После неудачных попыток затушить фонтан водой было принято решение скважину взорвать
Наземный взрыв - один из наиболее эффективных способов тушения горящего фонтана
Разработчиком этого метода тушения нефтегазовых фонтанов был выдающийся работник советской пожарной охраны, доктор технических наук, инженер-полковник Граздан Мушегович Мамиконянц.
В 1925 году во время пожара газового фонтана на промысле «Биби-Эйбат»
Мамиконянц впервые применил комбинированную подачу больших количеств воды, пены и пара. Пожар был потушен за пять дней — рекордный для того времени срок. О Мамиконянце заговорили как о крупном специалисте.
А всего 6 лет спустя его вызвали на тушение фонтана в Майкопе, который уже не могли загасить 8 месяцев
На заседании Граздан предложил сбить пламя мощным взрывом, который заодно и вызовет сдвиг земли и перекроет путь газа. Первый взрыв был не очень удачен, пламя было сбито, но от контакта с раскаленным металлом он загорелся вновь. Тогда Мамикоянц настоял на повторном взрыве. 7 апреля 1931 года впервые в мировой практике при помощи взрыва был
потушен пожар крупного нефтяного фонтана. И этот метож приняло на вооружение работники противофонтанной службы во всем мире
На тушение этого фонтана был также вызван Граздан Мушегович. Он разработал план тушения фонтана направленным взрывом, который был утвержден на уровне МВД РСФСР и Миннефтепрома СССР.
Перед взрывными работами был выкопан еще один водоем на 1500 кубометров и был установлен еще один гидромонитор. А также были проложены три трубопровода для сбора нефти, которая потечет после того, как пламя будет сбито.
Пожарные в это время проложили рельсовый путь длинной 70 метров. Он подходил к самому пламени. По нему должна была поехать дрезина с укосиной, на которой крепился заряд тротила.
Взрыв было решено провести 23 декабря 1955 года. В 0 часов 50 минут начались подготовительные работы. Боевые пожарные расчеты заняли свои места. Для подкатывания тележки с зарядом к фонтану из числа пожарных-добровольцев была сформирована особая группа из 16 рядовых и сержантов под руководством двоих опытных офицеров. Согласно плану, для охлаждения территории вокруг фонтана и создания водяной завесы над добровольцами пожарные подготовили 8 лафетных стволов и 16 ручных стволов «А». Еще пять стволов «Б» были поставлены во второе кольцо вокруг зоны огня - для защиты ствольщиков первой линии.
В 1 час 40 минту пожарные приступили к охлаждению подступов к фонтану, обильно поливая все водой. В 4:30 началась непосредственная подготовка к взрыву. Дрезина была установлена на пути, на ней закрепили заряд тротила, который защитили волокнами и плитами асбеста, чтобы он не взорвался от высокой температуры.
В 5 часов 45 минут утра Мамиконянц дал команду пожарным. Специально подготовленная команда добровольцев разогнала тележку и пустила ее по инерции к устью, а сма скрылась в специальном окопе. А когда двигавшаяся по инерции тележка скрылась в пламени, техник-подрывник повернул рукоятку пускового механизма.
Грянул взрыв, рвануло 320 килограмм тротила. В то же мгновение в устье скважины со всех сторон вновь ударили струи воды из восьми лафетных и 27 ручных стволов, а также из четырех гидромониторов. Так как до этого устье скважины и прилегающая земля были охлаждены, то вырывавшийся газ так и не загорелся. Грянуло общее "Ура".
Но работа продолжалась до 8:30 утра, пока все не убедились, что огненный звер утух окончательно. В общей сложности нефтегазовый пожар на берегу реки Сок бушевал в течение 26 суток.
Началось следствие. Герои получили награды, провинившиеся - сроки
В ходе тушения нефтегазового пожара у села Киндяково отличился почти весь личный состав УПО Куйбышевской области, сотрудники учебного центра ВПО, но больше всего - бойцы 6,7,16, 27 и 28 ОВПК Куйбышевского гарнизона.
Практически все получили грамоты и премии, а семь особо отличившихся - государственные награды.
Государство понесло огромный ущерб, его размер составил 340 000 рублей - просто фантастическая сумма по тем времена. Полностью сгорела буровая установка и жилое общежитие, а также не менее 26 тысяч тонн нефти - по тысяче тонн в сутки!!!
Искать виновных долго не пришлось. 29 декабря 1955 года появился приказ по главку Миннефтепрома СССР, в котором, в частности, было записано следующее:
…за грубейшее нарушение технологической и трудовой дисциплины... снять с работы бурового мастера т. Романова, бурильщика т. Ямщикова и главного инженера конторы бурения т. Цапенко. Материалы об их преступной деятельности, связанные с аварией на буровой № 1, передать в следственные органы… Начальника Красноярской разведки т. Хоботько, за необеспечение на разведке необходимой производственной и технологической дисциплины, с работы снять.
Другие же руководители конторы бурения и нефтепромыслового управления отделались только выговорами и предупреждениями.
Окончательные работы по дальнейшей ликвидации последствий аварии продолжались. Лишь только 15 января 1956 года были остановлены все бьющие фонтаны нефти и газа, а устье было перекрыто и залито бетонной тумбой. Через некоторое время на этом месте была пробурена скважина, которая также получила номер 1, а месторождение было названо в честь района - Красноярское. Вскоре для обслуживания его и других близлежащих месторождений (всего 17 штук) был основан поселок Мирный