Золотая брошь в стиле ар-нуво с витражной эмалью, Франция, около 1900 г.
Когда мы вспоминаем о ювелирных украшениях в стиле модерн, первое имя, которое приходит на ум, это имя Рене Лалика. И его слава, безусловно, заслужена. И все же, он не единственный, кто прославил своими творениями столь краткую, но такую яркую эпоху перемен, начавшуюся в последние годы девятнадцатого века и продлившуюся всего 15 лет, до начала Первой мировой войны. В подборку вошли украшения, авторство которых неизвестно. Некоторые из них не имели маркировки изначально, некоторые потеряли оригинальное клеймо при последующих переделках.
Техника эмали, которую мы называем витражной, в европейских странах называют «plique-à-jour». Это французский термин для прозрачной эмали, не имеющей подложки. Эмаль Plique-a-jour является самой изысканной и сложной в создании техникой эмали, так как она требует большого мастерства, чтобы создать витражный эффект. Подобно витражу украшение в технике Plique-a-jour имеет металлический контур, заполненный разноцветными похожими на стекло прозрачными эмалями. Plique-à-jour обеспечивает естественную полупрозрачность, подобную той, что встречается в природе, что делает технику идеальной для визуализации листьев, цветов, крыльев насекомых и других иллюзий.
Золотая брошь «Райская птица» с витражной эмалью, около 1900 г.
Брошь в виде стилизованной бабочки из золота и платины с витражной эмалью, опалами и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Золотой кулон с фигурой сирены с лирой из слоновой кости с витражной эмалью и бриллиантами, около 1900 г.
Художники эпохи модерна искали вдохновение в органических природных формах, романтических или символических женских образах. Другие излюбленные мотивы – это фантастические зооморфные создания, морские чудовища, змеи, химеры, бабочки или стрекозы, которые иногда сливаются с контурами женских форм. Многие ювелирные украшения отражали влияние работ художников-символистов на прикладное искусство. Эти работы наделены более глубоким метафорическим смыслом, заимствованным из мифологических источников. Женская форма часто повторялась в украшениях того периода. Фигура сирены, занимающая центральное место в этом кулоне, вырезанная из слоновой кости, была популярным символистским изображением. Способность сирены заманивать корабли к скалам волшебной музыкой символизирует власть женщин над мужчинами.
Брошь-бабочка с витражной эмалью, опалом, рубинами и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Брошь в виде кленового листа из золота и платины с витражной эмалью и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Золотая брошь с витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, около 1900 г.
Брошь с изображением заката над морем в обрамлении цветов ириса, золото, серебро, витражная эмаль, жемчуг, бриллианты, около 1900 г.
Брошь «Крылатый Дракон», серебро, золото, витражная эмаль, жемчуг, бриллианты, около 1900 г.
Кулон из позолоченного серебра с витражной эмалью и жемчугом, около 1900 г.
Подвеска «Джульетта» из золота с витражной эмалью, перидотами, жемчугом и бриллиантами, около 1900 г.
Золотая брошь-бабочка с витражной эмалью, сапфиром и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Брошь из золота и платины с витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Шкатулка из золота с витражной эмалью и опалом, Франция, около 1900 г.
Подвеска в виде мотылька из золота с витражной эмалью, рубинами, жемчугом и бриллиантами, около 1900 г.
Подвеска «Святой Христофор с младенцем Иисусом» из золота с витражной эмалью и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Брошь-кулон в виде лебедя из позолоченного серебра с витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Золотое кольцо с витражной эмалью и жемчугом, Франция, около 1900 г.
Сумочка из позолоченного серебра с витражной эмалью, сапфирами и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Брошь из золота и платины с витражной эмалью и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Брошь из золота с витражной эмалью, изумрудом и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Кулон из золота с витражной эмалью и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Брошь из золота с витражной эмалью, опалом и бриллиантами, Франция, около 1905 г.
Золотая брошь-кулон со скульптурным изображением девушки, выливающей воду из кувшина, с витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, около 1900 г.
Золотая брошь с витражной эмалью и бриллиантами, около 1900 г.
Золотая брошь в виде феи из слоновой кости с крыльями, украшенными витражной эмалью и бриллиантами, около 1900 г.
Золотой кулон с женским профилем, украшенный витражной эмалью и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Золотой кулон с витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, около 1900 г.
Брошь-подвеска с витражной эмалью, жемчугом и бриллиантами, около 1900 г.
Великолепное кольцо в виде веточки тиса, вдохновленное японским стилем, витражная эмаль и бриллиант, около 1900 г. Значение тиса как защитника и символа вечности существует уже более трех тысяч лет.
Брошь-подвеска с витражной эмалью, жемчугом, рубинами и бриллиантами, Австрия или Германия, около 1890 г.
Брошь «Наяда» с витражной эмалью, агатом и жемчугом, Франция, около 1895 г.
Золотая брошь-бабочка с витражной эмалью, сапфиром, аметистом, жемчугом и бриллиантами, Франция, около 1900 г.
Золотая брошь с витражной эмалью, сапфирами, жемчугом и бриллиантами, Франция, около 1900 г.