Найти в Дзене

Японские слепые шаманки Итако

Оглавление

Шаманизм – явление довольно распространенное, и присутствовал по всей земле в древние периоды истории. С развитием цивилизации он уходил глубже, где-то пропадал, где-то возвращался. По сути, не то чтобы совсем пропадал, просто становился другим явлением, которым многие пользуются по сей день. Основная суть шамана в общении с духами, богами или предками. Естественно, что такой шаманизм отличался кардинально от народа к народу. Удивительно то, что для Японии шаманизм вообще не редкость, заслугой этого является Синтоизм, традиционная религия Японии. Все дело в том, что синтоизм представляет собой довольно необычную религию, потому что оживляет все, что только возможно и невозможно представить. Но давайте обо всем по порядку.

Синтоизм

В синтоизме основными персонажами являются ками (божества). Этих ками настолько много, что перечислить их попросту невозможно по нескольким причинам. Во-первых, потому что большое количество богов, не исключает того, что есть еще такое же количество по разным уголкам Японии, а во-вторых, потому что непонятно, насколько сильно изменился этот огромный состав за всю историю Японии. Но и помимо ками, в синтоизме полно других персонажей, которые занимают положение пониже божеств, но являются довольно популярными для поклонения существами. Не говоря уже о персонажах, которых стоит опасаться, а ведь есть еще отдельная каста существ, которых не стоит ни почитать, ни бояться. Эти существа безвредные, но в своей сути бесполезные, они просто есть и все.

Но если сказать попроще, то у всего что окружает человека, есть дух. Например, домашние тапочки, которыми все мы (в большинстве) пользуемся каждый день. У них тоже есть дух, который может вселиться в эти тапочки, и таким образом ваши домашние тапки станут живыми. Они будут ходить, шуметь, в некоторых случаях даже говорить. Но это вовсе не значит, что в какой-то момент жизни вы застанете свои тапки свободно гуляющими по квартире. Дух просто так не вселиться в тапки. Более того, эти самые тапки могут ожить и без помощи духа.

Например, если это ваши любимые домашние тапки, которым в обед сто лет будет, а потом вы купите новые, а эти, потому что любимые, засунете в чулан до лучших времен. Выкинуть жалко, а носить уже бессмысленно. Тогда забытая вещь по прошествии времени станет живой. Перемещаться по дому не сумеет, но будет вечно жить в чулане, страдая от одиночества. Такие тапки не будут ни плохими, ни хорошими. Они просто есть и все, ничего с этим не сделаешь.

Но и это еще не все, потому что если эти любимые тапки никуда не закидывать, новые не покупать и до конца дней таскать на себе уже в мясо разорванные тапчули, то в случае смерти хозяина такие тапки тоже могут стать живыми, даже если от них только доброе слово и осталось. Но тут сложнее, потому что чтобы это произошло необходим солидный возраст тапок и большая хозяйская любовь. Напитанные эмоциями хозяина тапки, как положительными, так и отрицательными, став живыми, могут превратиться в кошмарную штуковину, которая блуждает среди ночи и пугает внуков и правнуков потусторонними завываниями. Впрочем, может стать и добрым покровителем, защищающим от каких-то бед, или молча нося в себе тоску по хозяину. Тут дело случая и самого хозяина тапчуль.

Зависимо от предмета и его солидности, будет сильнее и дух этого предмета. Потому что едва ли тапки способны прослужить сто лет хозяину, а вот какая-нибудь шкатулка, музыкальный инструмент или заколка для волос запросто. И такие духи гораздо сильнее тапочного духа, потому что могут кошмарить или защищать людей уже не вселяясь в предмет, духом которого и являются. В общем, подытожим, бесконечное множество существ населяет мир в представлении синтоизма. Потому и шаманизм одна из основных практик в этом деле.

Потому что шаманизм осуществляя общение, может помочь духу освободиться, а в связи с этим, новоиспеченный хозяин жилища, получит покой и умиротворение в новом доме. Помимо этого, шаман способен, как и любой другой шаман в древнем мире, призвать нужную погоду, позаботиться об урожае и все это через общение с богами и духами. Но и тут не все, ибо перечень возможностей шамана для синтоизма настолько же велик, как и количество местных мифических существ.

Дело в том, что даже человеческая душа, может стать одним из духов, так никогда и не увидев загробного мира. Если в традиционном современном понимании, плохой человек отправляется отбывать наказание в подземный мир, хороший шурует на небеса отдыхать и радоваться жизни, в синтоизме система несколько другая. Плохой человек может никуда не уйти, оставшись заложником человеческого мира, но и хороший, при определенных обстоятельствах гибели остается кошмарить местное население. Проблема в том, что совершенно ничего нельзя сделать, чтобы дух этот отправился в загробный мир, он уже навечно остался в нашем, человеческом. И тут шаман может только помочь советом, что сделать для того, чтобы этот самый дух не кошмарил местных. Памятник там соорудить, подношение какое сделать, или другие танцы с бубном принять во внимание, обеспечив себе безопасность.

Кто такие итако

-2

Собственно, шаманов много, точнее разновидностей шаманов. Общий смысл у всех один, общение с духами и решение каких-то потусторонних вопросов, но есть и отличия. Есть шаманы, которые служат при главных храмах божеств, есть и те, кто управляет своим небольшим святилищем местного божества, были странствующие шаманы, были те, кто изгонял духов, а были те, кто общался с богами. Итако – это особая каста шаманов, которых на данный момент осталось около двадцати женщин. Да, это не шаманы, а шаманки, при чем все они слепые.

Подобная штука была у всех поголовно народов мира, когда человек с ограниченными возможностями получал шаманское звание. Даже сейчас, многие люди считают, что разного рода заболевания или ограничения служат для человека появлением у него сверхъестественных способностей. Есть и те, кто после несчастного случая их приобретает, но это уже не итако, другие шаманы, впрочем, очень схожие во многом с итако.

Связанно подобное суеверие с очень и очень древними временами. Еще в эпоху, когда человечество с палками за мамонтом газовало по полям, шаманы были. И все поголовно они имели какие-то болячки, которые мешали им присоединиться к охотникам и газовать вместе с ними. Но дело в том, что шаман таким становился не просто так. В древности люди были довольно простыми в восприятии, ты не можешь по желанию сердца присесть на камень и вещать мировые события, которые тебе духи нашептывают. Если у тебя руки и ноги на месте, ты идешь за мамонтом без вариантов, если их нет, ты идешь собирать с другими ягоды и обустраивать быт. Никаких других вариантов попросту не было. Но как же тогда появлялся шаман?

Все очень просто. В то время не было никаких гарантий, что охота за мамонтом окончиться в пользу человека. В большинстве случаев, так и было, но иногда мамонт включал турбо ускоритель и охотники оставались голодными, а иногда, охота на мамонта заканчивалась гибелью человека или ранением. Ранения бывают разные и пережив такое ранение, человек уже не всегда мог дальше идти охотиться. И тут все решал статус. Если человек этот раненый, был хорошим воином, то он становился шаманом, если воин был новичком или посредственным, то шел собирать ягоды и обустраивать быт. То есть шаманом становились не от рождения, и не травма давала человеку право стать шаманом, а его обширный опыт и знания окружающего мира. Именно поэтому он мог быть хорошим охотником, потому что обладал помимо силы, навыком слушать и слышать окружение.

Короче, важен был опыт. По этой схеме позднее, но уже в более позднее время, около тысячи лет назад, продолжали выбирать шаманов. С той лишь разницей, что если раньше, получение опыта было заслугой прожитой жизни, то уже для его получения использовались записи, проще говоря обучение. Но система выбора оставалась той же, люди с ограниченными возможностями куда успешнее становились шаманами, чем другие. Но и это имело под собой основу, а не просто блажь кривозубого населения.

Несмотря на то, что уже тысячу лет назад, никто с палками по полям за мамонтами не бегал, да и мамонты к тому времени поиздохли все, жизнь была далека от идеала, где человек с ограниченными возможностями мог освоиться и самостоятельно существовать. Поэтому семьи отдавали таких девочек на обучение, которое тоже представляло собой не чтение лекций в теплой аудитории. Это были суровые условия, где девочек заставляли подолгу сидеть на холоде, обливали ледяной водой, заставляли работать на благо дома и быта, а уже потом, когда такая ученица становилась старше, их обучали тому, что будет нужно в профессии. Такой метод обучения был в принципе для всех профессий, начиная от представительниц искусства и оканчивая военным ремеслом. Потому что жизнь была суровая, и если человек ничего не умел, кроме как заниматься своей профессией, то скорее всего долго не прожил бы. Помимо этого, подобные методы давали послушание молодых людей, которые вырастая, старались делать все на благо общины, что их обучила, в не идти в сольную карьеру по горам и полям. От этого община тоже получала выгоду. В общем так было удобно.

Кроме того, ко всему вышеописанному, примешивается еще и местный менталитет. Европейское общество на данном этапе времени свое «я» ценит куда больше общественного, а в азиатских странах совершенно иное восприятие. Человек должен быть полезным, общество, семья, окружающие люди ставятся на первое место, потом идет уже твое «я». В древности отличий с этим не было, человек не должен быть в семье обузой, даже если это ребенок. Выгодная карьера отпрыска продвигала вперед не столько отпрыска, сколько его семью. А хорошая карьера начиналась с образования. Методы этого образования описаны выше, и такой член общества, куда больше делал пользы для общества, чем воспитанный в гладких и спокойных условиях, когда свое «я» рвется наружу. По понятным причинам, слепой человек не мог получать образование на уровне со зрячими людьми, потому что разная подача необходима. Но все же слепых было не настолько много, чтобы создавать отдельный курс в рабочей сфере. К тому же, даже после обучения, в большинстве своем, такие люди требовали ухода, потому что прошлое, это не современный мир с пандусами и асфальтированной дорогой. Тропинка среди села, за которым начинается лес и уже такой человек ограничен возможностью передвижения даже по селу. То есть слепой был обузой, для семьи и общества, оставаясь на постоянном попечении.

Обучение итако

-3

Основной принцип обучения был в том, что часть времени девочка выполняла работу служанки, другую часть времени училась послушанию. На начальном этапе, а отдавали девочек на обучение в очень юном возрасте 11-12 лет, иногда раньше, никто никаким шаманским практикам не обучал. Да и потом, обучение этим практикам, было скорее издевательством в нашем понимании. Девочки находились подолгу на холоде, обливались холодной водой и подобные мероприятия, зависимо от девочки, могли занимать до нескольких дней. Просто представьте себе слепого ребенка, который вынужден торчать на холоде и два дня подряд постоянно обливается ледяной водой из ведра. Дай бог выживет после такого. Но подобные холодные ванны, были направлены на очищение, как я понимаю, зависело все от послушания отдельно взятого ребенка. Если балованный, то сидишь больше, если послушный, то хватит и парочки ведер.

Затем по окончании обучения, девушка должна была призвать духа. Церемония занимала около месяца, на протяжении которого девушка должна была голодать, недосыпать и проводить время в холоде. Считалось запретным нагревать комнату, сидеть у костра или камина, в общем греться как-либо, кроме собственной температуры тела. Все это время она носила белое кимоно, которое служило признаком погребения. То есть символичными похоронами ее прошлой жизни. И когда весь этот ритуал подходил к концу, девушка едва могла стоять на ногах. В большинстве случаев падая в обморок. Это и было ритуалом посвящения, ибо в этот момент дух вселялся в ее тело.

После этот призванный дух, становился мужем нашей итако. Все по правилам, девушку наряжали в свадебный наряд (для Японии это красный цвет) и проводили церемонию бракосочетания, после которого она считалась женой божества или духа, зависимо от того, кого призвала. Таким образом и появлялась новая шаманка итако.

Чем занимаются итако

-4

Совершенно все практики связаны с тем, что муж итако является ее же покровителем. То есть общение с умершими тема такая, что может стать весьма опасной. В синтоизме существует понятие скверны, которая обитает в загробном мире. Живой человек не может соприкасаться с загробным, иначе он будет заражен этой самой скверной. Даже легенды о первых богах Идзанами и Идзанаги, повествуют, как Идзанаги ходил в загробный мир за своей умершей женой, нашел ее там, но в страхе бежал от того, кем стала Идзанами. После этого посещения он пошел отмыться и родились кучи других богов. То есть даже богу после посещения подземного мира нужно омовение, человек и вовсе не может соприкасаться с этим. Так вот, для итако, призванный ею бог или дух, является защитником от негативного влияния загробного мира. Таким образом большая часть практик на это и направлена.

Например, одним из ритуалов, было общение с покойниками. Какой-то местный человек, болезный, или просто скучающий, приходил к шаманке, и она связывалась с умершим близким пришедшего. Говорила от его имени, но зависимо от того, насколько силен божественный муж итако, зависело и ее состояние для призыва. То есть могла говорить и не своим голосом, давая больше информации. Удивительной особенностью для такого ритуала, служит то, что никаких имен ни пришедшие, ни сама итако не называют. Имени погибшего итако не сообщается, но и сама она не произносит его, даже если при каких-то обстоятельствах знает.

Относительно новым ритуалом, является связанный с умершими младенцами. Направлен на то, чтобы дать имя мертворожденному, но и если женщина сделала аборт по каким-то причинам, тоже проводиться такой ритуал. Имя дает ребенку защиту и позволяет ему уйти в загробный мир. Но это больше буддийская практика, чем синтоизм. Потому что в буддизме, маленькие дети не могут отправиться в загробный мир. Они слишком маленькие для того, чтобы стать хорошими или плохими. По своей сути являясь еще никакими, они соответственно не могут и претендовать на хорошую или даже плохую загробную жизнь. И конечно, подобный ритуал весьма популярен, потому что ситуация в целом трагичная, а тут еще и исход рисуется такой незавидный. Своего рода конечно шарлатанство, но в данном случае необходимое.

Остальные ритуалы в основном это песни, пляски, во время которых призываются боги и духи. На удачу, на богатство, на добро и все в этом роде. Занимались итако и медицинскими практиками, но это уже в прошлом. Как и все шаманы, эти женщины приписывали болезни духам, в основном злым или туманным. Туманным в том смысле, что, например, кицунэ (лисы-оборотни) не всегда злые, а могут выступать и как добрые персонажи. Но им часто приписывали вселение в человека или нахождение поблизости. Воруя жизнь из человека кицунэ заставляли его болеть.

Что не так с итако

-5

И далеко не все так гладко в этом древнем движении шаманизма. Древнее оно по факту, как минимум тысяч лет назад итако уже упоминались. Но эти упоминания дают понять только то, что несмотря на свое занятие и свою болячку, общество все равно относило этих шаманок к низшему сословию.

Сословие важнейшая часть жизни любого человека, даже в современном обществе. В прошлом играло это куда большую роль, но разница в том, что современный мир, дает возможность большинству жителей из бедных семей, пробиться повыше. Не везде, конечно, но в большинстве своем, все зависит от удачи и самого человека. В прошлом такой возможности просто не существовало. Бедный человек навсегда останется бедным и вылезти из этого ему просто не позволят. Редким исключением может стать уникальная способность, но чтобы ее развить тоже нужно образование или какие-то навыки, так что большинство талантливых людей, так никогда и не узнали, что они обладают каким-то талантом. Но и для богатых не все было просто, потому что богатый не всегда таким может остаться и сохранять свой статус. Независимо от того, из какого сословия приходила будущая итако, она навсегда обретала статус низшего.

Связь всей этой системы в том, что если обычный человек, еще кое-как мог что-то поделать со своим статусом при определенных обстоятельствах, то итако никак не могли. Допустим, при смене власти, падении влиятельного рода, новые законы, открытия и тому подобное, давали некоторым незначительным родам возможность выдвинуться чуть выше. Итако изначально воспринимались, наравне с нищими и проститутками, и с этим ничего сделать было нельзя. Потому что для общества, их вклад в жизнь людей был незначительным, на уровне собственно с нищими и проститутками.

Сейчас это даже не столько шаманы, сколько культурная прослойка, состоящая из двадцати с копейкой женщин. Потому что еще в 1873 году, итако подверглись гонениям и их старательно хотели прикрыть. Связано это с медицинскими практиками, которые они применяли. Люди охотнее обращались к шаманам, чем к медицине и подобное решение сделало свое дело так, что сейчас уже, современные японцы, едва ли каким-то процентом лечатся у шарлатанов целителей. Практически все несмотря на посещение храма, лечатся в больницах у врачей, используя храм, как дополнительную точку опоры, в молитве о скорейшем выздоровлении.

Таким образом, культура страны очень филигранно сочетается с ее современностью. Оставляя в сердце каждого место для веры, но не делая из веры источник всего сущего. Может быть этим и хорош японский синтоизм и буддизм, или смесь этого. Тем что религии отводиться особое место, которое тем не менее, не является более глобальным, чем культурная прослойка общества. Когда на первом месте стоит общество, потом боги, и лишь потом собственное «я». Насколько это хорошо или плохо, я не могу судить. Каждому свое. В любом случае, практика итако жестокая и калечащая штука. Безусловно уже существующие женщины, достойны уважения за пройденный нелегкий путь, который вероятно и не сами для себя выбрали. Но это не отменяет того факта, что любые шаманы хороши только в очень индивидуальных случаях, и беды несут куда больше, чем радости. Спасибо за внимание! Подписывайтесь! Берегите себя!