Леонардо Да Винчи. 1452 - 1519 - один из крупнейших представителей эпохи Возрождения, пример "универсального человека": живописец, скульптор, архитектор, музыкант и ученый.
Леонардо да Винчи использовал редко встречающуюся иконографию, известную как "Анна-втроем", где Мария изображена сидящей на коленях у своей матери Анны и держащей на руках младенца Иисуса. Это создает эффект mise en abyme: Мария на лоне своей матери Анны, а Иисус на лоне своей матери Марии. Леонардо создал много эскизов на эту тему, но так и не закончил работу.
Он работал над самой картиной, которая сейчас находится в Лувре, около десяти лет, однако многие детали остались незаконченными. Фигуры вписаны в композиционную пирамиду, характерную для творчества Леонардо, где сочетаются объемные формы, плавные линии, тональная живопись и сфумато, создающие улыбающиеся лица, придающие изображению нежность и одновременно загадочность. Христос обнимает ягненка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается удержать младенца. Вместо религиозной торжественности и иератичности, на картине присутствует почти семейная интимность.
Первые итальянские биографы Леонардо да Винчи рассказывали о значимости этой картины в его творчестве. Леонардо не откладывал работу над "Моной Лизой" - наоборот, он отдавался ей с особой страстью. Он посвятил ей все свое свободное время, которое у него оставалось после работы над "Битвой при Ангиари". Он потратил значительное количество времени на эту картину и, когда уехал из Италии в зрелом возрасте, он взял ее с собой во Францию, вместе с несколькими другими избранными произведениями.
На прямоугольной картине изображена женщина в темной одежде, которая немного повернулась. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, одна рука опирается на подлокотник, а другая лежит сверху. Женщина почти лицом обращена к зрителю. Ее гладкие и плоские волосы, разделенные посередине, видны сквозь прозрачную вуаль, которая накинута на них (предположительно, это символ вдовства). Волосы спадают на плечи двумя тонкими, слегка волнистыми прядями. Она носит зеленое платье с тонкими складками и желтыми рукавами, которые также имеют складки. Платье вырезано низко на белой груди. Голова немного повернута.
«Крещение Христа» — Картина, созданная Андреа Верроккьо в сотрудничестве со своим учеником Леонардо да Винчи, была завершена примерно в 1475 году. В настоящее время она находится в галерее Уффици во Флоренции.
На картины есть фрагменты, написанные Леонардо, включая элементы пейзажа и светловолосого ангела слева. Согласно некоторым критикам, второй ангел нарисован Сандро Ботичелли. С ангелом Леонардо связана известная легенда о "побежденном учителе". По этой легенде, Вероккьо был настолько поражен мастерством своего ученика, что перестал рисовать.
В центре картины расположена фигура Христа, который сложил ладони в молитвенном жесте. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель с жезлом-посохом, который имеет форму длинного тонкого креста. В руке у Иоанна есть свиток с надписью на латинском языке "Вот Агнец Божий". Оба стоят в водах реки Иордан до щиколоток. Над головой Иисуса изображены две руки, исходящие с неба, а также голубь, который символизирует Бога-Отца и Святого Духа. Слева от Иисуса находятся два ангела, которые выглядят как прекрасные светловолосые мальчики и преклоняют колени. У всех фигур над головами есть золотые нимбы, а нимб Иисуса также содержит крест. На заднем плане картины изображен каменистый пейзаж с небольшим количеством растительности. В отличие от многих художников своего времени, Вероккьо не изобразил современные ему здания или знакомые европейские пейзажи на заднем плане, предпочтя больше соответствовать природе Ближнего Востока. Слева изображена также пальма, которая является символом спасения души и бессмертия. Задний план работы представляет собой нарисованную Монте-Сан-Мартино на озере Комо, вероятно, написанную в Лиерне.
Картина «Дама с горностаем» считается произведением Леонардо да Винчи. Многие исследователи полагают, что на ней изображена Чечилия Галлерани, любовница Лодовико Сфорца, известного как Иль Моро, герцога Миланского. Это мнение находит подтверждение в сложной символике картины.
Женский лоб прикрыт нежной фероньеркой, а на голове она носит прозрачный чепчик, который закреплен под подбородком. На ее шее висит ожерелье из темных жемчужин, которое обрамляет шею и спускается вниз в виде длинной петли на грудь, где оно почти теряется на фоне квадратного выреза платья.
На изображении Чечилия Галлерани повернута головой в сторону, при этом ее сильно наклоненная голова к левому плечу выглядит естественно. Мягкие и нежные черты ее молодого лица, окруженные гладкими волосами, уложенными под подбородок, дополняют это впечатление. Строгость прически и взгляд, направленный в сторону от зрителя, создают ощущение скромного и сдержанного образа, во внешности Чечилии присутствует некая незавершенность, которая придает ей своеобразное очарование.
На портрете Чечилия поворачивается влево, словно прислушивается к невидимому собеседнику (по словам поэта Бернардо Беллинчионе). Этот портрет в профиль был одним из творений Леонардо.
"Тайная вечеря" - это монументальная роспись, созданная Леонардо да Винчи, которая изображает последнюю трапезу Христа со своими учениками. Работа была выполнена в период с 1495 по 1498 годы в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Ранее она была неправильно названа "фреской", но было установлено, что роспись была выполнена не в технике фрески или а-секко, а в особой технике, придуманной самим художником, используя яичную темперу на масляном грунте из свинцовых белил.
Леонардо да Винчи, в соответствии с традицией изображения сцены "Тайная вечеря Христа с учениками", изобразил момент, когда Иисус, согласно повествованию во всех четырех синоптических Евангелиях, расположился "с двенадцатью учениками" в "пасхальной горнице" в Иерусалиме (по восточному обычаю иудеи не сидели, а "возлежали" вокруг центрального стола) и произнес: "Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня". Леонардо да Винчи, в соответствии с гуманистическим мировоззрением и эстетикой эпохи итальянского Возрождения, пытался, используя изобразительные средства, передать сложную психологическую задачу: выразить реакцию каждого из апостолов на пророческие слова Христа. При этом он учитывал различные характеры психотипов, так как представлял их в соответствии с евангельским повествованием и научными знаниями времени.
Ученики различным образом реагируют на слова Христа о предательстве. Иуда можно узнать по тому, как он сжимает в руке кошелек с тридцатью серебрениками, оплатой за предательство. Жесты и движения фигур развиваются волнообразно, от центра к краям и обратно. При этом выражение лиц "затухает", замедляется у крайних фигур, но становится сильнее в центре композиции. Свет, освещающий изображенную сцену, исходит не из нарисованных на дальней стене окон, а от воображаемого источника слева, что усиливает эффект вовлеченности в действие.
🧐 В чем отличие картин Великого художника и рисунков, сгенерированных нейросетью? Захватит ли искусственный интеллект мировое господство и будет ли работа у художников, архитекторов, писателей через 5-10 лет? Ваше мнение жду в комментариях.