Найти тему
Царь Иван Грозный

Пират Ивана Грозного или грамота для Роде

В XVI в. Российское царство еще нельзя было называть морской державой. Русский флот – это торговые и промысловые корабли, ходящие в северных морях, да небольшой выход у Нарвы в Балтийское море.

Когда корабль Ричарда Ченслера "Эдуард Бонавентура" оказался на русской земле, Иван Грозный принял гостей радушно у себя во дворце и отправил с ними письмо королю Англии Эдуарду, в котором предлагал дружбу, а также обещал обеспечить беспошлинную торговлю английским купцам в Московии.

Он так искренне желал укрепить отношения с этой страной, что даже посватался к «Королеве Девственнице» – так за глаза называли Елизавету I. Но, как и все другие принцы и короли, Иван IV получил от неё отказ. Окончательно отношения испортились после того, как английская королева не поддержала Россию в Балтийском конфликте, хотя позволением беспошлинно торговать на русской земле её соотечественники продолжали пользоваться.

Письмо, отправленное Иваном Грозным Елизавете I, как обычно было прямолинейно и гласило, что английские купцы «о наших о государских головах и о чести и о прибыли земле не думают, а ищут только своих торговых прибытков». Царь отменил все привилегии, которые ранее предоставлялись англичанам.

Но желание превратить Балтику в крупный Российский порт не отпускало Ивана Грозного. Не надеясь больше на Англию, Царь Всея Руси в марте 1570 г. отыскал датчанина немецкого происхождения, Карстена Роде, который промышлял в Балтийском море захватом торговых кораблей. Таких людей называли каперами. Практически они пиратствовали. Иван IV взял Карстена к себе на службу, выдав ему специальную грамоту, где прописывались обязанности капера:

· «Силой врагов брать, корабли их огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять».

· Захваченные товары продавать в русских портах, вырученные деньги сдавать в казну.

· Каждый третий захваченный корабль и по лучшей пушке с двух остальных кораблей, а также десятину от всей захваченной добычи поставлять в Нарву для нужд России.

· Пленных, подлежащих обмену или выкупу, «сдавать в портах дьякам и иным приказным людям».

· От добычи ничего себе не брать, а получать из казны ежемесячное жалование по 6 талеров.

В грамоте также указывалось, что воеводы и приказные люди должны атаману Карстену Роде и его товарищам оказывать всяческую поддержку.

Так у Ивана Грозного появился собственный пират на жаловании, капер. По получении грамоты Роде приобрёл корабль на выделенные царём средства и в мае приступил к исполнению обязанностей. В июне его команда захватывает торговое судно с сельдью и солью. После продажи товара Роде оба корабля (свой и трофейный) оснащает пушками.

Через несколько дней корсарам Ивана Грозного удаётся захватить шведские судно и флейт. Уже к июлю Роде командует эскадрой из 3 кораблей, на которых установлено 33 пушки!

Далее вылазка принесла государственным пиратам 5 ганзейских кораблей с ценным грузом, затем – целый польский караван в количестве 17 кораблей. Через несколько месяцев флотилия Роде в своём арсенале имела 22 трофейных корабля, что вместе с грузами составляло по стоимости полмиллиона ефимков серебра (это русское название западноевропейского талера – по месту чеканки монеты Йоахимстале и изображению на ней святого Иоакима из серебра высокой пробы).

Но корсар Ивана Грозного пункты грамоты грубо нарушал, большую часть прибыли забирая себе. Возможно, узнай об этом Иван Грозный, его карьера закончилась бы более трагично. Но в сентябре 1570 г. датско-шведские переговоры положили конец войне. Датский король Фредерик II не горел желанием покровительствовать пирату, состоящему на службе у Российского царя, так как из-за Роде торговля Дании несла убытки. И уже в октябре Роде был арестован под предлогом нападения на датские суда, команду разогнали, судна и имущество конфисковано в пользу казны Дании.

Вместо тюремной камеры Роде содержали в одной из комнат замка Галль, хотя и изолировано от мира, с хорошим питанием. Иван Грозный хотел забрать своего «работника», чтобы лично разобраться с его «промашками». Но ответа не получил.

Роде тем временем перевели в Копенгаген, в тюрьму строгого режима, где жизнь пирата Ивана Грозного закончилась – сокамерники его удавили. Те несколько месяцев разбоя в Балтийском море вошли в историю, хотя особой материальной пользы для России не принесли.