Найти тему

ГИТАРА И СОЛНЦЕ🌞 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОССА-НОВЫ

Оглавление

Босса-нова — это музыкальный стиль, родившийся в конце 1950-х годов. Если не усложнять, то босса - это микс самбы и классического джаза. Можно сказать, что босса-нова является главной причиной, почему Бразилия стала известна миру, помимо футбола и кофе, конечно же. Давайте разбираться, как это произошло, и при чём тут великий Фрэнк Синатра. Приготовтесь к интересному приключению по Бразилии 60-х и музыкальному ликбезу.

Рождение жанра

Говоря об искусстве, всегда важно знать контекст времени, в котором оно существует, потому что оно неотделимо от социального и политического влияния. Музыка, как и архитектура, и живопись, является естественным результатом тех событий, что происходят в стране или регионе. Босса-нова появилась на закате военной диктатуры. Тогда было много разговоров о реформах и изменениях в лучшую сторону, так что Бразилия начинала привыкать к идее свободы.

Пляжный день в Рио, конец 1950-х
Пляжный день в Рио, конец 1950-х

Люди жили ритмами самбы, однако она стала терять популярность и уже казалась слишком старомодной. Так, в 1950-х годах молодежь из южной зоны Рио-де-Жанейро начала изобретать жанр, который соответствовал новому ритму жизни.

Рио, 1960-е
Рио, 1960-е

Само слово «босса-нова» на самом деле изначально состояло из двух. «Bossa» с португальского переводится как фишка, штука, а «nova» — новая. Затем в разговорной речи эти слова стали сливаться в одно - босанова. Именно поэтому вы можете встретить оба варианта написания жанра, хотя оба верны. Впервые этот термин использовал Noel Rosa в песне «Coisas Nossas».

Пожалуй, началом жанра босса-нова можно назвать день, когда появился первый хит, а точнее - первая записанная в студии песня. Таким треком стала композиция «Chega de Saudade» («Долой тоску»), исполненная Жуаном Жилберту (João Gilberto) в 1958 году.

Жуан Жилберту
Жуан Жилберту

Хит Жилберту впервые собрал все особенности жанра воедино. Впоследствии они превратились в характерные черты босановы: использование гармоний самбы и джазового мелодизма, а также разговорный, низкий тон голоса. Всё вместе делало музыку максимально расслабленной, пляжной, как и полагается в солнечном Рио.

Пара на пляже Копакабана в Рио-де-Жанейро в 1957 году
Пара на пляже Копакабана в Рио-де-Жанейро в 1957 году

Международный успех

Год спустя Жуан Жилберту выпустил свой первый LP «Chega de saudade», который громко заявил о существовании жанра на бразильской сцене. Множество треков на пластинке были созданы в результате сотрудничества великого бразильского композитора Тома Жобима (Tom Jobim) и композитора Винисиуса де Мораеса (Vinicius de Moraes).

Мораес и Жобим
Мораес и Жобим

Да и в целом, дуэт Жобим-Мораес принёс Бразилии самые первые боссановные композиции. За время творческого союза они создали множество известных на весь мир песен. Самая "громкая из них" - «Garota de Ipanema» («Девушка из Ипанемы») 1962 года, которая, без сомнения, является одной из самых важных песен в истории бразильской музыки. И не только бразильской. В 2005 году Американская библиотека Конгресса сочла хит одним из 50 великих музыкальных произведений человечества.

Девушка из Ипанемы
Девушка из Ипанемы

В 1962 году в Карнеги-холле в Нью-Йорке состоялся концерт, который представил боссу американской публике. Концерт объединил трёх "титанов" жанра - американского сакософониста Стэна Гетца, гитариста Жилберту и композитора Жобима, который аккомпанировал на фортепиано, а также других артистов . Босса в Карнеги-холле была принята "на ура". Критики единогласно соглашались - ритмы самбы словно добавляли джазу "недостающий элемент", благодаря чему он звучал по-экзотически ново. Эти мелодии с далёких берегов принесли в Америку океанский бриз, веселье и свободу.

-7

Успех не заставил себя ждать, и уже в 1963 году вышел совместный альбом Жуана Жилберту и Стэна Гетца - «Getz / Gilberto» LP. Их коллектив стал всемирно известный и получил премию «Грэмми» за альбом 1965 года.

Альбом «Getz/Gilberto»
Альбом «Getz/Gilberto»

Самой значимой песней альбома стала "Девушка из Ипанемы", исполненная Жилберту вместе с женой Аструд, которая сделала песню известной на весь мир благодаря своему нежному, меланхоличному голосу и уникальной манерой пения.

Аструд Жилберту
Аструд Жилберту

В 1967 году была записана англоязычная версия этой знаменитой песни. Её исполнил сам Фрэнк Синатра на совместном с Жобимом альбоме «Francis Albert Sinatra & Antônio Carlos Jobim». Интересный факт о треке: песня 96 недель занимала вторую позицию в Billboard Top 100, уступая лишь «A Hard Day's Night» группы The Beatles. Кстати, в рейтинге самых часто записываемых песен дуэт также уступает лишь «битлам» и их Yesterday.

Синатра и Жобим
Синатра и Жобим

Наследие босса-новы

История босановы имела начало, но не имела конца. Можно считать, что жанр перестал существовать после 1965 года, во времена военного переворота и революции. Тогда в песнях стало больше социальных и политически острых тем. Однако на самом деле хиты босса-новы продолжают пользоваться успехом и сегодня, а имена артистов-основателей до сих пор знают как и те, кто застали рождение жанра, так и текущее поколение. К тому же, даже артисты нового поколения не забывают главные хиты и делают на них ссылки в своем творчестве. Например, главная певица бразильского фанка Анитта, в одном из своих новых хитов использовала сэмпл из «Девушки из Ипанемы».

*Часть материала взята с сайта Artifex.Ru.

Благодарю за прочтение данной статьи! Чтобы узнавать ещё больше интересных вещей о Бразилии, её культуре, людях и музыке, подписывайтесь на мой дзен-канал 😉