В реальности, вопрос, обозначенный в заголовке, смысла не имеет. С точки зрения Австро-Венгрии (пока она еще существовала) они были изменниками-коллаборационистами (но не все, русские колонисты тут не при чем), а, вот с точки зрения государства, которое появилось потом на карте (я о Чехословакии), они, естественно, стали героями и борцами.
Сложность в том, что формирование, задуманное, как часть Русской Императорской армии, и создаваемое на русские деньги, стала инструментом политики... (не совсем нашей).
Еще летом 1916 года Т. Масарик (о нем мы немного уже рассказывали) направил в Министерство иностранных дел России меморандум, отстаивая идею создания в России Чехословацкого легиона. Но русская дипломатия не выказала горячей поддержки этому намерению: в России уже было "свое" формирование.
Весной 1916 года в Русской армии формируется Второй чехословацкий полк. В середине апреля генерал Алексеев уже разрешил формирование стрелковой бригады, и к концу 1916 года создаётся Чехословацкая стрелковая бригада (Československá střelecká brigáda) в составе трёх полков, численностью около 3,5 тысяч офицеров и нижних чинов, под командованием полковника В. П. Троянова.
Но усиление России, и ее самостоятельная "игра" в этом вопросе не устраивала союзников. 5 мая 1917 г. с согласия властей Великобритании Масарик с британским паспортом на имя Томаса Джорджа Марсдена (с сохранением инициалов Т. Г. М.) отплыл из шотландского порта Абердин в Скандинавию, откуда на поезде через Берген, Христианию (Осло) и Стокгольм в ночь с 15 на 16 мая 1917 г. прибыл в Петроград. Началась "своя игра" Чехословацкий национальный совет создал своё отделение в России, которое было признано Временным правительством в качестве единственного представителя чехов и словаков в России. С первых же дней пребывания в Петрограде Масарик начал выступать перед соотечественниками, публиковаться в газете «Чехословак» и местных изданиях, одновременно отправлять корреспонденции в лондонскую Times и другие газеты.
К сожалению, к этому моменту, в России "уже началось". Тем не менее, бригада, созданная из чехов, словаков и наших колонистов продолжала сражаться. Доведенная до штата стандартной четырехполковой пехотной дивизии (но, пока еще без артиллерии), бригада участвовала в последнем для Русской армии в Первую мировую войну наступлении июня 1917 года на Юго-Западном фронте. Бригада действовала под Зборовом. Вскоре приказом Верховного главнокомандующего генерала от кавалерии А. А. Брусилова бригаде были приданы два артиллерийских дивизиона.
В июньском наступлении Русской армии в Галиции, где Чехословацкая бригада впервые участвовала как самостоятельная оперативная единица, она прорвала фронт в районе Зборова, взяла около 6000 пленных и 15 орудий, потеряв до 150 человек убитыми и до 1000 ранеными из 5000 бывших в строю.
И, тут автор принципа-афоризма «Великое не может быть великим, если оно лживо» начал вести себя... не очень. Вот что пишет профессор о своем переключении на реал-политику в труде «Мировая революция»: «Нашей задачей было создать армию, или, как мы говорили в России, “корпус”, из первоначальной дружины, переделанной в бригаду, потом в дивизию, и из ядра второй дивизии. План был таков — создать вначале один корпус и потом подготовлять другой, ибо пленных, идущих добровольцами в армию, было достаточно. Я продолжал там, где кончил Штефаник. Против русского плана создания пропагандистского войска, войска политического, Штефаник выставлял наш план, доказывавший необходимость настоящего, как можно большего войска, которое должно было быть послано во Францию. Об этом мы договорились сейчас же после признания Брианом нашей антиавстрийской программы». Ну, то есть то, что создавалось Россией на русские деньги, уже выставлялось, как некая "работа" политиков-эмигрантов. Политики, они... и в Африке политики.
Премьер-министр А. Ф. Керенский – разрешил сформировать 2-ю Чехословацкую дивизию.
Новый Верховный главнокомандующий генерал Л. Г. Корнилов 4 июля 1917 года начал формирование 2-й дивизии. Были организованы 5-й Пражский, 6-й Ганацкий, 7-й Татранский, 8-й Силезский полки, две инженерные роты, две артиллерийские бригады.
В сентябре 1917 года на Полтавщине и Волыни было начато формирование Чехословацкого корпуса.
Замечу, что Масарик и начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Н. Н. Духонин заключили соглашение о невмешательстве чешских войск в события внутри России. Но, "благими намерениями путь в ад вымощен..."