Статья написана для канала IМЙ
Как много мы знаем о фотографии? Казалось бы, в наши дни она окружает каждого: от фото в паспорте до профиля в социальных сетях. Однако в чрезмерной распространенности фотографии и облегченном доступе к оной кроется, как бы парадоксально это ни звучало, появление условий, способствующих выработке у среднестатистического человека стереотипного взгляда в отношении нее. Фотография подразделяется на несколько основных видов: коммерческая, прикладная, бытовая, документальная и художественная. Большая популярность коммерческой и бытовой фотографии замыливает глаз огромному проценту общества, отвлекая от самой мысли касаемо возможности отражения через нее творческих посылов, идей и атмосфер.
Но все же находятся новаторы из числа неосведомленных о существовании художественной фотографии, принимающие решение погрузиться в ремесло и гордо назвать себя человеком искусства. Возможно ли написать хотя бы удовлетворительную книгу, не прочитав ранее ни одной? – Вряд ли. Как показывает практика, подобного рода фотографы используют форматы и техники коммерческой фотографии для создания итогового продукта. Наличие искусства в своих работах они аргументируют исключительно относительной и весьма примитивной эстетикой. Могу с уверенностью утверждать, что в обсуждаемой деятельности ее наличие далеко не всегда является элементом искусства. Дело в том, что фотография только запечатлевает уже существующие красоты: природные ландшафты, натюрморты, внешность и стиль человека. Она транслирует, но не создает. В данном плане творцом является либо природа, либо стилист, но никак не фотограф. Конечно, если человек экспериментирует с разными техниками обработки фотографии – это творчество, но редактора, а не фотографа. Из чего я делаю вывод о недопустимости причисления ранее обозначенной группы людей к деятелям искусства и отношу их к категории так называемых «фотоснобов». Само наличие таковых считаю проблемой двадцать первого века, возникшей в первую очередь из-за малого внимания к признанным художественным фотографам и их работам.
В то же время, помимо иных форм, фотография однозначно имеет форму искусства. И стоит об этом помнить. Первый фотоаппарат появился в 1820 году, а фотоискусство – уже в 1840. По сей день оное продолжает существовать. Что в моем понимании является фотоискусством? Это работы с идеей и/или сюжетом, чем–либо, что можно назвать новым творением. На фоне другого искусства оно выделяется тем, что все-таки использует объекты реального мира как инструмент, тем самым акцентируя внимание человека на деталях материального, не замечаемых им ранее. Также фотография как цифровая сфера имеет больше возможностей передачи идей и образов, чем живопись в связи с развитием цифровых технологий.
При всем великолепии фотоискусства обозначенные ранее проблемы современности, ставящие ему палки в колеса, никуда не уходят. На них нужно давать своевременный ответ. Не наблюдая оного, в 2020 году мной было принято решение о создании протестного проекта "Постфотография". Цель его существования заключалась в создании у как можно большего числа людей акцента на идее фотографии вместо привычной и пошлой эстетики. Фотосъемка производилась посредством камеры старого iPhone-а в привокзальном лесу, в квартире или в подъезде. Из всех фото обрабатывалось лишь одно на том же телефоне. Я, пользуясь всеми возможностями, показывал свое пренебрежение к общественному поклонению фотокамерам и образу творческого фотографа как некого с ней на шее. Одной из моих основных задач была публикация в Vogue, дабы разрушить рамки оценивания зрителем снобских работ: если фотографы выставляют снимки в данном журнале как знак качества, я приду в лес, сфотографирую ветки, и меня запостят в Vogue. С этой задачей я справился. Некоторые работы были опубликованы. В какой-то момент я понял, что во мне слишком мало пассионарного ресурса, чтобы в серьез заняться “Постфотографией”, и проект был вынужденно закрыт, оставшись в истории как язвительный плевок. Но я надеюсь, что найдутся последователи, и художественная фотография вновь начнет набирать популярность.
Нельзя допускать подмену понятий в социуме, иначе высокие из таковых будут сведены к простым, их изначальный смысл просто исчезнет. А жить в максимально упрощенных социальных реалиях неинтересно, да и грустно. Моя “Постфотография” боролась за отстаивание единственного корректного понимания фотоискусства. Будьте счастливы.
Спасибо.