Найти тему

Последняя покупка

Этот дом на набережной Фонтанки был построен в 1913-м. С противоположного берега его серая масса кажется не особенно интересной и даже «безликой». Но впечатление обманчиво…

 

Автором проекта застройки весьма внушительного участка выходившего на набережную был Иосиф Исаакович Долгинов. Годы самой активной его работы пришлись как раз на период увлечения столичных архитекторов неоклассикой и ее различными, иногда очень неожиданными, вариантами. Вполне естественно, что Иосиф Исаакович тоже старался быть «в тренде». При этом, следует отметить, что он постоянно пытался совместить требования по обеспечению экономии и максимальной доходности с поиском наиболее изящных в его понимании конструктивных и декоративных элементов вошедшего в моду стиля. Порою даже совместить все это с находками канувшего в прошлое и «преданного проклятию» модерна…

 

Участок имел в целом правильную прямоугольную форму, но лицевой корпус, выходивший на набережную в этом месте, пришлось строить под углом относительно всего остального. Именно по этой причине классическую симметрию тут пришлось нарушить. Ворота конечно расположены точно по центру, а вот парадные… Вообще они расположены непривычно далеко от этих самых ворот. И если одна от угла здания «отодвинута», то другая оказалась размещена практически на самом углу. С другой стороны в глаза это бросается не сильно. К тому же с общей отделкой фасада, пусть и весьма скупой, все «соразмерно» в соответствии с каноном. И маскароны, и скульптуры и прочие непременные атрибуты стиля.

-2

 

Парадная «для состоятельной публики» сделана на самом деле весьма рационально. Довольно просторный холл заканчивается не очень привычным «изгибом», поскольку сама лестница сдвинута влево в соответствии с особенностями расположения здания.

-3

-4

-5

-6

Впрочем далее все довольно привычно для того, времени, когда к экономии пространства относились очень внимательно. Декор сделан очень тактично, без особенных излишеств, хотя ощущение солидности все это создает в полной мере. Есть тут и непременные для неоклассики колонны (а ранее были еще и скульптуры), и кесонированный потолок, стильная лепнина и двери квартир с характерным «дизайном».

-7

-8

-9

-10

-11

Интересное впечатление оставляют витражи и лестничные ограждения. Вроде все в русле моды своего времени, но уж очень похоже на характерный отголосок той самой ушедшей «декадентщины»…

-12

-13

-14

На таком фоне удивительно выглядят и «детские» барельефы в холле. «Мотив» тогда далеко не самый распространенный…

-15

 

Любопытно, что неожиданные вещи в этом доме можно обнаружить не только «со стороны фасада»… С учетом особенностей участка Долгинов довольно рационально расположил дворовые корпуса разделенные на два неравных, но достаточно просторных двора.

-16

-17

Впрочем внимание привлекает, не это, а редкие для столичных дворов декоративные детали и, прежде всего, четыре одинаковых барельефа с дамским профилем Тут, конечно, возникает очень большой соблазн предположить, что сей профиль имел прямое отношение к заказчикам строительства… 

-18

 

Владельцами участка и заказчиками строительства были супруги Чубаковы – Виктор Григорьевич и Ольга Михайловна. Не так давно я уже писал об этом примечательном семействе, но напомню коротко и главном. Свои первые инвестиции в доходную недвижимость Виктор Григорьевич сделал в 1903-м еще будучи служащим Центральной бухгалтерии Государственного банка. Долгое время он владел единственным доходным домом, но все резко изменилось к 1909-му. Виктор Григорьевич вышел в отставку и вместе с супругой начал активно вкладывать деньги (скорее всего заемные) в приобретение земельных участков и строительство доходного жилья. К 1911-му им принадлежит четыре доходных дома в столице, а родному брату Чубакова - Клавдию Григорьевичу – пять. Финал этой масштабной и явно спекулятивной операции приходится на следующий 1912-й, когда Виктор Григорьевич и Ольга Михайловна всю эту недвижимость продают. И надо думать вполне успешно…

 

Полагаю, что полученные средства в принципе вполне позволяли Чубаковым более не думать о коммерческих затеях. Но тем не менее. Они приобретают большой участок на Фонтанке и заказывают Долгинову, который весьма активно работал на Петербургской стороне где постоянно проживали и ранее владели недвижимостью супруги, проект этого нового и последнего в их судьбе доходного дома…

 

Правда есть у всей этой истории довольно странный финал. Виктор Григорьевич и Ольга Михайловна долгое время проживали в некогда принадлежавшем им доходном доме на Каменноостровском проспекте. Но. В 1914-м Виктор Григорьевич вдруг перебирается на жительство в этот самый новый дом на Фонтанке, а его супруга остается жить по старому адресу. В 1915-м Ольга Михайловна тоже сменит квартиру, но к супругу так и не переедет. Более того, судя по всему в следующем году Виктор Григорьевич скончался, дом на Фонтанке был продан, а Ольга Михайловна поселилась на Карповке, сняв квартиру всего в нескольких шагах от дома где проживал Клавдий Григорьевич Чубаков. В отличии от брата, Клавдий Григорьевич никогда не менял место жительства, никогда не менял места службы в Особой канцелярии по кредитной части Министерства финансов и вплоть до 1917-го по прежнему владел пятью доходными домами в столице…