В том же Богословском периулке Александр Алексеевич Бахрушин построил частный театр в старо-русском стиле для труппы Корша (архитектор М.Н. Гигагов). Потом там был филиал Художественного театра, а теперь, после ремонта, "Театр наций".
Отдали они свой огромный сад и вложили деньги в строительство Дмитровского музыкального театра (ныне Станиславского и Немировича-Данченко). С именем Бахрушиных также связаны еще два театра: "Аквариум" на Садово-Кудринской в парке, где театр Моссовета, здание не сохранилось, и Введенский народный дом (теперь там дворец Культуры Электролампового завода) на площади Журавлева. По материалам музея Бахрушины построили в Москве более двухсот домов. Строили Бахрушины доходные многоэтажные дома. Большие земельные владения были у них на Софийской набережной и Болотной площади, там в 1898 году Бахрушины построили великолепное здание (архитектор академик Ф.О. Богданович), напротив Кремля. Это был дом бесплатных квартир для вдов военных с детьми и для курсисток, или , как его называли Вдовий дом.
В нем на полном обеспечении проживали 631 взрослый и 1378 детей. Похоже рядом на Софийской набережной они построили еще два здания, в общей сложности это стоило Бахрушиным 1 миллион 257 тысяч рублей. Там было все предусмотрено: два детских сада, школа и профессиональное училище, бесплатная столовая. Я читала воспоминания старой женщины, которая провела детство в одной из квартир Вдовьего дома. Она писала : " Это был замечательный дом, в нем было всегда чисто, уютно, пахло воском, так как каждую неделю натирались полы во всем доме. На мраморной лестнице и в коридорах лежали пушистые ковры. В квартирах было все необходимое, питание хорошее, бесплатное. Дети учились в школе и ремеслам. В этом же доме способных отдавали в гимназию, давали высшее образование. Порядок был во всем необычайный. Периодически приезжали попечители, которые строго спрашивали с персонала. После революции нас всех выселили из этого дома. Мы с мамой попали в подвал, где долго жили, вспоминая дом на Софийской набережной".
Теперь там Роснефть.
Меня очень огорчила статья в Московской правде от ноября 1999 года. Думаю, что к 1913 году Бахрушины передали дом городу и перестали контролировать его работу, в связи с чем изменились порядки в нем. Хотя еще в 1916 году Александр Алексеевич завещает дополнительно деньги Вдовьему дому для улучшения питания. В 1901 году было закончено строительство приюта в Сокольнической роще (ныне Первый Рижский переулок, дома под номером 2, ехать от метро Рижская на автобусе номер 714). На воздвижении шести коттеджей, двух учебных зданий и храма Живоначальной Троицы Бахрушины израсходовали двести тысяч рублей, сумму в четыреста пятьдесят тысяч составила неприкосновенный капитал, проценты с которого обеспечивали все нужды ребят. Это был приют нового типа. В него была заложена идея семейного воспитания. В уютных красивых домиках, теперь бы сказали коттеджах, жили по 25 мальчиков, старшие вместе с младшими и наставником. Получалась как бы семья, где старшие отвечали за маленьких. Было все предусмотрено: школа, мастерская для обучения профессиям, электромеханические и художественно-слесарные. Чтобы мальчики росли физически сильными были спортивные площадки, теннисные корты, лошади для обучения верховой езды. Мальчики воспитывались до 18 лет, до выхода в люди, выпуская им давали какую-то сумму на образование. Так было до революции. Приют еще просуществовал до 1922 года, затем там жили испанские дети.
Теперь эти корпуса занимает издательство "Мир", отдавая им неизвестно кому в аренду. А храм стоит обезглавленный. Но нашелся добрый человек Юрий Александрович Васюк который добился Храма церкви и, потихоньку , руками прихожан восстанавливает его.
В 1913 году организована приютколония в Москве в Тихвинском городском имении Бахрушиных, затрачено 500 тысяч рублей. Она не сохранилась, но, возможно, была недалеко от Менделеевского института, там есть Приютский переулок, он выходит на Бутырский вал. (Тихвинская или Авдотьино - Тихвинское на реке Северке по Каширскому шоссе).
В 1915 году Бахрушиными задумано дело, которое стало бы вершиной их благотворительности, говорящая о большой гражданственности этой семьи. Планировалась постройка народного дома в Замоскворечье на их земле. В этом доме должно было быть все для досуга детей и подростков: библиотека с читальней, столовая, зрительный зал на 1200-1500 человек, сад для летних и зимних игр. К нему планировалось здание учебно-ремесленных мастерских с общежитием, было потрачено 500 тысяч рублей. Накануне революции в 1916 году сумму основных пожертвований династий Бахрушиных составила более 3 миллионов 600 тысяч рублей золотом.
Все эти сведения взяты мною из литературы. Меня поражает не сумма, а то, как разумно вкладывались деньги. За этим стоит патриотизм и гражданственность, забота о нации. Приятно осознавать, что Бахрушины не строили себе дворцов, жили скромно, помогая людям в главном - это здоровье (больницы, родильные дома), презрение стариков и детей сирот, обучение их профессиям. Это стипендии для студентов, помощь театрам Москвы. Это деньги на научные открытия, авиацию, медицину. В частности, молодому биологу Г.С. Габрическому на создание дифтерийной вакцины (см. "Воспоминания").
Семейство Бахрушиных пользовалось большим уважением. Уже во втором поколении они были весьма образованы, культурные и обаятельные люди. А в третьем поколении - меценаты - коллекционеры. В четвертом поколении был и крупный ученый - историк, ученик Ключевского, профессор МГУ с 1927 года, Сергей Владимирович Бахрушин (1882-1950), см. поколенную роспись), член-корреспондент АН СССР, награжден Государственной премией в 1942 году. Основные труды по истории, экономике XYI - XYII вв. Им написано много книг по русской колонизации Сибири, источниковедению, историографии. (Похоронен на Новодевичьем кладбище). Был и создатель единственного в мире театрального музея Алексей Александрович (1865-1929), который он подарил Российской Академии Наук в 1894 году.
Был и знаменитый коллекционер, мой двоюродный прадед Алексей Петрович (1853-1904), собиратель русской старины, рукописных книг, а также бронзы, фарфора, майолики. Всю свою богатейшую коллекцию и библиотеку из 20 000 томов он передал историческому музею, где было два Бахрушинских зала. Им была написана и выпущена книга "Кто что собирает" о коллекционерах Москвы.
Последний дар Бахрушиными был сделан перед самой февральской революцией 1917 года.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Спасибо, что прочитали.