5,3K подписчиков

Яхта дешево? Дорого? Покупка подержанной яхты, с чем можно столкнуться

2,2K прочитали

Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит.

Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос. Спрос отчасти активировал ковид, когда люди поняли, что лучше жить на борту яхты, чем сидеть в четырех стенах. И также доступность чартерных яхт дала многим ложное представление, что жить и путешествовать на яхте это просто и только позитивно. Соответственно, стоимость на рынке подержанных яхт динамично меняется, понятное дело не вниз.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.
 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-2
Здесь я хотела бы обобщить опыт моих друзей и свой опыт не только как яхтовладельца и наемного капитана, но и как сюрвейера, поскольку за прошедшие годы мне пришлось осмотреть достаточное количество подержанных яхт. А также я знаю судьбу тех лодок, которые были куплены с моей помощью. Понимаю, что звучит как реклама, но мне необходимо объяснить, откуда я взяла информацию, о которой речь пойдет далее. Я также знаю истории яхт моих друзей-яхтовладельцев. Друзья, я рада, что вас у меня много, и всем вам желаю поменьше проблем с техникой.
 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-3

Средняя рыночная цена

Как таковой средней цены на рынке конкретной модели подержанной яхты не существует, нет, вернее, конечно, она есть, но это ничего не значит. Это как в банальной фразе про среднюю температуру по больнице, где в расчет берутся показатели из морга.
Купив проблемную яхту, вы вместо удовольствия от сейлинга, будете постоянно тратить своё время и деньги на устранение проблем. Хотя есть такие люди, которые готовы потратить год или два своей жизни на приведение яхты в порядок, но это скользкий путь.
Понимая, сколько вы денег и времени вложили в ремонт лодки, вы будете постоянно о ней думать и переживать за нее. Ведь яхту просто потерять, даже если она стоит в марине.

Например, придёт аномальный шторм и внутри марины будет месиво из яхт. Не думайте, что это может быть где-то там. Такое происходит и в безопасной, как считают многие, средиземке. Или кто-то при швартовке повредит вашу лодку, что бывает сплошь и рядом. Сколько причин для потери яхты может быть во время навигации: столкновение, срыв с якоря на скалы, посадка на мель, пожар, затопление. Скажите, а страховка на что? А вот с ней все очень неоднозначно. Не думайте, что все легко получается и оформляется. Это отдельная тема для разговора, с которой столкнулись не только обладатели российского гражданства. Нет, страховку от ущерба третьим лицам, то есть типа ОСАГО, вы оформите так или иначе, а вот полную страховку на свое судно – оформить очень сложно. Особенно, если лодка в возрасте.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-4

Кто-то считает, что имея деньги, сможет решить все с помощью специально обученных людей. Это глубокое заблуждение. Вы, конечно, можете верить, можете не верить, но найти действительно ответственного специалиста, работающего по морским стандартам, задача очень-очень сложная. Достаточно давно варясь в этой теме, я знаю таких буквально единицы. Остальные косячат и динамят. Не знаю, как это объяснить, но когда ты живёшь у тёплого моря, уровень ответственности и обязательности как-то падает. Удивительно, но это происходит и с людьми, которые приехали с материка и сначала были ответственными, но за несколько лет эта общая атмосфера ленности, расслабленности и раздолбайства подбирает их под себя.

Конечно же, все хотят купить подержанную яхту, такую ухоженную, чтобы с ней ничего делать не надо было. Да ещё они хотят её купить дёшево. Возможно ли такое? Да. Но для этого надо оказаться в нужное время в нужном месте. Так что это всё дело случая, и поиск может занять годы. А живём мы сейчас, и накопленные ценности на глазах превращаются в тыкву. И вот тут возникает дилемма - или купить яхту выше рынка, или поступить, как все: очень долго искать, искать, искать, и, может быть, всё-таки её, красавицу прекрасную и доступную, потом найти. Личное дело каждого верить в свою счастливую звезду, и, конечно же, надо верить, но я советую трезво оценить всё.

Работы по регламенту

Ещё немного общих слов, и я перейду к конкретике. Не надо гнаться за экономией в несколько тысяч или десятков тысяч, скажем евро. Вы их всё равно потратите, просто плавно размажете на некоторый период времени. Да и к тому же, потратите своё время и нервы, которые сложно перевести в деньги. Скажем, есть десятилетняя ухоженная яхта, по которой видно, что её любили и проводили плановое обслуживание по регламенту. Понятное дело, что каждый скажет, что он любит свою лодку, но отношение к технике у всех разное. Сколько раз мне в общении владельцы, продающие лодку, заявляли, что их яхта - конфетка, а на деле оказывалось, что обсосанный леденец.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-5

Кто-то будет менять, ну скажем, те же защитные аноды, когда на них появились уже заметные каверны (ведь по регламенту надо менять не достигая 50% износа общего материала, а посчитать это не так-то просто на глаз), а кто-то дождётся, когда от них останутся только крепящие их винты, а потом будет удивляться, почему у него растворилась нога селдрайв, не полностью, конечно, или пошла коррозия на двигатель через вал, или на кингстоны.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-6

Электрика

Перейдем к больной теме, к электрике на борту. Для меня это больная тема, так как у меня яхты пару раз пытались загореться. К счастью, все было вовремя устранено. Море, оно всё сожрёт, и, как бы вы заботливо не относились к своей яхте, со временем электропроводку придётся менять. Обычно владельцы не знают стандартов и лепят абы что, то есть не морские провода, да еще и не того сечения. Соединение и наконечники используют береговые, и те неправильно монтируют. Да ещё и перекраивают схему как, что там не оказывается предохранителей в нужных местах, неправильно прокладывают кабели, где они перетираются о проходные отверстия, или пускают их внатяг, что нельзя из-за того, что корпус играет или еще что-то. А учитывая современные системы на борту, вес одной электропроводки на пятнадцати метровой лодке запросто может составлять под сотню килограмм и более. А всё это ещё должно быть соединено правильно.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-7

Электрика - это наука о контактах. Мне очень нравится это определение. Но от того, что я вижу на лодках, у меня частенько от ужаса встают волосы дыбом так, что мне страшно на этой лодке выходить в море.

Газ

Или, скажем, газ на борту. Случаев взрыва газа и последующего пожара достаточно много известных, но почему-то про то, что шланги и трубки имеют свой регламент на замену, мало кто задумывается. Эти регламенты по разным стандартам такие - 5-7 лет на замену резинового шланга и регулярный осмотр на отсутствие коррозии и повреждений у медной трубки, идущей от газового ящика. Напишите в комментариях, кто менял у себя эти детали по такому регламенту? Один раз из-за корродировавшей трубки мы реально чуть не взорвались около Греции. Медная трубка, идущая из газового ящика, лопнула, газовый баллон не был закрыт, и мы получили полный ящик газа, который по входу газовой трубки, так как он тяжелее воздуха, прекрасно начал просачиваться в корпус. А для его воспламенения достаточно было бы искры от статического электричества.

Проверить можно, но без гарантии

Надо понимать, что далеко не все возможно понять на этапе проверки. Например, точно отдефектовать состояние такелажа без применения сложных и дорогостоящих процедур практически невозможно, такие проверки делаются только на люксовых яхтах. Нет, конечно, если были бы трещины на обжимках наконечников или на талрепах, или ржавчина, или торчащие пряди из-за вант штагов, - тут всё понятно.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-8

А на кону у нас стоит мачта, так как ее падение это очень серьезная проблема. И опасная, и дорогая. И это я только про стоячий такелаж, а есть еще вантпутенсы, то есть места крепления вант. Сама мачта, ее гик, с которым тоже бывают разные проблемы - от блоков проводки рифов в нем, да его крепления.

Водоснабжение и канализация

А система водоснабжения, и особенно канализация. Закальцинированные шланги гальюнов, проблемы с говнотанками, пардон, танками черных вода, прорывы фекалий и вся водоподводная арматура. Поверьте, галююнные истории одни из самых распространенных тем во время дружеского общения яхтовладельцев. Это как в детском сада фекальные темы - в топе.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-9
 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-10

Двигатель

Также невозможно определить, сколько проживёт двигатель. И он смертен, причем внезапно смертен. Разумеется, ожидать скорой смерти от нетекущего маслом и из контуров охлаждения, не дымящего, не стучащего мотора не стоит. Но, например, словить перегрев из-за заткнувшегося мусором входа солёной воды внешнего контура охлаждения очень даже просто. А вот датчика температуры как такового обычно на яхтах нет, только красная лампочка со звуковой сигнализацией перегрева. Да и это всё частенько не работает. Даже развалившийся импеллер может своими отвалившимися лепестками заткнуть теплообменник.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-11

Одно радует, что классические дизеля парусных яхт очень-очень живучие. Но тем не менее, двигателей на парусных (не моторсейлерах) с наработкой более 12.000 моточасов, и то после серьезных ремонтов, я видела единицы, обычно их просто меняют на новые. Удовольствие не из дешевых. Например, мой знакомый стоял перед дилеммой - или менять точки опор двигателя, редуктор и валовую линию и купить новый Nanni diesel или Beta, или взять взамен своего простого Yanmar, новый Yanmar с электронным управлением Common rail. Это потому, что в Европе Yanmar уже несколько лет не продаются в классическом тракторном исполнении.

Корпус

Перейдём к самому главному - корпусам. Часто можно слышать мнение, что был бы хороший корпус, а всё остальное я сам починю. Да, конечно, если вы морской механик и у вас есть много-много свободного времени, денег, умения работать со спецлитературой то, конечно, всё так и будет. Возможно, если не всплывут отягчающие обстоятельства, такие как сложности с добычей нужных запчастей, места для ремонта, здоровье и т.п. Но сейчас о корпусах. Про сталь и алюминий я буквально в двух словах скажу. Если корпуса из этих материалов запустить, то восстановить их очень дорого и практически нецелесообразно. Они крайне критичны к состоянию защитных анодов, к гальванической развязке на кабеле берегового питания, а также к металлам, с которыми они имеют контакт, вызывающим электрохимическую коррозию.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-12

Сейчас о стеклопластиковых корпусах, про них у меня есть отдельное видео, так что тут я коротко. Загадочный осмос.... Как говорится, от осмоса никто ещё не утонул. Это да, но и тут все не так однозначно. К чему приводит осмос? К деламинации, то есть расслоению. Это расслоение уменьшает прочность корпуса, а что будет, когда волны со всей своей энергией бьют по корпусу? Вот я точно могу сказать, что на крене, лёжа на койке на подветренном борту, ты чувствуешь, как стенки корпуса ощутимо ходят, и это ни на каких-то маленьких яхточках, а на вполне океанском классе А, согласно сертификации производителя. Я к тому, что, почему затонула яхта, далеко не всегда можно разобраться. Как говорится - концы в воду. У меня, например, от ударов волн начал расходиться стык палубы и корпуса. Палуба это крышка, приформованная к скорлупе.

А еще есть яхты, корпус которых был пробит обо что угодно, даже об углы пирсов. Если ремонт был качественным с правильным перекрытием слоев, правильной тканью, то это неприятно, но терпимо, а если нет? Сразу скажу, понять, было ли это - очень сложно.

Болты и шпильки

Перехожу к моей любимой теме – к килевым болтам или шпилькам. Почему их состояние я смотрю первым делом, заходя на борт яхты? Дело в том, что тихо-мирно, без особого шума, а иногда и с ним, в год происходит достаточное количество случаев, когда у яхт отваливается киль. При этом что происходит? Если были паруса, то она переворачивается и больше не встаёт на киль, которого нет. Известно вполне статистически значимое количество таких случаев со смертельными исходами. Если яхта в момент отрыва киля шла под мотором, то в образовавшиеся отверстия начинает достаточно интенсивно поступать вода. И тут уже есть варианты, успешной была бы борьба за спасение судна или эвакуация на плот или другое судно. Почему такое происходит с килем и килевыми болтами, и что с этим делать это отдельная, очень большая тема. Так что здесь сейчас я не об этом. Я к тому, что у хорошей яхты в трюме будет сухо и болты будут либо вообще без коррозии, либо с очень незначительной.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-13

И всё мной сказанное выше это лишь незначительная часть того, с чем можно столкнуться. Я даже не поднимала вопрос электронной навигации и ее проблем, рулевого управления, винта и его привода, необрастайки и так далее...

Основная мысль моя была о том, что не гонитесь за дешевизной, что покупая яхту, вам надо очень чётко понимать, что с ней надо сделать, кто и где это будет делать, и сколько это всё будет стоить, как по времени, так и по деньгам.

Но даже имея некоторый опыт, вам всё равно придётся столкнуться с тем, что всё это окажется дороже и дольше по времени. Поэтому моя рекомендация банальна – покупать ухоженные яхты. Да, они могут стоить гораздо дороже, чем такие же модели в среднем по рынку, но скупой платит дважды. Хотя нет, он платит всегда.

 Немного мыслей о ценообразовании и тем, что за этим стоит. Средняя цена по рынку, что это такое? Конкретно о ценах я говорить не буду, потому что сейчас идёт безумная инфляция и высокий спрос.-14

Да, если вам не зашел яхтинг, и вы решите её, купленную выше рынка, продать быстро, то столкнётесь с тем, что быстро не получится и, возможно, вы не сможете полностью вернуть свои деньги. Так или иначе, всё, что мы покупаем и делаем, рано или поздно превратится в хлам. А если лодка успеет вас порадовать, собственно говоря, для чего она и предназначена, то разве не для этого мы ее приобретаем?

Делитесь вашими мыслями, я с интересом читаю ваши комментарии, дажи из серии – «зачем ты полезла в траншеекопатель, иди вари щи». В комментариях дам ссылки на мой Телеграм канал и мои контакты для сообщений и консультаций. Желаю всем добра и мира!