Найти в Дзене
ИнГеоЭко

Эпоха каменных гробниц

© Шимульская Анфиса Павловна

На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид. Это – дольмены. Они представляют собой уникальные памятники кавказской культовой архитектуры IV-IIтысячелетий до н.э. и являются неотъемлемой частью неповторимого кавказского пейзажа. Когда впервые видишь столь внушительное сооружение, возникает множество вопросов. Когда и как их строили? Кто были древние зодчие, каков их внешний облик и уклад жизни? Вот уже 200 лет историки и археологи, антропологи и лингвисты бьются над тайной происхождения дольменов, пытаются проникнуть за плотный «занавес» тысячелетий, чтобы окунуться в повседневную жизнь тех далеких времен. На пути их исследований множество препятствий, главное из которых – время. Время скрыло под толщей земли все ответы на интересующие нас вопросы. Но постепенно, благодаря скрупулезному труду ученых, мрак прошлого рассеивается, открывая удивительный период мировой истории . Точно так же, как по крупицам археологи извлекают из земли древние артефакты, перед нами шаг за шагом раскрывается повседневная жизнь древних строителей, их технические возможности и научные знания, их верования и обычаи.

Каменные монументы, известные под названием мегалиты (от греч. слов «мега» - большой и «литос» - камень) встречаются во многих местах по всему миру. В их число входят и гигантские каменные гробницы – дольмены, существующие в Дании, Франции, Англии, Испании, в Северной Африке, Иране, Индии, Турции, Болгарии, и у нас на Кавказе.

На протяжении сотен километров, от Новороссийска до Сухуми, от р. Лабы до места, где горы «поворачивают» к Анапе, можно встретить грандиозные сооружения, построенные в одно время со знаменитыми Египетскими пирамидами. Эти «каменные гиганты» в течение нескольких тысячелетий служили семейными усыпальницами для народа, жившего здесь около 5 тыс. лет назад.

Вокруг дольменов издавна плодились самые разнообразные вымыслы и легенды. Например, по сказаниям горцев, когда-то здесь жили великаны – нарты и карлики, слабые и беспомощные. Из жалости к этому низкорослому народу, нарты воздвигли им неприступные, как крепости, дома из огромных каменных плит, оставив в передней их части лишь небольшой проход в виде отверстия, через который мог пройти только очень маленький человечек. Поэтому черкесы и называли их «съссыппъ-уна», т.е. «карликовые дома». Переселившиеся на Кубань казаки называли дольмены «богатырскими хатами» и считали, что создать подобные сооружения было под силу только богатырям, которые в них и жили. Все эти сказания возникли несколько столетий назад. Однако, XX в. принес еще более фантастические домыслы о происхождении, возрасте и назначении этих памятников. Избыток энтузиазма, замешанный на мистике и суевериях, породил самые невероятные предположения о дольменах как ультразвуковом оружии древних, платформах для взлета и посадок НЛО или первобытных компьютерах, созданных сотни тысяч лет назад.

На самом деле, первые мегалитические памятники появляются в конце VI тыс. до н.э. (около 7,5 тыс. лет назад). Раньше всего их начали строить во Франции. Здесь на Западном Кавказе первые дольмены возвели в конце IV тыс. до н.э. В цифрах это около 3400 г. до н.э. (плюс-минус 50-70 лет). Эта дата была получена в результате радиоуглеродного анализа. В течение почти 2 тысяч лет по склонам и седловинам гор, в долинах рек «вырастали» поражающие воображение усыпальницы, надежно охранявшие прах древних жителей этих мест.

Сейчас на Кавказе известно около 3-х тысяч дольменов. Но их истинное количество должно быть примерно в 3 раза больше (т.е. около 10 тысяч).

Зачастую, беглого осмотра недостаточно, чтобы увидеть всю грандиозность архитектурного замысла древних зодчих. И лишь кропотливая работа археологов позволяет детально выяснить, что же представляли собой эти памятники.

Опорой всей конструкции служат так называемые пяточные камни, образующие своеобразный фундамент (пол) дольмена и, иногда, своеобразную портальную площадку у его фасада. Для устойчивости применялись контрфорсы - это почти необработанные каменные глыбы, подпирающие боковые плиты. Чтобы сделать постройку более долговечной, поверх всей конструкции делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасадную плиту, с отверстием, закрытым каменной пробкой.

Перед дольменом – мощеная площадка (двор), прямоугольная, квадратная или круглая, иногда отгороженная стенами из небольших блоков. У некоторых гробниц двор занимает площадь в сотни метров. Часто дольмен был окружен кромлехом (кольцом из камней вокруг всей конструкции). Его функция проста – удерживать насыпь и двор от разрушения. Все плиты и блоки дольменов были индивидуально подогнаны и скреплены между собой при помощи пазов. Но, пожалуй, самое удивительное, что у некоторых построек имеется самый, что ни на есть настоящий, ливневый дренаж.

Материал для строительства брали в каменоломнях, располагающихся, как правило, где-то неподалеку. Правда, расстояния для строителей эпохи бронзы не являлись такой уж сложной проблемой. Известно, что для возведения всемирно известного Стоунхенджа камень доставляли за несколько десятков километров. Многие считают, что обычным людям это не под силу. Но на практике выяснилось, что блоки в пределах 20-30 тонн поддаются человеческой силе: обработке и перемещению. В конце XIX в. французы проэкспериментировали, можно ли блок в 32 тонны перетащить. Его по бревнам при помощи веревок тащили около 200 человек. Строители мегалитов могли переносить плиты в 320 тонн (это вес самого крупного европейского менгира – его вырубили в скале, но по каким-то причинам так и не перевезли). На самом деле, самое сложное не танспортировать , а отколоть плиту или блок нужного размера.

Заготовки при помощи быков и деревянных волокуш перевозили на место будущего строительства. Здесь камень подвергался окончательной обработке. Делали это при помощи бронзовых и каменных орудий. Если когда-нибудь кто-то из вас посетит дольмены, присмотритесь, на поверхности тщательно обтесанных плит вы сможете увидеть следы работы древних мастеров. Длинные, узкие зарубки оставлены бронзовым инструментом, а «оспины» (круглые) – каменным (кувалдой или каменным отбойником). Техника обработки отбойником называется «пикетаж». Внутренняя и наружная поверхность камеры дольмена обычно обработана именно пикетажем.

Трудоемким был процесс сбора дольмена. Сначала укладывались пяточные камни, затем устанавливались боковые стены, поддерживаемые контрфорсами, делалась насыпь, которая оставляла открытой лишь фасад, и по этой насыпи при помощи рычагов, веревок и тягловой силы быков по бревнам втягивали и устанавливали перекрытие. После этого достраивали все остальные детали. Никогда при строительстве не использовали раствор. Все это – сухая кладка, а все полости заполняли мелким щебнем.

Иногда в полумраке кавказских горных лесов можно видеть одиноко стоящие памятники, чаще попадаются небольшие дольменные группы, а бывают некрополи, состоящие из нескольких сотен гробниц. Несмотря на внешнюю схожесть, будто зодчие делали копии с одного образца, они имеют множество вариантов: составленные из огромных плит, круглые в плане, наполовину или целиком (монолит) выдолбленные в куске скалы, со стенами, сложенными из небольших блоков и т.д.

Возможно, при строительстве пользовались мерами длины, такими, как локоть, ладонь и т.п. Строительным модулем, скорее всего, служил диаметр отверстия в фасадной стене.

Как бы это ни казалось удивительным, но строители дольменов мало того, что были знакомы с настоящей храмовой или культовой погребальной архитектурой, но и обладали довольно глубокими математическими знаниями. Ведь для создания такой конструкции необходимы сложнейшие математические расчеты, особенно для круглых в плане дольменов. Они сложены из небольших блоков, расположенных в несколько ярусов, сужающихся от основания и образующих как бы подобие ложного свода. Каждый блок в такой постройке представляет собой сегмент круга. Длину этих сегментов и необходимо было вычислить, чтобы в итоге, при сборке, получилось именно то, что задумывалось. И, невольно возникает мысль, имеем ли мы право считать, что древние народы были примитивными, стоящими на более низкой ступени развития, нежели мы с вами. И была ли вообще эволюция?!

Кто оставил после себя эти, конкурирующие со временем и природой памятники?

Уже долгое время на этот счет ведутся нескончаемые дискуссии и споры. Одни ученые считают, что традицию возведения подобных гробниц принесли переселенцы из Малой Азии, другие склонны думать, что эта идея пришла из стран Средиземноморья, третьи полагают, что это коренные жители этих мест. И последняя теория наиболее убедительна. Судя по найденным останкам, это были люди среднего роста изящного телосложения, по внешнему виду, видимо, схожие с адыгами.

Нас разделяют 5 тыс. лет, и сейчас трудно восстановить в мельчайших деталях быт и духовную культуру этих народов. Однако кое-что о них мы все же знаем.

К III тыс. до н.э. (т.е., ко времени строительства гробниц) люди узнали свойства металлов и научились выплавлять орудия из меди и бронзы. Это давало им значительное преимущество: к примеру, медный топор оказался эффективнее каменного в 3 раза, производительность медного ножа превышала каменный в 6-7 раз, наиболее ощутимо выявилось преимущество меди при сверлении (в 20 раз быстрее). Однако в это время продолжали использовать и орудия из камня. Основными занятиями населения были скотоводство и земледелие. Однако с техническим прогрессом в среде местных жителей появились новые профессии: литейщики, кузнецы, ювелиры, оружейные мастера. {mospagebreak}

Несмотря на столь внушительные гробницы, жилища племен дольменной культуры были глинобитными, потому не сохранились. Вообще, поселений той эпохи известно крайне мало – около 10, а исследованы всего 5. Видимо, для древних строителей гораздо важнее было создать «вечное» погребальное сооружение, чем построить удобное жилище.

Почему так? С чем это связано?

Представим себе то далекое время. На небольшой территории соседствуют несколько разрозненных племен. Они далеко не всегда были настроены миролюбиво по отношению друг к другу. Частые стычки, войны за право существования и проживания на этой территории вынуждали искать способ как-то утвердиться на земле предков. Земля была самым ценным, ее ценили выше человеческой жизни. Чем мог доказать тот или иной народ, что это земля его предков? Именно погребальные памятники, ставшие родовыми склепами и служили таким доказательством. По замыслу древних строителей дольмены должны были заявлять права собственности на землю, где протекла жизнь не одного поколения.

Общество всегда имело сложную структуру, и скорее всего, дольмены и дольменные комплексы принадлежали не рядовым согражданам. Если бы это были средневековые памятники, их можно было бы назвать «княжескими». Но для эпохи бронзы пока неизвестно, какой термин в этом случае применить. Это - родовые склепы.

Каждый род думал, что будет существовать вечно. Но по разным причинам он пресекался, и в дольменах переставали хоронить, т.к. хоронить было некого. Поэтому дольмены часто закрывали, иногда засыпали насыпью полностью. Быть может, отдельные типы дольменов соответствовали определенным прослойкам общества (вождям, жрецам, старейшинам и т.п.). А может, разные конструкции строились разными племенами. Все это пока что остается загадкой.

Все дольмены обращены фасадом вниз по склону. Но бывают случаи, когда они стоят на вершине хребта, например на горе Нексис (близ Геленджика). И вот тут непонятно, почему они обращены именно в ту сторону, а не в другую? Связано ли это с восходом или заходом солнца, с расположением планет и звезд? Ориентировка могла быть астрономической, но могла зависеть и от рельефа. Оба этих утверждения не доказаны. Известен лишь один случай, когда дольмен ориентирован на заход солнца, отмеченный камнем (обелиском) – это дольмен в районе ст. Новосвободной. Верхняя часть камня была украшена концентрическими кругами, что во многих культурах древности символизировало солнце. Сейчас этот обелиск хранится в Майкопском музее.

Попытки заглянуть вглубь тысячелетий и определить религиозные представления древних строителей приводят взгляды ученых к орнаментам, высеченным на плитах дольменов. Незатейливые рисунки в камне уводят нас к первоистокам религии. Погружая в таинственный мир язычества.

Чаще всего встречаются орнаменты в виде расходящихся кругов, повторяющихся зигзагов и треугольников.

С погребальным культом у многих народов связаны различные символы. Один из таких символов – змея. Считалось, что она - загадочное существо, связывающее этот мир с потусторонним, земной с подземным. И змеиный сюжет часто повторялся в эпоху бронзы. Орнаментом в виде зигзага в древности изображали змею. На одном из дольменов на горе Нексис (близ Геленджика) зигзаги увенчаны небольшими змеиными головками. Когда исследовали дольмены близ ст. Новосвободной, то обнаружили, что у двух из них орнамент на стенах внутри камеры был окрашен красной охрой еще до момента сборки всей конструкции.

Можно предположить, что дольменная постройка, плотно закрытая каменной пробкой представляла собой вместилище умерших предков, которые способны были повлиять на будущий достаток и плодородие. Это не просто погребальные памятники, они еще и культовые. Почему? По той же причине, по которой мы сейчас посещаем кладбища – поминание родственников, культ предков. Покойников всегда уважали и боялись, считали, что они могут мистическим образом вмешиваться в дела живущих, потому совершали этот культ.

Во время археологического обследования долины р. Жане сделана потрясающая находка - блок-алтарь (жертвенник), который хранится в настоящее время в Геленджикском историко-краеведческом музее. Видимо, он стоял в верхнем ряду стен, отгораживающих двор дольмена (у него есть паз). Может быть, примыкал прямо к дольмену. Пока еще точное его местоположение не определили. Этот жертвенник – уникальная вещь. Он еще раз дает нам понять, что в те далекие времена здесь, перед дольменами совершали какие-то сложные, неизвестные нам ритуалы.

Какие заклинания слышали угрюмые гробницы, чья кровь окропляла каменные жертвенники, каким богам возносили молитвы экзальтированные жрецы? Эту тайну древние усыпальницы не раскроют никогда.

Не узнаем и о том, кто провожал усопших в их последний путь.

Доподлинно известно лишь, что никогда во время похоронной процессии крыша дольмена не сдвигалась. Она всегда была перекрыта насыпью. Вносили умершего внутрь камеры через отверстие в фасадной плите, которое затем, после совершения сопутствующих обрядов и поминальной тризны, плотно закрывалось пробкой.

Что же находят археологи в дольменах?

К сожалению, многие из этих памятников ограблены еще в древности. Но некоторым ученым повезло, и им довелось вытащить пробку дольмена первыми, после того, как последний человек поставил ее на место тысячи лет назад, похоронив родственников. И остатки этих людей (как они лежат, какие вещи рядом с ними) доказывают, что это – склеп.

Известны 2 типа захоронений:

- скорченное, когда скелет лежит на боку с поджатыми к груди коленями;

- пакет (мешочек) с костями, иногда расшитый бусинами. В такой пакет складывали череп, длинные кости, иногда кости груди и таза. Это явление известное для эпохи бронзы – обрядовые процедуры были очень сложными.

Часто в конце XIX- начале XX в. скорченное положение погребенных воспринимали за сидячее. Некоторые костяки посыпаны красной охрой и углем. Во многих культурах древности охра являлась как бы символом крови, жизни в потустороннем мире. Значит, строители дольменов верили, что смерть – лишь переход в иную жизнь, где человеку понадобятся вещи, которыми он пользовался в земной жизни. Потому рядом с погребением – личные вещи умершего(оружие, предметы украшения и т.п.) и напутственная пища (обычно в глиняных сосудах). Традиционный набор оружия – бронзовое копье и кинжал.

В подтверждение тому, что это не только погребальные памятники, но и культовые, археологи находят следы поминальных тризн, которые совершались на площадках перед дольменами - это керамическая посуда, кости животных и ножи.

Бывает, у входа в дольмен сложены окаменелости (моллюски и т.п.), выбранные из реки. Редко попадаются изображения животных. Например, у одного дольмена близ станицы Новосвободной найдены 2 бронзовые с серебром статуэтки собак (одна – как лайка, другая – похожа на лисицу), а у другого дольмена - с обелиском, – частично поврежденная фигурка быка. Возможно, этот элемент из древне-восточной мифологии.

По неизвестной причине приблизительно в первой половине II тыс. до н.э. их строительство прекратились. Но сооружения эпохи бронзы не были забыты. Еще долгое время их использовали для захоронений и совершения тризн племена более позднего времени (меоты, адыги).

Благодаря элементам сходства между дольменами и широко известными мегалитами Европы и Азии, кавказские памятники остаются в центре внимания мировой доисторической археологии. Но пока у ученых в результате исследований больше вопросов, нежели ответов на них.

Между нами и строителями гробниц эпохи бронзы пролегли тысячелетия истории. Вероятность когда-либо до конца разгадать тайну дольменов - ничтожна, но для тех, кого приворожила суровая красота этих памятников истории и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет значения.

Об авторе : Шимульская Анфиса Павловна – после окончания исторического факультета Кубанского госуниверситета с 1997 по 2003 годы работала научным сотрудником отдела древней истории музея. Ведущая научно-исследовательская тема: «Эпоха бронзы». Участвовала в археологических экспедициях:

- Института Истории Материальной Культуры РАН ( г. Санкт-Петербург);

- Института Археологии РАН (г. Москва)