Одна из лучших выставок Москвы 2023
Где: Новая Третьяковка
Адрес: Крымский Вал, 10. Зал 38
До: 28 января 2024
Новая Третьяковка представляет выставочный проект, посвященный 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.
Это арт-пространство, наполненное музыкой Рахманинова и картинами художников начала XX века, еще долго не будет Вас отпускать, даже, когда Вы уже покинете выставку.
Композитор был выходцем из дворянского рода, Рахманиновы ведут свое происхождение от молдавских “господарей” Драгош, которые правили Молдовой с XIV по XVI вв.
Отец композитора был блестящим офицером, но рано вышел в отставку, отдавшись своему единственному увлечению – музыке. Дед Рахманинова тоже был талантливым исполнителем и композитором. Первые уроки музыки давала Сергию его мать, начиная с четырех лет.
Рахманинов считается самым талантливым учеником Московской Консерватории, педагогический совет единогласно присудил ему “Большую золотую медаль”. Его дипломной работой стала опера “Алеко” на поэму А.С.Пушкина “Цыганы”, он затратил на неё 17 дней, Петр Ильич Чайковский поставил ему на экзамене пятёрку с четырьмя плюсами.
При игре на рояле одной рукой Сергей Рахманинов мог охватить до 12 белых клавиш.
Большой неудачей стала премьера Первой симфонии в Петербурге. Публика не смогла понять и принять новаторской сущности музыки и ее слабого исполнения неопытным дирижером Александром Глазуновым. «Если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником», – оставил отзыв о концерте музыкальный критик Цезарь Кюи. Для композитора разгромные рецензии стали настоящим ударом, несколько лет он ничего не писал. Из кризиса ему помог выйти врач-гипнотизер Николай Даль. Знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром, который композитор посвятил именно ему, написав на титульном листе партитур: «Это не мой концерт, это Ваш концерт».
В 24 года Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы, где работал в течение одного сезона, однако успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр. Там же он подружился с Шаляпиным, Коровиным и Серовым.
Рахманинов писал о Шаляпине так: “Аккомпанировать ему, когда он пел, восхищаться чистотой его музыкальной концепции, быстротой и естественностью, с которыми он отвечал на музыкальные и артистические импульсы, схватывал их и воплощал на собственный лад в своей особой манере – это самые сильные художественные переживания моей жизни.”
Шаляпин вспоминал, что наутро после его свадьбы с балериной Торнаги, состоявшейся в Подмосковье, он был разбужен в половине седьмого утра, невероятной музыкой, исполняемой на кастрюлях, жестянках и пустых бутылках. Вся труппа Мамонтовской оперы стояла под окнами и требовала, чтобы молодые шли с ними за грибами. Дирижировал этим “чертовым хором”, по выражению Шаляпина, Сергей Рахманинов.
На выставке представлен портрет Рахманинова кисти Бориса Шаляпина, сына певца, и фотография со вторым портретом, сделанным им же. Вторая картина была написана в июле 1940 года в местечке Хантингтон около Нью-Йорка, где композитор со своей семьёй снимал дом на лето.
Про то, как создавался портрет Борис Шаляпин оставил подробные воспоминания: «…я решил писать его во время работы.
Тогда он работал над «Симфоническими танцами». Голову и всё остальное я писал в то время, когда Сергей Васильевич практиковался на рояле. Только руки пришлось подержать для меня специально, так как они находились, конечно, всё время в движении».
Грандиозная поэма “Колокола” для хора, солистов и оркестра на слова Эдгара По в переводе Константина Бальмонта - новаторское произведение, насыщенное новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, имевшее огромное влияние на симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, в нём предстают все периоды человеческой жизни от рождения до смерти.
«Всенощное бдение» — одно из главных сочинений Сергея Рахманинова — появилось как реакция композитора на события Первой мировой войны, он написал его меньше чем за две недели.
Рахманинов вспоминал: «Во “Всенощной” я больше всего любил один кусок —из пятого гимна “Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром”. В конце там есть место, которое поют басы, — гамма, спускающаяся вниз до нижнего си-бемоль в медленном пианиссимо. Когда я сыграл это место, Данилин сказал: “Где на свете вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество”». Тем не менее ему удалось их отыскать: «Я знал голоса моих крестьян и был совершенно уверен, что к русским басам могу предъявлять любые требования! Публика всегда, затаив дыхание, слушала, как хор спускается вниз…»
После революции 1917 года Рахманинов с семьей покинул Россию, на прощание он опустился на колени и поцеловал российскую землю. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» – писал композитор.
Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов дал в США несколько концертов. Все средства он анонимно направил в фонд Красной армии и Фонд обороны СССР.
Рахманинов был заядлым автомобилистом, обожал быструю езду, покупал очень дорогие автомобили. “Хороший дирижер должен быть хорошим шофером, - шутил он, - обоим нужны одни и те же качества: сосредоточенность, непрерывное напряженное внимание и присутствие духа. Дирижеру остается лишь немного знать музыку…”
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#НоваяТретьяковка #СергейРахманинов #выставкиМосквы #Третьяковскаягалерея #Шедевральныемаршруты #Я-русскийкомпозитор