Процесс обучения музыке не всегда протекает гладко. За время учебы педагог делает множество замечаний и комментариев, но не всегда ученик и его родители понимают их смысл. Как именно надо исправлять ошибки или решать конкретные проблемы?
В этой статье собрали самые популярные замечания педагогов и объяснили, как устранять возникающие недочеты и преодолевать трудности при обучении в музыкальной школе.
1. «У вашего ребенка есть проблемы с ритмом»
Такое замечание можно получить как на уроках специальности, так и на сольфеджио. Здесь надо четко разобраться, какая именно тема «западает», где у ребенка пробел в знаниях. Это может определить педагог. Очень часто непонимание небольшого фрагмента произведения оказывает влияние на восприятие его ритма в целом.
Проблемную тему нужно дома повторять с ребенком, материалы для этого вы можете взять у педагога или найти их в вашем учебнике. Самое главное — хорошо закрепить пройденный материал. Сделать это можно разными способами.
Например, у ученика есть проблема с триолями. После повторения теории найдите все триоли в тех произведениях, которые сейчас находятся в работе на специальности, и отдельно «простучите» ритм каждого такта несколько раз, считая вслух. Другой вариант закрепления — придумать самостоятельно небольшую песенку/попевку с использованием триолей, спеть и сыграть ее в разных тональностях. Так вы заполните пробел, а общая картина длительностей восстановится в полном объеме.
2. «Ребенок не умеет держать единый темп»
Темп произведения напрямую зависит от внутреннего ощущения времени. Его воспитать очень трудно даже взрослому человеку! В современном мире присутствует постоянная спешка, многие люди все время торопятся, склонны к ускорению, как и дети. Попробуйте выполнить простой эксперимент: включите секундомер, закройте глаза и откройте их тогда, когда по вашему мнению пройдет одна минута. Затем сравните ваш результат с объективным на секундомере.
Найти единый темп в произведении бывает сложно еще и потому, что при разучивании пьеса играется в форсированно медленном темпе, но как только ребенок чувствует, что выучил нотный текст, он начинает ускорять. Хорошее решение этой проблемы — игра на инструменте вместе со счетом вслух, когда ребенок одновременно с игрой считает в соответствии с размером такта. Например, размер ¾: «Раз-и, два-и, три-и». Иногда бывает сложно скоординировать игру и счет вслух, но это задание в любом случае принесет огромную пользу.
Отличное подспорье в работе над темпом — метроном. С его помощью ребенок учиться четко выстраивать метрическую сетку произведения. Подберите нужный темп, сыграйте произведение три-четыре раза без метронома, затем три-четыре раза вместе с ним, потом опять выключите.
3. «Не хватает эмоций: ребенок не пропускает музыку через себя»
Выучить нотный текст не так уж трудно. Гораздо сложнее делать музыку «живой». С этой проблемой может столкнуться ученик музыкальной школы любого возраста. Важно понимать, что музыка — такое искусство, в котором чувства и эмоции передаются ритмически, интонационно. Чтобы наполнить свое исполнение смыслом, необходимо ясно понимать суть произведения: о чем оно, какая у него музыкальная форма.
Понимать услышанную музыку детей учат на предмете «Слушание музыки», а также на специальности. Каждое выбранное произведение педагог обсуждает со своим учеником. Однако эту работу вы можете проводить и дома, чтобы помочь ребенку понять характер той или иной пьесы.
Задавайте ему такие вопросы:
- Что бы ты делал под эту музыку?
- Какая эта музыка: мягкая или колючая, плавная или резкая, грубая или нежная?
- Как ты думаешь, где могла бы звучать такая музыка?
- Если бы эта музыка играла в театре, что в этот момент происходило бы на сцене?
Все эти вопросы способствуют пониманию характера и смысла произведения. Как только ребенок поймет, что конкретно вложил композитор в эту пьесу, то сможет наполнить свою версию произведения схожими эмоциями и переживаниями.
4. «Ребенок очень мало занимается дома»
Многие родители трактуют это замечание как недостаток времени, уделяемого домашним занятиям. Однако далеко не всегда педагог имеет в виду именно это.
Бывает, что ребенок действительно мало занимается. Например, тратит на работу дома не более 10-15 минут и делает это один раз в неделю, за час до урока в музыкальной школе. Тут, конечно, вам придется усилить свой контроль и внимательнее следить за домашними занятиями ребенка, объяснять их пользу и необходимость. Договоритесь о регулярности: гораздо лучше заниматься хотя бы по двадцать минут, но каждый день, чем сидеть за инструментом два часа, но один раз в неделю. Регулярное повторение не дает информации забыться, память постоянно держится в тонусе.
Если же ребенок, который и так уделяет достаточно много времени занятиям, получает такое замечание, то оно может иметь несколько иной смысл. Если времени потрачено много, а результат отсутствует, то скорее всего проблема не в количестве часов, а в качестве домашних занятий. Возможно, дома ученик не сосредоточен именно на музыке, а механически проигрывает пьесу или гамму несколько раз подряд. Смысла в таких занятиях нет никакого. Самостоятельная работа — большой труд, который требует постоянной концентрации.
Больше о качественных занятиях дома читайте здесь:
Как заниматься музыкой дома: 7 советов родителям
5. «Ребенок „заболтал“ произведение, переиграл»
Это замечание полностью противоположно предыдущему. Как ни удивительно, но переусердствовать с занятиями вполне возможно! Часто это случается с теми, кто занимается много, но некачественно.
«Заболтал» — значит, довел до механического состояния, повторял слишком много раз, не уделяя внимания музыкальным подробностям. «Заигранное» произведение хорошо получается, ученик может его сыграть в быстром темпе, но вот художественные нюансы (динамика, штрихи, фразировка) будут отсутствовать.
Эту проблему очень легко решить, если контролировать занятия ребенка на инструменте. Нужно совсем перестать играть это произведение в итоговом темпе и практиковать только медленный. Попросите ребенка проговорить вслух, где и когда меняется динамика, в связи с чем — это очень полезная практика. Он начнет обращать внимание на подобные моменты, перестанет сухо проигрывать музыку.
Есть такое правило у учителей: на один раз быстрой игры сыграть два раза медленно. Это и помогает не «забалтывать», а приходить к финальному темпу спокойно и планомерно.
Акустические пианино и рояли «Николай Рубинштейн» разработаны калужской фабрикой «Аккорд» специально для эксплуатации в условиях ежедневных многочасовых занятий. А на хорошем инструменте и заниматься приятнее!
6. «Результат на концертах не соответствует проделанной работе в классе»
Работая с учеником, педагог выкладывается «на полную», делится своими секретами, эмоциями. Большой радостью для преподавателя может стать успех ученика на конкурсе или фестивале. Но бывает так, что самые лучшие ученики вовсе не имеют дипломов и грамот. Педагог, ученик и его родители оказываются в недоумении: почему же результат работы в классе не виден на конкурсах? Ребенок уже привык к педагогу, освоил программу, в полной мере овладел навыками игры для своего уровня, но на сцену почему-то поднимается совсем другой человек и звучит совсем не та музыка.
Можно ли считать выступления на концертах мерилом успеваемости ребенка? Конечно нет. Любой выход на сцену — стресс для ученика. И если вы получаете такое замечание, не стоит сразу расстраиваться, ведь в первую очередь педагог отметил хорошую, качественную работу и дома, и в классе!
Здесь важно помочь ребенку разобраться со своими чувствами и внутренними переживаниями. Выучить программу — это только полдела. Нужно еще настроить ученика на выступление перед залом, где на него смотрят зрители и жюри. Отличная практика — домашние концерты. Выступление перед бабушкой и дедушкой, в кругу друзей, перед классом в общеобразовательной школе — то есть, перед знакомыми и близкими людьми.
Также важно поговорить с ребенком накануне конкурса, настроить его на борьбу. Многие дети пугаются, когда за кулисами встречают других учеников: у кого-то инструмент лучше, кто-то играет более сложное произведение. Эти и многие другие факторы могут нагнать страх непосредственно перед выходом на сцену. Если же заранее настроить ученика на соревновательный лад, это проблема исчезнет.
Страх сцены у ребенка: как его побороть?
7. «Ребенок очень медленно учит программу наизусть»
Работа над музыкальным произведением начинается только после того, как выучен текст (ноты). И выучен очень хорошо, наизусть. Однако ошибочно считать, что заучивание текста — главная задача ребенка. Готовое произведение — это верно сыгранные ноты, грамотные штрихи, четкая динамика, единый темп и другие аспекты, работа над которыми в полном объеме начинается только тогда, когда ученик уже владеет текстом.
Чтобы быстро выучить произведение, не надо много раз бездумно проигрывать его от начала до конца. Эта ошибка и вызывает такую реакцию педагога: ученик вроде работает, а произведение не запоминается. Гораздо эффективнее учить пьесу по небольшим фрагментам: сначала выучите конец пьесы, так как начало часто запоминается само собой, больше внимания уделите середине произведения — выберите два-три дня, в которые ребенок будет играть только эти несколько тактов.
Есть и еще один лайфхак для маленьких музыкантов. В иностранном языке новые слова лучше запоминаются, если находится удобная ассоциация. В музыке все точно так же: чтобы усвоить те или иные обороты, нужно ассоциировать их с чем-либо, представлять себе соответствующую гармонию или интервалы, которые сейчас звучат. Полезно проводить параллели между разными произведениями: где уже встречался такой оборот? Работая над небольшими фрагментами, ребенок сможет быстрее собрать цельную картину и выучить текст наизусть.
8. «Есть проблема с диктантами на уроках сольфеджио»
Диктант — одна из самых сложных форм работы на уроке сольфеджио. Диктанты бывают разные, но выделяют два основных вида: ритмический и мелодический. Обычно, когда говорят о диктанте, подразумевают именно мелодический. Основная задача ребенка — распознать на слух мелодию и записать ее. Но соотнести слуховые ощущения со «значками» в нотной тетради бывает не так-то просто.
Помните: если вы получаете такое замечание от педагога, то это вовсе не значит, что у вашего ребенка плохой слух! Скорее всего пропущен или плохо усвоен какой-то начальный этап освоения нотной грамоты. Нужно подойти к преподавателю и выяснить, что конкретно мешает ребенку быстро и правильно записывать диктанты на слух.
Если проблема заключается в интервальном восприятии, то надо повторить эту тему, отдельно поиграть каждый интервал, пропеть его. Отличная практика: один день — один интервал. Например, в понедельник утром, днем и вечером попросить ребенка спеть малую секунду. А во вторник уже чистую кварту. Так интервалы очень хорошо закрепляются в памяти.
Еще один способ, как помочь ребенку с диктантом: больше петь и нотировать это. Очень полезно пропевать дома все уже написанные диктанты из музыкальной школы, обычно педагоги даже задают их выучить наизусть. Интересно и полезно будет записывать нотами детские, давно знакомые ребенку песни. Чтобы проверить себя, ноты можно найти в интернете. Такая практика эффективно развивает слух юного музыканта, он учится не только нотировать, но и воспроизводить мелодию в памяти.
9. «Ребенок не поет»
Петь может каждый человек. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже — это нормально. Однако на уроках сольфеджио необходимо активное включение каждого ученика в процесс. Пение — очень важная форма активности, с ее помощью дети учатся интонировать, ощущать высоту звуков самостоятельно. Ребята, которые стесняются своего голоса, не поют на сольфеджио в принципе. А это приводит к серьезным проблемам в понимании музыкальной теории.
Трудности с пением могут иметь физиологическую основу: в подростковом возрасте часто «ломается» голос, что сильно мешает петь. В этом случае нужно просто ждать, пока связки стабилизируются.
Если же ученик боится или стесняется петь, надо помочь ему перебороть этот страх. Никогда не запрещайте ребенку петь дома, а уж тем более нельзя говорить: "Ты некрасиво поёшь, лучше не пой«. Наоборот, домашнее музицирование надо поощрять! Пойте вместе под гитару, слушайте музыку и подпевайте. Это не обязательно должна быть классическая музыка, исполняйте любые песни, которые нравятся. Тут главное добиться, чтобы ребенок мог петь в присутствии других людей без зажимов и стеснения.
Детям очень важны родительское участие и заинтересованность. Нередко устные домашние задания ребенком игнорируются, но если вы будете уделять им должное внимание, то и ребенок начнет более тщательно их выполнять. Пропевайте вместе номера и мелодии по сольфеджио, которые задаются на дом. Очень скоро ребенку станет проще и спокойнее петь в классе.
10. «Нет серьезного подхода к занятиям музыкой»
Если ребенок не проявляет интереса к музыке, плохо или вовсе не выполняет домашние задания, пропускает уроки, то такое поведение вызывает вопросы у педагога.
Для начала родителям надо поговорить с ребенком и выяснить, что стало причиной такого отношения к учебе. Возможно, возник конфликт с кем-то из других учеников или случилось недопонимание между учеником и педагогом. Иногда желание заниматься пропадает, если перед учеником стоит трудная задача, которую он не знает, как решить. Например, сложная пьеса на специальности или непонятная тема на сольфеджио. Также стоит прислушаться и к себе: если родители относятся к «музыкалке» пренебрежительно, обесценивают ее вклад в воспитание и развитие, то и ребенок может потерять охоту заниматься.
Решая эту проблему, главное не давить на ребенка! Вернуть интерес к музыке и желание учиться можно только с помощью разговоров, доверительных бесед, цель которых — найти и устранить препятствующий фактор. Устраивайте домашние концерты, давайте ребенку возможность показать себя и получить порцию похвалы и признания. Ходите вместе на концерты, показывайте, чем занимаются музыканты в жизни. Не забывайте прислушиваться и к желаниям самого ребенка.
Ребенок хочет бросить музыкальную школу: что делать?
Заключение
Занятия музыкой — большой труд. На этом тернистом пути дети сталкиваются с разными сложностями, иногда совершают ошибки. Но они необходимы для достижения цели, именно так и получают ценный опыт. Есть подходящая русская пословица: «Без труда не вытащить и рыбку из пруда».
Будьте уверены: к каждой проблеме можно найти свой волшебный ключик, состоящий из правильно направленных усилий и грамотной работы. Тогда путь в светлое музыкальное будущее будет открыт!