поясом - катар. Сияние вокруг головы - фарр, чудесный свет, исходящий от избранника богов.
Посол смиренно сел у царских ног
И от смущенья говорить не мог.
Фарр Искандара ослепил его
И языка и чувств лишил его.
Алишер Навои, "Стена Искандара"
пер. В. Державина.
На полном портрете присутствуют и ангелы, держащие венец, и лев с агнцем, возлегшие рядом. В общем, падишахи и скромность плохо совмещаются.
Следующий портрет - его тесть, советник и полководец - Асаф Хан. Иранец по происхождению, бывший приближенным и отца Шах Джахана - Джахангира (1569-1627).
За поясом - катар и книга, на поясе - почти прямой тальвар. Кстати, если вы все еще считаете, что шашка отличается от сабли подвесом вверх лезвием - вот одна из сопутствующих фигур с портрета.
Приближенный с еще одним тальваром в руках, с шамширом лезвием вверх на поясе.
А это - приближенный падишаха, с еще одним катаром, который наконец можно хорошо рассмотреть.
Для следующего фрагмента так и просится название: "Два тальвара, все, как заказывали".
Это - сопровождающие фигуры с портрета визиря Ислам Хана Машхади.
Снова тальвар и катар, но еще и щит на длинном подвесе через плечо.
А это - раджа бикрамаджит (это титул, "высший среди титулов индусов" по словам даровавшего его Джахангира - напомню, сами Бабуриды были мусульманами) Сандар Дас.
Великолепнейший портрет. Раджа вооружен длинным тальваром и каким-то видом изогнутого кинжала вместо катара. Интересный момент - на портретах "просто раджей" оружие без каменьев, в то время как у приближенных падишаха они есть - даже у носителя опахала/мухобойки. Вот, в подтверждение, еще один раджа.
Дядя (брат матери) падишаха, но катар "просто" в золоте.
А вот на следующем портрете, одном из немногих, вооружение состоит только из длинноклинкового оружия.
Здесь и тальвар, и снова декканский меч, скорее всего фиранги, и роскошно украшенный щит.
Почему это "Поздний альбом"? По источникам, Шах Джахан собирал его последнее десятилетие своей жизни, хотя ряд самих рисунков и был выполнен намного раньше.
Другие статьи, основанные на экспонатах музеев:
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!