Найти в Дзене

"Мальчик и птица" - всё, что мы так любим у Миядзаки

7 декабря в российский прокат выходит новый фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». 3 декабря предпоказ в Санкт-Петербурге единовременно собрал 1200 человек в четырех залах. Последний раз такой зрительский интерес был к «Дюне» Дени Вильнёва.

После очередного ухода на пенсию Миядзаки заявил, что хочет снять еще один фильм для внука и просто потому, что не может не работать. Помимо самого Миядзаки, людей трудившихся над фильмом мы тоже хорошо знаем. Это продюсер и друг Тосио Судзуки, с которым режиссер сотрудничает с 1978 года, композитор Дзё Хисаиси, пишущий музыку для каждого фильма Миядзаки, начиная с «Навсикаи из долины ветров» (1984), аниматор Такэси Хонда («Евангелион»), сын Горо Миядзаки как исполнительный продюсер и еще 60 аниматоров, так как традиционно компьютерная графика не использовалась.

Мать 12-летнего Махито умирает в больнице из-за пожара, вызванного воздушной атакой на Токио. Отец женится на Нацуко, сестре матери Махито, и все вместе переезжают в большой фамильный дом в пригороде. Мальчику тяжело привыкнуть к своему положению, новому месту в школе. Но в один день он встречает необычную цаплю с человеческими зубами, которая говорит, что сгоревшая мать жива и ее нужно спасти. Цапля приводит Махито в башню, дверь между мирами, и он отправляется на поиски.

Производство фильма заняло 7 лет, приблизительная скорость создания 1 минута в месяц. Но причиной этому не ухудшившееся зрение режиссера, как он не устает повторять, а качество самой анимации. Про каждую работу Миядзаки пишут, что это визуальный шедевр, невероятное внимание к деталям, акварельная живопись и прочее в этом роде. Но в фильме «Мальчик и птица» режиссер превзошел самые смелые ожидания. «Живопись» уже не акварельная, а масляная. Фамильный дом Нацуко олицетворяет собой уют родного места, в комнате действительно находится все, что нужно для жизни мальчику, перина по-настоящему мягкая и еще непривычная, дерево действительно старое и крепкое. Известно, что на студии Ghibli много пожилых сотрудниц и Миядзаки выражает им свою благодарность, делая важными героинями в «Ходячем замке», «Рыбке Поньо на утёсе» и в характерных бабушках в «Мальчике и птице».

Те, кто видел хотя бы несколько фильмов Миядзаки, сразу узнают любимые темы автора. Махито остался с отцом без мамы, она в больнице, как в «Моем соседе Тоторо», и мальчик также переезжает в пригород. Находясь в окружении природы, герой встречает цаплю, которая то ли враг, то ли друг – помощник поневоле, как классифицировал бы Пропп. Такого персонажа в «Принцессе Мононоке» представляла госпожа Эбосси – не положительного и не отрицательного героя, в мирах Миядзаки гармония – это баланс света и тьмы, плохого и хорошего, человека и природы.

Традиционно для волшебной сказки Махито находит дверь в другой мир, следуя за перьями, как за хлебными крошками. В этом зеркальном мире он встречает двойников из мира родного; родной мир, что характерно, остался сверху.

В «Ведьминой службе доставки» мы впервые увидели, как героиня идет в туалет, деревянный домик на улице у ограды участка, и 34 года спустя в «Мальчике и птице» мы зашли в этот домик вслед за героем!

Но приключения в другом мире интересны не только этим, режиссер вводит оригинальных персонажей. Варавары, одновременно похожие на кодама из «Принцессы Мононоке» и на души из одноименного фильма Pixar «Душа», они набирают полное тельце воздуха и летят на луну – рождаться в нашем мире. А попугаи во главе со своим воинственным королем кажутся самыми милыми и оригинальными созданиями режиссера, ужасно обаятельные гурманы, всегда имеющие наготове тарелку и вилку с ножом.

В отличие от маленького Махито зритель сразу понимает кто такая Хими. Но сюжет практически не затрагивает развитие отношений героев в зеркальном мире. Только что персонажи познакомились, а в следующей сцене Хими уже бросается на шею Махито, плачет и говорит как переживала о нем. Фокус смещается с отношений Махито с другими персонажами на отношения с внешним миром и в конечном итоге с собой. Нелегко смириться с тем, что мама умерла, что мир не совершенен, да и он сам тоже. Герою предстоит сделать то, что не смог старый дядюшка-демиург – обрести равновесие.

Таким образом, дядюшка, творец этого зеркального мира, остается без наследника, как сам Миядзаки. Демиург показал дорогу, невольно многому научил, но Махито пойдет своим собственным путем, также как никто не займет место Миядзаки. Режиссер вдохновил многих художников, невероятно высоко поставил планку в создании анимации, но режиссеры, усвоив этот опыт, будут создавать свои миры.

#мальчикиптица #какпоживаете #хаяомиядзаки #миядзаки #анимэ #анимация #рецензия #мальчикиптицарецензия

Птицы
1138 интересуются