Найти в Дзене
Строительный мир

Невосполнимая потеря перестроечных лет: уникальный объект, разобранный спустя 121 год эксплуатации

В России в свое время было построено немало примечательных объектов, ставших гордость отечественных инженеров. К сожалению, о некоторых проектах сегодня мы можем вспоминать лишь по фотографиям, чертежам, видеохронике и текстовым описаниям. Относится это и к переходу через Оку в районе подмосковного Серпухова. В далеком 1867-м здесь возвели уникальный для того времени совмещенный решетчатый мост, где составы ходили по верху ферм, а по нижнему ярусу было организовано движение гужевого транспорта и пешеходов. Эта дорога через водную преграду прослужила по назначению вплоть до 1988 года, после чего конструкцию попросту разобрали. Инженерный гений Идея строительства этого моста появилась в середине 1860-х, когда общая протяженность железнодорожной сети в стране составляла всего 3,5 тыс. км. Он должен был стать частью линии Москва – Серпухов – Тула – Курск. Железная дорога имела огромное социально-экономическое значение для тех городов, через которые она проходила. Путеводитель по Московско
Оглавление

В России в свое время было построено немало примечательных объектов, ставших гордость отечественных инженеров. К сожалению, о некоторых проектах сегодня мы можем вспоминать лишь по фотографиям, чертежам, видеохронике и текстовым описаниям. Относится это и к переходу через Оку в районе подмосковного Серпухова.

© public domain (Мост через Оку, г. Серпухов)
© public domain (Мост через Оку, г. Серпухов)

В далеком 1867-м здесь возвели уникальный для того времени совмещенный решетчатый мост, где составы ходили по верху ферм, а по нижнему ярусу было организовано движение гужевого транспорта и пешеходов. Эта дорога через водную преграду прослужила по назначению вплоть до 1988 года, после чего конструкцию попросту разобрали.

Инженерный гений

Идея строительства этого моста появилась в середине 1860-х, когда общая протяженность железнодорожной сети в стране составляла всего 3,5 тыс. км. Он должен был стать частью линии Москва – Серпухов – Тула – Курск. Железная дорога имела огромное социально-экономическое значение для тех городов, через которые она проходила.

© public domain (Московско-Курская железная дорога. Фрагмент из атласа железных дорог России, начало XX в.)
© public domain (Московско-Курская железная дорога. Фрагмент из атласа железных дорог России, начало XX в.)

Путеводитель по Московско-Курской железной дороге. — М., 1905. — С. 8, 33:

«Работы по постройке Московско-Курской ж. д. были поручены инженер-полковнику, впоследствии генерал-майору В. С. Семичеву... Направление дороги было спроектировано с переходом реки Оки у Серпухова и проходом дороги через Тулу и Орел... Начинаясь в Москве... и кончаясь в Курске... она протягивается с севера на юг на пространстве в 4 географических градуса, проходя по губерниям: Московской, Тульской, Орловской и Курской».

Переход через Оку был самым крупным инженерным сооружением, которое предстояло построить в рамках кампании (стальная магистраль в ноябре 1866 г. уже была доведена до реки). Осуществление этой инициативы доверили молодому (около 30 лет), но успевшему зарекомендовать себя, Аманду Егоровичу Струве. Последний к этому моменту уже поработал инженером при строительстве Московско-Нижегородской железной дороги. Первый же мост по его чертежам возвели в 1862-м — то был объект через Москву-реку в Коломне (245 м).

© public domain (Инженер-полковник А. Е. Струве, 1870 г.)
© public domain (Инженер-полковник А. Е. Струве, 1870 г.)

На этот раз в районе Серпухова предстояло построить сооружение почти в два раза длиннее — 533 м. При этом, по новой дороге предполагалось пустить не только поезда, но и гужевой транспорт, поэтому Струве предложил возвести «двухэтажный» мост. Рельсы планировалось уложить по верху ферм. Ничего подобного столь крупных размеров в империи до того не строили, поэтому многие с интересом и даже настороженностью отнеслись к этой задумке.

Мост, ушедший в историю

Состоящий из одиннадцати пролетов (по 48 м) стальной мост возводили на массивных каменных опорах, способных выдержать бурное весеннее половодье реки. Фермы изготавливали на родном заводе братьев Струве в Коломне, откуда по Оке на баржах их доставляли к месту строительства. Для приемки грузов была создана сопутствующая инфраструктура, включая пристань, которую в течение длительного времени использовали и после сдачи перехода.

© public domain (Мост через Оку, г. Серпухов)
© public domain (Мост через Оку, г. Серпухов)

Работы на объекте велись с опережением графика, благодаря чему торжественное открытие дороги состоялось существенно раньше намеченных сроков — в феврале 1867-го. Через полгода после ввода моста в эксплуатацию по нему проехал император Александр II. Впечатленный работой Струве, монарх наградил инженера орденом Св. Владимира IV степени.

Мостовой переход на протяжении десятилетий служил по назначению. Конструкцию периодически ремонтировали. Однако во второй половине XX в. она требовала коренной реконструкции. Но ее решили не проводить. Мост признали аварийным и попросту разобрали в 1988 году.

© Сергей Бернштейн / smolbattle.ru (Мост через Оку, г. Серпухов, 1920-е гг.)
© Сергей Бернштейн / smolbattle.ru (Мост через Оку, г. Серпухов, 1920-е гг.)

В прессе того времени его демонтаж назвали невосполнимой потерей перестроечных лет. Этот маршрут был самым коротким путем из любой точки Серпухова в Заочье. Ближайшая дорога (не для поездов) через Оку находится на приличном расстоянии от прежнего объекта — чтобы перебраться на противоположный берег по мосту имени Подольских курсантов приходится делать крюк в 15 км. Последний, к слову, реконструируют в ближайшие два года.

Власти периодически обещали восстановить мост на старом месте, но дальше слов дело не двигалось. В 2016-м местные жители обратились с соответствующей петицией к губернатору Подмосковья, а также премьер-министру и президенту России. В частности, среди преимуществ нового/старого моста они называли разгрузку Симферопольского шоссе (мост, разумеется, предлагалось сделать автомобильно-пешеходным). Однако эта инициатива не была поддержана.

© Mapper28 / CC BY-SA 3.0 (Мост через р. Сунгари в районе Харбина, построенный русскими инженерами в 1901 г. как часть Великого Сибирского пути сегодня является исключительно туристическим объектом)
© Mapper28 / CC BY-SA 3.0 (Мост через р. Сунгари в районе Харбина, построенный русскими инженерами в 1901 г. как часть Великого Сибирского пути сегодня является исключительно туристическим объектом)

В любом случае, некогда уникальный мост Струве навечно ушел в историю. Примечательно, что некоторые подобные сооружения, построенные в свое время российскими специалистами на территории Китая, со временем (после вывода из эксплуатации) решением властей становятся памятниками, которые предпочитают сохранить для будущих поколений, как живой образец инженерной мысли. Об одном из таких объектов можно прочитать по ссылке ниже.