Каждому поколению выпадает на долю решение насущных задач, у каждого времени свои вызовы. Жгучей проблемой наших дней является положение с мигрантами.
Я уже несколько месяцев стараюсь не читать ничего, связанного с ними, но от реальности не уйти, да и, заходя на «Дзен», невольно наталкиваешься на пугающие заголовки информационных материалов и звериные оскалы подобранных для иллюстрации фотографий.
Не нужно быть политологом, чтобы понимать: современная миграционная политика ведёт к разрушению российской государственности. В связи с этим возникают вопросы.
Помните, как у Маяковского?
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Только мигранты и высокие материи — две вещи несовместные. По моему глубокому убеждению, засилье мигрантов и существование России как таковой тоже две вещи несовместные.
Кто же хочет, чтобы в нашу страну каждый год прибывали орды мигрантов? Кому это выгодно? Если «царю», то кем он собирается править? Какова конфигурация будущей России с точки зрения её нынешних устроителей?
Я могу только вопросы задать — ответов на них у меня нет, но их очень хочется получить. Стрясти ответы, как спелые груши, с соответствующего дерева. Стрясти с политиков, с депутатов, с олигархов, с чиновников.
Могли бы, наверное, и журналисты внести свою лепту в общее дело, но те, что имеют вес, предпочитают на эту тему не говорить. Видимо, боятся за свои места и гонорары.
Мне стало интересно: а как обстояло раньше с этой проблемой?
Открыла энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — там есть статья «Поселения иностранцев в России».
Про Петра I отдельный разговор.
А при других государях? Вот фраза из словарной статьи:
При Елизавете Петровне усиливается стремление правительства заселять южные пустынные окраины иностранными колонистами.
Обратите внимание на «пустынные окраины». А у нас мигрантами заселяются в основном «пустынные окраины» Москвы и других крупных городов, хотя и в малых провинциальных городках и даже в посёлках этого «добра» тоже хватает. Но везде полно своих, то есть местных, жителей. Пустынны у нас брошенные деревни, но туда никто не стремится ехать, кроме одиночек-энтузиастов, и то русских.
Примечание: колонист — это житель колонии. Слово «колония» здесь имеет значение ʻпоселение выходцев, переселенцев из другой страныʼ.
Идём дальше.
Обширные размеры колонизация иностранцев получила на основании манифестов Екатерины II 1762, 1763 и 1764 гг. Переселенцам гарантированы были отправление обрядов по их вере, свобода от платежа податей на определенное число лет, отвод земель в достаточном количестве, свобода от военной службы, невмешательство чиновников во внутреннюю их юрисдикцию.
Обряды по вере мигранты отправляют и сейчас, более того, грозятся испоганить или разрушить наши, православные, храмы. Как вам это?
Как нынешние переселенцы платят подати государству? Платят? А?
Они до сих пор свободны от военной службы.
А чиновники, видимо, всё ещё по указанию Екатерины II упорно не вмешиваются во внутреннюю их юрисдикцию.
Вернёмся к екатерининским манифестам. Для переселения иностранцев была назначена местность между Доном и Волгой. Их водворение производилось округами; надел семьи определён был в 30 десятин, причём каждой колонии отводились запасные земли «для будущих детей». Предлагались кормовые деньги (по 8 шиллингов в день со времени записи) и прочие льготы. Эти законоположения, обнародованные в Германии через русских посланников, вызвали там сильное движение; все, не имевшие ни крова, ни пищи, записывались в колонисты. Результаты были плачевны. Брокгауз и Ефрон констатируют:
Первые партии колонистов были неудачны как по нравственным качествам, так и по физическому развитию.
Потом были сделаны выводы, и к отбору людей для переселения подходили более осторожно.
(Вопрос: а нынешние колонисты удачны по нравственным качествам?)
С 1764 по 1766 годы иностранцы образовали 102 колонии. А в 1770 году вызов и приём переселенцев из-за границы уже был приостановлен. Через 12 лет он был возобновлён так же — небольшими группами, в строго отведённые места. Цитирую Брокгауза и Ефрона:
В 1782 г. кн. Потемкин водворил в Херсонской губ. партию шведов с о-ва Даго; с 1787 г. началось переселение в Новороссию менонитов из окрестностей Данцига и других нем. колонистов.
И в 19 веке политика «колонизации» России иностранцами решалась весьма разумно.
В 1804 г., после перехода главного управления колоний в ведомство министерства внутренних дел (1802), решено было допускать к переселению в Россию и к водворению на казенных землях исключительно хороших земледельцев, садоводов и скотоводов, а равно мастеровых, полезных в сельском быту, если каждый из них имеет в наличном капитале или товаре не менее 300 гульденов; число переселенцев ограничено было 200 семейств в год, которым уплачивалось только за суда или подводы; для колоний назначен Новороссийский край, по возможности ближе к портовым г. Одессе и Феодосии, на хозяйственное обзаведение выдавалась ссуда в 300 руб., а кормовые выдавались до первого урожая; льгота в податях и повинностях предоставлялась только на 10 лет. В 1819 г. последовало Высочайшее повеление о прекращении вызова иностранцев.
Прямо читаешь, и сердце радуется: были же чиновники, радеющие о земле русской.
По данным земской статистики 1893 года, в 16 уездах Санкт-Петербургской, Саратовской, Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерний было 462 тысячи колонистов. В это время население Российской империи — 124 миллиона человек. Доля переселенцев-иностранцев в России в это время меньше половины процента.
Сравните: сейчас в России 146 с половиной миллионов человек, из них мигрантов не менее 8 процентов (данные взяты в Википедии). Вы верите Википедии?
Информацию о «колонизации» России иностранцами в петровские времена я почерпнула из книги «История немцев России». Это учебное пособие, написанное историками И.Р. Плеве, А.А. Германом, Т.С. Иларионовой, В.В. Хасиным, А.В. Лучниковым. В 2020 году вышло второе издание.
Авторы пишут:
Первые десятилетия XVIII века в России были ознаменованы предпринятой императором Петром I тотальной модернизацией российского общества. Преобразования Петра I, их экономические и социокультурные последствия сделали актуальными целый ряд проблем. Среди них одной из важнейших стала проблема людских ресурсов. Эта проблема в большой степени предопределила появление в 1702 г. манифеста Петра I, приглашавшего в Россию прежде всего военных специалистов (шла Северная война), а также торговцев и ремесленников. Манифест обещал совершенно цивилизованные, европейские условия жизни и работы, высокое жалование, успешную карьеру и тем самым стимулировал привлечение в Россию иммигрантов со всей Европы.
Действительно, реформы Петра не могли осуществиться без широкого привлечения иностранных специалистов, потому что он собирался европеизировать Россию.
А вот сейчас широко распахнуты ворота для мигрантов из Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран Средней Азии, Кавказа и Закавказья.
Так что же собираются ныне сделать с Россией её, так сказать, управители? Насадить азиатчину? Превратить Россию в часть Великого Турана?
Вернёмся к Петру. Он приглашал не всех подряд, а только специалистов, потому что намеревался развивать военное дело, науки, ремёсла, мануфактуры, торговлю. Отношение к переселенцам и тогда было двойственным. Но, как подчёркивают авторы учебного пособия, немцы, оказавшиеся на государственной службе в России, служили не только государю, но и государству. Переселенцы должны были выучить русский язык и интегрироваться в российское общество. Россия становилась для иностранцев второй родиной и судьбой.
После Петра политика поощрения полезных иностранцев продолжается. Про Елизавету и Екатерину II несколько слов сказано выше. А вот цитата про другую императрицу:
В царствование Анны Ивановны иностранное происхождение, само по себе, не было основанием для безбедной жизни. Ценились только те, кто с самого начала беспрекословно выполнял все приказы новой императрицы и служил ей верой и правдой.
А сейчас приглашают тоже полезных специалистов? Они тоже служат верой и правдой нынешнему самодержцу? Интересно бы узнать подробности.
Авторы учебного пособия усердно хвалят немцев, которые, по их словам, играли очень важную роль в развитии экономики, науки и культуры России, вспоминают о немцах-академиках, Денисе Ивановиче Фонвизине (фон Визе), даже о жене «петровского арапа» — немке Христине Регине фон Шеберг — дочери капитана русской армии Матвея Шеберга.
Христина Шеберг родила Ганнибалу пятерых сыновей и четырех дочерей, одна из которых уже тогда породнилась с родом Пушкиных. А одна из внучек Христины Регины Ганнибал стала матерью Александра Сергеевича Пушкина.
Так что, друзья мои, солнце русской поэзии имеет не только африканские, но и немецкие корни.
Если бы нынешние мигранты так интегрировались в российское общество...
В ХVIII—ХIХ вв. русско-немецкие связи были настолько тесными во всех областях и сферах государственной, общественной, культурной жизни, что немецкое происхождение считалось вполне нормальным явлением.
Это снова цитата из книги «История немцев России».
По мне, так и сейчас немецкое ли, таджикское ли, французское ли, узбекское ли происхождение гражданина России — это вполне нормальное явление, если данный гражданин хорошо знает русский язык, принимает всей душой русскую культуру, соблюдает писаные и неписаные законы, принятые в земле русской.
Но «новые граждане» и «новые неграждане» в подавляющем большинстве своём плюют на всё русское и если не сами пытаются разрушить наш, русский, порядок, то молчаливым или красноречивым согласием поощряют варварские выходки самых «пассионарных» переселенцев из, видимо, высокоразвитых и высококультурных стран.
Как вы думаете, уже пришла пора писать такие учебные пособия: «История таджиков России», «История киргизов России», «История узбеков России», «История казахов России», «История туркмен России», «История азербайджанцев России», «История армян России»? Извините, если я кого-то не назвала.
Так кто будет хозяином в России — иностранцы или русские?