Найти тему
Mexicalli

Семейный альбом ацтеков - часть 4

Оглавление

Ну что, вот нам уже 15 лет! Гарри Поттер в 15 лет вовсю обучал своих друзей мощнейшим заклинаниям, а у нас конь не валялся. Пора исправлять..

Существовало два типа школ: кальмéкак (calmecac - "Дом покаяния") для элиты и тельпочкáлли (telpochcalli - "Дом молодёжи") для обычных людей. Если кратко:

  1. Кальмекак - место, где взращивали будущих правителей и жрецов, а также элитных мастеров по изготовлению золотых украшений и предметов из перьев. Кроме того, кальмекак подразумевал обучение и воинов - в этом он пересекается с тельпочкалли.
  2. Тельпочкалли - учебное заведение попроще, где упор шёл на военное дело.

Мальчики и девочки всегда учились раздельно. Теперь подробнее о каждой из них.

Ходишь, ходишь в школу...

Кальмекак - ядрёный микс духовной семинарии и суворовского училища. Главная цель - выпустить жрецов, но для будущих управленцев-правителей была и военная кафедра. В каждом городе была только по одной такой школе для мальчиков и девочек. Кальмекак всегда работал при храме: в Теночтитлане, к примеру, школа располагалась в пределах Священного квартала и относилась к храму Кетцалькоатля.

Кетцалькоатль - покровитель школы кальмекак

Здесь обучались дети ацтекской политической и военной элиты, а также многообещающие дети простолюдинов (но это редкость). Чтобы определить ребёнка в кальмекак (что происходило практически сразу после рождения), родители устраивали пышный приём (похожий на тот, что проводили перед свадьбой). На него приглашались жрецы-преподаватели из кальмекак и соседи.

Родители отправляют детишек в кальмекак / Флорентийский кодекс
Родители отправляют детишек в кальмекак / Флорентийский кодекс

Во время пира родители церемониально отдавали своего ребёнка жрецам. Отец говорил (что бы вы думали) раскидистую речь, предлагая своего сына или дочь в качестве пера кетцаля и просил их взять дитятку под свою защиту. В речи отец нахваливал жрецов за их умение воспитывать детей, делать из них настоящих и достойных граждан ацтекского общества: жрецов, управленцев, судей или высокопоставленных чиновников. Заодно отец обещал щедрые подарки, если жрецы примут предложение. Жрецы, конечно же, отвечали согласием, вознося молитвы Кетцалькоатлю.

Чему обучали? Чтению и письму, ритуальным песням и танцам, календарным расчётам, особенностям использования книги дней тоналаматля и вычисления веинтéн (veintena, 20-дневный ацтекский месяц). Учились, разумеется, и проводить ритуалы, и обращаться к богам. Были и привычные нам дисциплины: история, арифметика, архитектура, астрономия, законы, военное дело и даже сельское хозяйство.

Те, кто действительно намеревался стать жрецом, мог после кальмекак пойти в тламакаскáлли (tlamacazcalli - "Дом жреца", помните тламакаски?).

Образовательный процесс: "Это мой шип агавы. Таких шипов много, но этот - мой. Мой шип - мой лучший друг. Он - моя жизнь. Без меня этот шип бесполезен. Без моего шипа бесполезен я…" / Флорентийский кодекс
Образовательный процесс: "Это мой шип агавы. Таких шипов много, но этот - мой. Мой шип - мой лучший друг. Он - моя жизнь. Без меня этот шип бесполезен. Без моего шипа бесполезен я…" / Флорентийский кодекс

Важный аспект образования - красноречие. Мы уже знаем, как тесно переплетается со всей ацтекской жизнью умение вещать/толкать речи/ораторствовать. Образование - не исключение. Быть образованным означало быть мастером выражения мысли. Образованный человек должен был уметь произносить витиеватые и волнующие речи по любому поводу, зная при этом тысячи метафор, устойчивых выражений и стихотворных строф.

Учиться здесь было очень тяжко. Нормальный сон - непозволительная роскошь, ведь ученикам приходилось вставать посреди ночи и топать в горы. Там они делали подношения богам (благовония и капли собственной крови) или закапывали вдали от храма шипы агавы, использованные во время ритуалов кровопускания. К тому же, будущие жрецы постоянно постились и выполняли разную работу в храме: подметали, готовили еду, собирали и таскали дрова, готовили краски для тела для жрецов, обрабатывали землю, строили стены и заборы.

Жрец кальмекак во время подметания / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
Жрец кальмекак во время подметания / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

Что касается девушек, то они тоже могли учиться в кальмекак и стать жрицами. Обучали их, разумеется, уже состоявшиеся женщины-жрицы. Жили они скромно, рукодельничали, принимали участие в ритуалах, также вставая ночью по несколько раз, чтобы поднести богам благовония.

Наказания за огрехи были очень суровыми - будто бы родительские оплеухи нужны были для того только, чтобы подготовить человека к трудностям взрослой жизни. Нерадивые студенты продолжали дышать дымом горящего чили, им наносили порезы или уколы шипами агавы в уши, грудь, бедра или икры. А ещё били крапивой. АУЧ! Совсем балбесов, устраивающих пьянки или беспорядочные половые сношения (промискуитет), ждала смерть через удушение, сожжение или расстрел стрелами (извините за тавтологию). И при этом потомство элиты огребало вдвойне, ведь от них ожидали большего.

...а потом бац - вторая смена

Тельпочкалли были при храме в каждом кальполли (районе) города. Обучались здесь дети простолюдинов. Девочки становились жрицами религиозных культов. Мальчики же учились мужеству и служению богам земли (Тлалтекутли) и Солнца (Тонатиу) в качестве воинов.

Покровитель тельпочкалли - Тескатлипока, воплощающий самые похвальные качества солдата, включая уверенность и смелость.

Для зачисления ребёнка в тельпочкалли родители тоже устраивали пир для будущих преподавателей (не взятка - традиций ради!). В случае ребёнка-мальчика речи во время этого праздника звучали примерно так:

... Знайте, что наш Господин был рад оказать нам милость, подарив нам существо, подобное драгоценному камню, красивому перу... ... И он мужчина, и ему не подобает оставаться дома и заниматься женскими делами, поэтому мы ... вверяем его вам, ведь вы отвечаете за воспитание мальчиков и юношей. Вы учите их обычаям, чтобы они могли стать храбрыми людьми и в борьбе могли служить богам Тлалтекутли и Тонатиу. И поэтому мы вручаем его всемогущему богу ... Тескатлипоке. Быть может, он [мальчик] вырастет и заживет богоугодно, войдет в дом покаяния и слёз, называемый тельпочкалли. С тех пор он будет передан вам, чтобы жить в том доме, где вырастают храбрые мужчины... ... Поэтому мы смиренно просим вас принять его как сына ... в доме тельпочкалли.

И отвечали им преподаватели: «Спасибо за речь, сынок ваш хорош. Если он доживёт и не станет вором или убийцей - примем его к себе смиренно, ведь на то воля Тескатлипоки. Вы только не переставайте обращаться к нему молитвами и слезами, а мы своё дело сделаем».

Детишек отдают в тельпочкалли. Слева - странный тип с накидкой из каркаса / Флорентийский кодекс
Детишек отдают в тельпочкалли. Слева - странный тип с накидкой из каркаса / Флорентийский кодекс

В случае с девочками всё происходило примерно так же, однако мы помним, что девочек можно уже замуж звать в таком возрасте.

Все новички при поступлении шли к директору школы, тельпочтлато (telpochtlahto), в кабинете которого висел портрет Тескатлипоки (то есть был посвящённый ему алтарь). И тельпочтлато вещал:

Господин наш [Тескатлипока] привёл вас. ... наш господин подарил нам драгоценность, прекрасное перо... Мы помещаем его [мальчика] к тебе на колени, в колыбель твоих рук. И теперь мы посвящаем его господину, тени, ветру, Тескатлипоке и молимся, чтобы он поддерживал его. Оставляем, чтобы он стал молодым воином. Он будет жить здесь, в доме покаяния, где рождаются воины-орлы и воины-ягуары.

К слову, позиция тельпочтлато была очень даже престижной и желанной, ведь они отвечали за подготовку целого поколения опытных воинов, которые были необходимы для выживания империи. Ими становились наиболее выносливые и успешные вояки.

Девочкам наверняка было суждено слушать примерно то же самое, но пассажи про воинов заменялись религиозными.

Чему обучали? Среди предметов - чтение и письмо, основы религии, история, поэзия и красноречие. Кроме них были пение, танцы и игра на музыкальных инструментах – для применения этих навыков по большей части в ритуалах. Однако в целом в тельпочкалли уделялось гораздо меньше внимания религии, постам и ритуальным самоистязаниям, чем в кальмекак.

Кроме того, ребята занимались абсолютно обычными делами: подметали улицы, собирали и таскали дрова. Ещё они чинили каналы, дороги, мосты и даже землю обрабатывали. Такие совместные труды позволяли молодёжи духовно сблизиться между собой, а также улучшить свою ловкость и выносливость. Причём нагрузка постоянно росла - для укрепления физической формы учащихся. Эти навыки в дальнейшем станут незаменимыми как в рукопашном бою, так и на марше войск.

Всё для укрепления гражданского долга.

А на закате молодые люди купались, красили тела в чёрный цвет, одевали сетчатые накидки (как каркасный плащ на картинке выше) и бежали в тот самый Дом Песен (куикакалли), о котором говорит Кодекс Мендоса. После захода солнца они разводили огонь, пели и танцевали до полуночи, знакомились друг с другом. Содержание песен тоже имело важное значение для обучения, ведь в них рассказывалось о подвигах богов или жителей кальполли.

Иллюстрация обычного вечера воспитанников тельпочкалли в куикакалли - огонь, танцы и песни / Флорентийский кодекс
Иллюстрация обычного вечера воспитанников тельпочкалли в куикакалли - огонь, танцы и песни / Флорентийский кодекс

Затем шли спать - отбой.

В общем, наверняка, учиться было сложно, но далеко не так, как в кальмекак. В то же время молодым людям не позволялось много развлечений. Никакого алкоголя и пьянства - иначе публично побьют или вообще повесят. Единственное удовольствие, на которое мог надеяться юноша, - это иметь любовницу (куртизанку). Но и это было возможно только в том случае, если он мог себе это позволить.

Мальчишки-кадеты, осталось детство где-то...

Однако делу время, потехе час. Главное занятие мальчиков в тельпочкалли – военная подготовка. Бывалые вояки (порой всего на несколько лет старше своих учеников) обучали пацанов, делая из них настоящих мужчин. Среди методов - классическое армейское запугивание молодёжи оскорблениями и физическими издевательствами. Такой подход считался важным для определения того, кто будет преуспевать условиях реального боя. Дедовщина? Не, не слышали.

Устройство военной машины ацтеков мы рассмотрим отдельно, а пока лишь назову основные карьерные этапы воина. Сначала юнцы были оруженосцами и таскали добро своего наставника. Со временем им позволяли носить своё собственное оружие, а потом и вовсе - принять участие в битве и попытаться захватить своего первого пленника. Попутно они участвовали сначала в показательных, а потом и в реальных боях.

Кодекс Мендоса - альманах ацтекских наказаний. Здесь учитель бьёт своего ученика головёшкой по головёшке за то, что тот ушёл из школы, чтобы жить с женщиной (или куртизанкой). Бить могли и учителей / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
Кодекс Мендоса - альманах ацтекских наказаний. Здесь учитель бьёт своего ученика головёшкой по головёшке за то, что тот ушёл из школы, чтобы жить с женщиной (или куртизанкой). Бить могли и учителей / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

Война и обороноспособность страны - очень важно, поэтому учителя тельпочкалли требовали от юношей полного внимания, храбрости и способности противостоять сильной боли. Те же, кто не соответствовал высоким требованиям, закономерно получал суровое наказание.

Кто ты будешь таков?

Между двумя этими типами школ, само собой, было что-то типа вражды. Как Вест-сайд и Ист-сайд, как Балласы и Гроув-Стрит. Выпускники кальмекак считали тельпочкалли уделом балбесов: якобы люди, закончившие его, жизнь ведут такую себе, двух слов связать не могут, при этом ведут себя дерзко и горделиво.

Будь у вас выбор, куда бы вы пошли? В жрецы или в воины? / Infobae.com
Будь у вас выбор, куда бы вы пошли? В жрецы или в воины? / Infobae.com

Например, во время праздника в месяц Атемоцтли ученики кальмекак и тельпочкалли бились стенка на стенку - разумеется, не всерьёз. В ритуальных и праздничных боях участвовали и высокопоставленные чины, захваченные в плен. Ну а тяжело вооружённая молодёжь, что называется, тренировалась на кошках.

Два мира. Один - мир Кетцалькоатля, жреца, идеала самоотречения, изучающего звёзды и знамения, целомудренность. Другой - мир Тескатлипоки, воина, полная противоположность первого, устремленная к войне, утехам и общность с другими. Снова двойственность, присущая ацтекской жизни.

Так или иначе, важно то, что ни один ацтекский ребёнок XV/XVI-го века не оставался без образования. Вероятно, тогда все понимали, что они именно инвестируют в своё будущее, подготавливая достойных и отвечающих целям народа и государства граждан. Ацтеки, возможно, были единственным народом в мире в то время, кто предоставлял образование обоим полам без ограничений.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!


(c) mexicalli