87,7K подписчиков

Почему Церковь запрещает близость до брака? Отвечает батюшка Павел Островский

4,7K прочитали
Вопрос:  «Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?

Вопрос:

«Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?»

Ответ батюшки:

Дело всё в том, что существует определенный миф, который поддерживается некоторыми не совсем грамотными психологами, о том, что можно достигнуть баланса или гармонии между духовной жизнью и плотской жизнью. Когда речь идёт про сексуальную свободу и так далее, то это всё равно касается плоти.

И в этом смысле людям кажется, что если я буду иметь безграничную свободу в плоти, то это можно совместить и с духовной жизнью. Но на самом деле духовная и плотская жизнь по учению церкви, и я в это верю, находится во вражде. Соответственно, одно подчиняет другое.

Вопрос:  «Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?-2

Могу привести пример, который будет всем знаком, для того чтобы не связываться с сексуальными штуками, например, еда. Человек, который переел, не способен к каким-то духовным подвигам. Ему сначала нужно отойти от состояния переедания. Он уже был свободен, когда кушал. Кушаю всё, что хочу.

И вот он – иногда сравнивается такое состояние со свинским - как свинья от стола отполз, где-то завалился на кровать, ему нужно поспать, полежать, отмучиться, и только потом он опять будет способен молиться, может быть, вообще что-то доброе делать, благотворительствовать и так далее. Просто по той причине, что настолько он угождал своей плоти, что духовная жизнь умерла на это время.

И наоборот, если человек духовно воздерживается, точнее, по-плотскому воздерживается, то есть он хочет, чтобы дух был бодр, он плоть свою несколько ограничивает, и, соответственно, он духовно силен.

Вопрос:  «Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?-3

То же самое касается и близости. Близость, если она подчиняется духовной жизни, она может принести благо и радость и так далее. И в этом смысле сама близость интимная, сексуальная жизнь не запрещена в церкви, но она подчинена браку.

И если человек правда ищет настоящей любви, а любовь здесь очень важно понимать, что это состояние, в первую очередь, духовное, тогда и плотская жизнь пойдёт на пользу. Но людям, которые не живут духовной жизнью, это объяснить очень сложно, потому что им хочется веселья.

И для того, чтобы им было понятно, как это всё работает и сказывается, я сейчас возьму бумажечку. Вот я на примере бумажечки покажу, как безграничная плотская жизнь с позиции христианского учения, естественно – если вы не верите во Христа, не очень понятно, что вы меня сейчас смотрите – как это все сказывается. Церковь учит, что в момент интимной близости происходит полноценное слияние душ, соединение.

Вообще хочу заметить, что любое физическое соединение человеческое имеет еще некую нравственную подоплеку. То есть я, например, когда здороваюсь с человеком, это рукопожатие – это физическое соединение.

Вопрос:  «Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?-4

Но ты с помощью рукопожатия можешь дать определенный посыл: есть дружеское рукопожатие, есть рукопожатие, когда я, например, руку даю, как начальник, и так руку выдергиваю, чтобы человек знал свое место. Чтобы было понятно, с помощью рукопожатия, объятия можно много чего еще донести.

Но именно в случае интимной близости церковь учит, что соединяются души человека. Вот, предположим, некая душа Ивана. Вот она у него целая. Соответственно, Иван встретился с некой Марией, стал с ней встречаться и вступил с нею в интимные отношения.

Душа Ивана и Марии соединилась, и теперь у них одна душа на двоих. Вот видите, была душа Ивана целая, теперь Иван и Мария вместе. Но потом Иван с Марией расстался. Вот душа Ивана теперь такая.

Вопрос:  «Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?-5

Потом Иван встретил, например, Екатерину. С ней они полюбили друг друга и стали блудить. То, как церковь говорит, жить без брака. Интимная близость. Теперь вот душа Ивана и Екатерины. С Екатериной он расстался и встретил Татьяну. Теперь душа Ивана и Татьяны. А с Таней он тоже расстался, и на четвертый встретил наконец свою жену, которую звали, предположим, Галина. И с Галиной вот теперь его жизнь.

И вот Галина живёт с Иваном и думает:

«Человек он хороший, но что же он такой малодушный?».

То есть деньги он зарабатывает. И в целом матом не ругается и никого не убивает. Но вот такие вещи, как терпение, доброта, воздержание, кротость, такие вроде простые вещи, а он это не может сделать. Он вроде хочет, но не может, потому что душа маленькая.

То, что зависит уже не от денег и не от твоих каких-то качеств, а зависит именно от души. А душа, знаете, как бензобак: вот у тебя маленький бензобак, и ты быстро сдулся, топливо закончилось. Малодушный Иван. Малодушный.

Вопрос:  «Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?-6

Да, это проявляется только когда уже ты в брак обычно вступаешь, где как раз требуются эти внутренние ресурсы духовные. И вдруг оказывается, что твоё невоздержание плотское, которое было с Машей, с Катей и с Таней, привело к тому, что в браке с Галиной у тебя не получается. Потому что душа у тебя маленькая. Человек ты хороший, но душа у тебя маленькая.

Ну, кстати, я хочу сразу сказать, вперёд забегая, что есть выход, да. Человек, если он осознаёт, когда понял, что у него все разрушается, и что он не может любить, хочет любить, а не может любить, хочет быть добрым, а не может быть добрым. У них нет сил никаких. И он обращается к Богу. То Господь в таинстве исповеди, покаянии, Он восстанавливает душу человеку. И человек снова получает возможность быть великодушным.

И вот душа Ивана после исповеди. Это такое чудо, перемена, когда человек правда становится совершенно иным. Душа у него опять возвращается в то состояние, в котором была. Но есть одно но: вы сами видите листочек, на нём сохранились все связи. Это память человека.

Несмотря на то, что Иван исповедовался и начал вести совершенно иную жизнь, и теперь он правда великодушный, может и любить, у него есть на это ресурсы, и быть кротким, и воздержанным, и смиренным, и людям помогать. Всё, всё, большой молодец.

Вопрос:  «Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?-7

Но он никогда не сможет своей жене Галине сказать:

«Ты у меня единственная и несравненная».

Потому что всё осталось отпечатками:

«Ты у меня четвёртая, и сравнить я тебя могу, всё моя душа помнит, с Машей, с Катей и с Таней».

А в ответ она ему говорит:

«Ты не переживай, Иван, ты у меня 14-й, могу тебя, к сожалению, сравнить с теми, кто у меня был».

Это я просто к тому, что церковь, с одной стороны, она не может запретить людям, которые живут вне церкви, запретить им как-то по-другому жить. Церковь вообще в этом смысле в супружескую спальню, да вообще в спальню людей не лезет. Церковь озвучивает истину, что если ты хочешь по-настоящему любить, то тебе нужно будет воздерживаться, потому что любовь – это духовное состояние.

А если ты хочешь угождать своей плоти, то тогда потом, когда тебе захочется любить, тебе придется смириться с тем уроном, который ты нанес сам же своей душе. Потому что вот если вспомнить опять же Ивана, он это все сделал сам.

Поэтому грехи, например, плотские, касаемо вот сексуальных, блудные, называются «грех против себя». Ты сам все сделал со своей душой. Тебя никто не насиловал, тебя никто не заставлял, ты все сделал сам.

Вопрос:  «Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?-8

Так что, в этом смысле, если люди хотят плотской свободы, конечно, им не по пути. А если хотят духовной свободы – о чём Христос сказал:

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными»,

это про духовную жизнь – то да, в духовной жизни человек может обрести настоящую свободу. Не вот эта свобода, вседозволенность, «делаю всё, что хочу».

Я могу сказать, как, знаете, вот если мужчина, христианин, верен своей жене – он свободен.

Ему кто-нибудь говорит:

«Ты знаешь, что церковь запрещает прелюбодействовать?».

Он:

«Знаете, я вообще-то свою жену люблю, я и не хочу прелюбодействовать».

Он свободен от всех этих запретов, потому что находится в любви.

Вопрос:  «Почему Церковь не даёт проявлять сексуальную свободу и запрещает близость до брака?-9

Человек с настоящей любовью, он не хочет убивать, он не хочет воровать, он не хочет прелюбодействовать, он не хочет лжесвидетельствовать. Он свободен от этого. Это настоящая положительная свобода. Это есть истина, к этому мы все призваны.

А если тебе это не нравится, то пожалуйста, делай все, что хочешь, в плане плотских вещей, но ты будешь раб этих вещей. Когда ты захочешь проявить доброту, ты это сделать не сможешь, когда тебе нужно будет воздерживаться, ты это сделать не сможешь, потому что ты будешь раб своих плотских свобод.

Текст основан на видео с канала «Московский миссионер»

Читайте еще: