В ноябре в российском кинопрокате появилась картина «Легенда о самбо», приуроченная к 85-летию боевого искусства. Спортивный байопик, не претендуя на историческую достоверность, показал, как зарождалась борьба в СССР. И через что пришлось пройти её отцам-основателям – Виктору Спиридонову и Василию Ощепкову.
А становление нового вида спорта, предназначенного сперва для подготовки чекистов, проходило в СССР сложно. Можно сказать – через самоболь. Ведь в историческом контексте немало мрачного и трагичного. Всё начинается с 1905 года, с Мукденского сражения времён Русско-японской войны. Главный герой Виктор Спиридонов получает ранение в грудь, но его спасают. Сестра милосердия говорит, что Богу подпоручик ещё нужен на земле. Но вскоре оказывается, что Виктор необходим и Советскому союзу.
Главные же события разворачиваются в 1936 году – когда везде враги и контра, когда ещё свежа память о войне с Японией и Первой мировой, и новая угроза со стороны фашистской Германии зреет в сердце Европы.
Скажи мне, кто твой враг
И в это время Спиридонов ведёт подготовку сотрудников ВЧК по собственной системе самообороны. И дела у героя складываются неплохо: его ученикам не страшен ни револьвер, ни штык. Только есть в этом фильме соперники с оружием посерьёзнее – с иными идеологическими взглядами. И большая часть кино посвящена именно противостоянию мысли. Оно разгорается, когда в Союз на соревнования приезжают японцы. Уступить им никак нельзя. Только вот ребята Спиридонова проигрывают… И тогда из тени выходит Василий Ощепков – выпускник Института Кодокан по дзюдо и единственный обладатель чёрного пояса в СССР.
Ощепков и Спиридонов – враги. Их противостояние зашито и в деталях. Василия играет актёр венгерского происхождения Вольфганг Черни. Поэтому у героя европейская, местами утончённая внешность, а глаза голубые-голубые. От Ощепкова веет спокойствием, он пропитан возвышенностью дзюдо. Ходит в белом кимоно, живёт аскетично, спит на матрасе.
Спиридонов, которого на экране воплотил Дмитрий Павленко, – типичный советский солдат. С тяжёлым взглядом, в котором отражается готовность действовать, а не разглагольствовать. Виктор носит гимнастёрку, дома – майку красного цвета строящегося коммунизма. Конечно, не гнушается выпить. И все движения героя чёткие и решительные.
Вот и получается, что главные действующие лица – совершенно разные. И конфликт в том, что их роднит одно – борьба. Ощепков развивает японское дзюдо, которое доступно всем. Спиридонов – военную самооборону, «самоболь», как он говорит. Один рассказывает ученикам, как причинить врагу ущерб, второй – зачем это нужно. И никак не вяжется японская духовность с советской деятельностью.
Решающая битва
Соперничают герои и за право стать тренером сборной СССР на турнире против команды Германии. Нет никакого сомнения, кто победит на соревнованиях. Может, эта очевидность и лишает поединки, снятые порой с эстетикой арт-хауса, интриги и накала. Хотя стоит отдать должное: спортивная составляющая выполнена профессионально. Каскадёры или настоящие самбисты, которые подменяли актёров на площадке, сделали свою работу хорошо. Только упаковать её в будоражащую киношную картинку не вышло.
Весь нерв скрывается в переживаниях за судьбы Спиридонова и Ощепкова. Апогеем их противостояния становится рукопашная схватка во дворе дома Василия. Не сражение при Аустерлице, как у Сергея Бондарчука в «Войне и мире», конечно. Но для сюжета – значимое событие. Ведь именно после него герои решают держаться вместе. Они отказываются от амбиций развивать самбо единолично. Ведь Виктор уже многое позаимствовал для своей борьбы у других: даже у мужика, мастера ножевого искусства, который убил ученика Спиридонова, он взял на заметку умение обращаться с оружием. Так почему бы ему не объединиться с Василием?
И прав был Ощепков: не может система быть навсегда связана только с одним человеком. Тогда она умрёт вместе с ним. А если дать идеям волю, они останется в веках.
Лирическое отступление
Честно сказать, при всех плюсах картины, смотреть её вплоть до финала было непросто. Режиссерский подход лично для меня оказался чуждым: фильм, словно настоящая картина, набросан мазками. Никаких дополнительных деталей – лирических отступлений. Поэтому возникающая любовная линия между учеником Спиридонова Анатолием Харлампиевым и воспитанницей Ощепкова – Машей кажется чужеродной.
Что ж, замечание про отношения – тоже лирика, поэтому вернёмся к главному. Фильм, на мой взгляд, спасает финал. Во многом трагический, ведь Василий становится жертвой системы, которая видит в инакомыслящих – врагов. Его арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу Японии. И место тренера Сборной, уже без былой радости, занимает Спиридонов.
Пока советские самбисты на площадке борются с немцами, Ощепков сражается с обвинениями и тоже выигрывает. Он не отказывается от своих принципов, и не нужно говорить, что происходит дальше. После победы спортсменов Спиридонов произносит проникновенную речь: отказывается принимать все лавры чемпиона и отдаёт должное своему товарищу. Отныне самбо связано не только с его именем, но и именем Василия Ощепкова. И это та чувственная деталь, которой так не хватало.
Судьба главных героев не заканчивается даже со смертью одного из них. Она получает продолжение в лице Харлампиева. Показателен момент, когда Анатолий, спасший рукописи Ощепоква от сотрудников ВЧК, идёт с ними по улице. Юношу останавливают полицейские. Кажется, что ситуация вот-вот накалится. Но Харлампиев начинает рассказ о новой борьбе – самбо. Говорит, что это не просто вид спорта – это уклад жизни, образ мысли. И вот блюстители порядка уже просят показать им пару приёмов, и вокруг собирается немало увлечённых слушателей. Харлампиев позже издаст книгу о боевом искусстве. И оно точно будет доступно каждому, как завещал Ощепков, воспитывать силу духа, как хотел Спиридонов, и останется в веках.
Текст: Дарья Юшкова
Фото: Кинопоиск