На прошедшем в Москве Дне инвестора руководство Сбербанка рассказало про новую человекоцентричную стратегию банка и поделилось своими прогнозами на общие тренды развития экономики России.
Экономика будет расти
«Мы ожидаем умеренные темпы роста экономики, — сказал вице-президент, руководитель блока «Финансы» Сбера Тарас Скворцов. — В среднем рост ВВП в следующие 3 года составит 1,2%, инфляция достигнет целевого уровня в 4% в 2025 г., наш прогноз ключевой ставки в 8% к концу 2025 года. Рост банковских рынков будет превышать рост ВВП и составит не менее 10% в год».
По его словам, в 2024 г. кредитование, особенно розничное, будет под давлением и высоких ставок, и жесткого регулирования. Льготная ипотека остается основным драйвером роста, но ожидается, что будут введены более строгие требования к заемщикам и другие ограничения, которые замедлят рост.
В части привлечения средств Сбер ориентируется на текущую политику Банка России, которая стимулирует сбережения. Значительный приток средств на рынке в 2024 г. ожидается в связи с высокими процентными ставками. В 2025-2026 годах рост в этом секторе нормализуется на уровне примерно 10%.
С учетом замедления инфляции и снижения ставок, в банке ожидают, что уровень маржи, то есть разницы между ценой и себестоимостью, будет выше 5,5% на горизонте стратегии. В первый год стратегии 2026 имеется хорошая база. За 3 квартал этого года процентная маржа составила 6%, а по четвертому кварталу маржа ожидается не ниже этого уровня.
Оценка рисков
В банке также спрогнозировали, что рынок ИТ-сервисов для корпоративных клиентов вырастет на 30% к 2026 г. до 1,7 трлн рублей. Значительная часть нового рынка будет сформирована уходящими иностранными производителями программного обеспечения в банковской сфере, что открывает возможности для импортозамещения. Выручка Сбера от этого сегмента вырастет в 4 раза к 2026 г.
«Эффективная и гибкая система риск-менеджмента всегда была одним из ключевых преимуществ Сбера, — сообщил Скворцов. — Несмотря на активное кредитование более рискованных продуктов и сегментов клиентов, мы планируем сохранить стоимость риска на текущем уровне 100-110 базисных пункта на всем горизонте стратегии».
Помимо кредитного риска, после 2022 г. многие другие виды рисков были снижены радикально. Так, было минимизировано влияние валютных рисков. Доля кредитов юридических лиц в «недружественных валютах» снизилась с начала 2022 года в 4 раза и сейчас составляет всего 6%.
«Повышение эффективности Сбера остается нашим важнейшим фокусом. Мы существенно улучшили производительность — за последние 3 года мы нарастили активы в 1,5 раза, а доход на 57%, в то же время численность Сбера снизилась на 8%, т. е. производительность одного сотрудника, даже в условиях радикальных изменений на рынке, увеличилась в 1,7 раза», — подчеркнул Скворцов.
По его словам, именно это позволило Сберу добиться уровня по CIR (отношению расходов к доходам) в 30% — «недостижимое значение для крупных универсальных банков в мире, даже тех, кто в разы превосходит нас по масштабу». На горизонте 2026 года мы продолжим повышать эффективность и будем вблизи 30%, сказал Скворцов.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ