Бизнес с женой: франшиза объединяет? История супругов Семеновых

1,2K прочитали
Семейный бизнес — как красиво звучит! Деньги аккумулируются в общем бюджете, еще и работаешь бок о бок с близким человеком, которому доверяешь.

Семейный бизнес — как красиво звучит! Деньги аккумулируются в общем бюджете, еще и работаешь бок о бок с близким человеком, которому доверяешь. Но, как показывает практика, идеальной такая модель кажется лишь на первый взгляд. В реальности скрытые подводные камни могут нанести ущерб бизнесу и разрушить гармонию внутри семьи.

Расскажем историю Никиты и Сони: они поделятся, как им удается видеть друг в друге не только супругов, но и профессионалов. Было бы нечестно рассуждать о семейном бизнесе в одиночку, поэтому о своем отношении к совместной работе расскажут оба героя.

Никита Семенов, партнер PiterSmoke, весной 2022 года открыл первую точку, а в сентябре текущего года — четвертый магазин. Соня Семенова занимается «операционкой», работает с командой, управляет четырьмя семейными магазинами и двумя точками других франчайзи PiterSmoke.

Поначалу было особенно сложно: супруги притирались, распределяли обязанности, но в итоге стали еще лучше понимать друг друга. Ребята уверены, что справляться им помогает любовь и принятие. Только так получается выстроить деловые отношения и договориться.

Семейный бизнес — как красиво звучит! Деньги аккумулируются в общем бюджете, еще и работаешь бок о бок с близким человеком, которому доверяешь.-2

— Как вы решились стать франчайзи?

С: Сначала работали в найме: Никита был занят в кальянной индустрии, потом трудился представителем табачной компании. Я работала в банке специалистом по работе с клиентами.

Потом муж предложил открыть свой магазин.

— А ты что?

С: Отнеслась к предложению с осторожностью. Подобных проектов много, причем, каких-то ноунеймов, далеко не факт, что это выстрелит. Стали думать о франшизе — Никита работал в этой сфере, со многими сетками сотрудничал, поэтому мы знали, что именно ищем.

Когда просмотрели все предложения, Никита рассказал, что поговорил с PiterSmoke и этот вариант ему нравится больше остальных. Я сказала: «Приноси договор, прежде чем что-то подписать». Досконально изучила документы и не нашла, обо что можно было «обжечься»: никакого двойного смысла или условий мелким шрифтом. Тогда я как хорошая жена поддержала супруга.

— Никита ориентировался в этой сфере, а ты?

С: А я совсем нет. Знала, что такое кальян на любительском уровне. У меня образование управленца, но не было предпринимательского опыта.

— Почему выбрали именно PiterSmoke?

Н: Работал с ребятами несколько лет, изучил внутреннюю кухню, знал, с чего начинали.

С: Плюс, важно было, чтобы нас не кинули после подписания договора. Здесь помощь, поддержка и структура — ты всегда знаешь, к кому в отделе сопровождения обратиться с вопросом.

В апреле 2022 года мы открыли первую точку. Чтобы запуститься, продали машину, вложили где-то миллион рублей. Магазин окупился примерно за 4 месяца.

Н: За 4,5 месяца.

Семейный бизнес — как красиво звучит! Деньги аккумулируются в общем бюджете, еще и работаешь бок о бок с близким человеком, которому доверяешь.-3

С: С первой точкой нам повезло: хоть это и самый маленький магазин, всего 6 квадратов, он самый удачный. У остальных формат примерно такой же, но они уже немного больше. Третья точка — ритейл, четвертая приближена к ритейлу, есть витрины и прочий антураж.

Н: Вторая точка окупилась где-то через 10 месяцев, но мы и открывали ее на перспективу. Третья точка открылась в январе. Средняя чистая прибыль 30-40 000 рублей, он еще не окупился.

Мы покупали магазин как готовый бизнес, но уже на этапе сделки видели его проблемы: пустые полки, плохую выкладку, отношение продавцов, запущенность помещения. Нюанс в том, что точка находится в старом жилом фонде с низким трафиком.

Со временем там появились конкуренты. Они продают похожие электронки и сигареты, которые мы как раз вводить в ассортимент не планируем. Но у нас есть база постоянных клиентов, которые ходят только к нам.

Четвертую точку мы приобрели у действующего франчайзи, она работала уже год. Предыдущий владелец не уделял магазину достаточно внимания и убил интерес клиентов к этой локации низкими ассортиментом и уровнем сервиса.

Вернуть лояльность покупателя всегда сложнее, чем завоевать нового, но мы стараемся: расширяем ассортимент, проводим акции, работаем на выявление локальных потребностей. В октябре общая выручка составила 325 000, доходность в районе 40%.

С: У нас три коллаборации: две с «Шаверно», одна с сетью «VЛAVАШЕ». Кстати, только третья точка без коллабораций с другими брендами. Возможно, это тоже отражается на трафике.

Семейный бизнес — как красиво звучит! Деньги аккумулируются в общем бюджете, еще и работаешь бок о бок с близким человеком, которому доверяешь.-4

— Никита, насколько плотно ты участвуешь в операционных процессах?

Н: Последние пару месяцев очень плотно, а перед этим полгода почти не был задействован. Это немного отразилось на магазинах. На себе ощутил, что прямое участие должно быть на постоянной основе.

Главное — выбрать зону ответственности, чтобы было кристально понятно, кто чем занимается. Когда мы открыли первый магазин, грамотного распределения обязанностей не было, поэтому случались конфликты с женой. Но сейчас все намного проще.

С: Поддерживаю. Было очень тяжело, в какие-то моменты казалось, что семейный бизнес — плохая идея. С кем угодно, но не с мужем и не с родственниками! Сейчас у меня другое мнение. Секрет в том, чтобы договариваться на берегу.

— А можно подробнее? Из-за чего конфликтовали, что раздражало?

С: Раздражало (прям бесило), что нет четкого представления, что от меня требуется и что я могу требовать. Тебе нужно что-то сделать, а как и для чего — непонятно. Не покидала мысль, что ты делаешь неправильно, можешь испортить и сломать то, что уже работает. Меня это коробило.

Не было такого, чтобы меня усадили и показали, как надо. Мне ближе наставничество, а не «трехочковый» в эпицентр задач, и тут мы с мужем отличаемся в подходах.

Раздражало, когда Никита строил из себя суперважного начальника, мол, ты моя подчиненная и должна меня слушать. Приходилось человека тормозить и парировать, что я в первую очередь жена, а потом уже сотрудник. И со временем Никита начал говорить не «мой», а «наш магазин».

Чего только не было: ругались, фыркали, бросали трубки, обижались. Не разговаривали. Но дома, наедине, не получается не разговаривать, и мы возвращались к диалогу. Никита в этом плане очень мудрый и тонкий, приходил с предложением обсудить наболевшее — так происходит и по сей день.

Сложности еще и в том, что мы очень разные по темпераменту. Я эмоциональная, импульсивная, быстро взрываюсь, Никита — спокойный, уравновешенный, рассудительный. Он делал мне замечания по поводу общения с продавцами, не нравился мой тон. Помню, его даже в управляющую компанию вызывали: сотрудники магазина на меня жаловались. Пришлось работать над собой, менять манеру общения с коллективом.

Наши конфликты всегда начинаются из-за работы. Личную жизнь и деловые вопросы нельзя смешивать, чтобы не убить романтику, важно распределять время и обязанности. Мы договорились дома не общаться на тему работы, большинство задач делегировать, устраивать выходные. Подмечать, что нравится каждому из нас, и развивать это.

— Расскажите про команду.

Н: Сейчас в ней шестеро продавцов, партнер-бухгалтер, Соня и я — выходит девять человек. Полностью штат укомплектован в трех магазинах. Для четвертой точки ищем сотрудников.

— А текучка есть?

Н: При запуске первой и второй точки была небольшая, нам потребовалось время, чтобы подобрать команду, которая будет на одной волне. Зарплата у нас выше среднего, но и обязанностей больше на порядок. Поэтому искали тех самых «своих» людей.

С: Даже если кандидата нашла управляющая компания, последнее слово за нами. Собеседование всегда провожу я: смотрю, как работает человек и чего хочет. С ребятами поддерживаю человеческие, товарищеские отношения: к каждому стараюсь заехать на смену, интересуюсь, как дела. Они могут прийти за советом, попросить помощи, а я всегда войду в положение.

В итоге сотрудники чувствуют себя хорошо и ощущают поддержку, не видят в начальстве врага. Удалось создать сплоченную команду, где коллеги помогают друг другу, стремятся заработать повышение — мы даже конкурсы для них проводим. Сейчас хотим повысить одного из продавцов, доверить ему вопрос закупок.

Семейный бизнес — как красиво звучит! Деньги аккумулируются в общем бюджете, еще и работаешь бок о бок с близким человеком, которому доверяешь.-5

Н: Важно быть с коллективом на одной волне, но видеть грань между дружбой и порядком. Соне удается соблюсти баланс: мы много общаемся с продавцами, они прислушиваются к нам, а мы к ним.

Одному коллеге важна похвала, кому-то хочется получить мерч от компании, кому-то табак новый попробовать. Это, казалось бы, мелочи, но их важно замечать, чтобы к каждому сотруднику найти свой подход.

Все, что связано с персоналом, — ответственность жены. Раз-два в неделю она объезжает все точки (и сотрудники огорчаются, если она не приезжает). Ежемесячно мы проводим собрание с продавцами, чтобы узнать боли, построить планы. Собираемся организовать корпоратив.

Семейный бизнес — как красиво звучит! Деньги аккумулируются в общем бюджете, еще и работаешь бок о бок с близким человеком, которому доверяешь.-6

— Соня, выходит, ты управляешь четырьмя магазинами с супругом и еще двумя — с другими франчайзи PiterSmoke. Как так вышло?

С: Предложение поступило в конце прошлого года от управляющей компании. Новые партнеры хотели открываться только с управляющим. Никита поддержал, мы решили, что это будет полезный опыт.

В январе этого года открылся первый магазин ребят, локация удачная. На оборот в миллион рублей вышли за 3-4 месяца. Занимаюсь тем же, плюс, закупками.

— Как удается совмещать свои магазины и сопровождение? Разве вы не конкурируете?

С: Это автономные локации в разных частях Питера, поэтому конкуренции нет. Сложно ли это? Еще как! Особенно, если есть проблемы с планированием времени.

— Как ты справляешься с такой нагрузкой?

С: У меня своя система. На каждый магазин отдельный чат, помимо общего, где обсуждаются глобальные организационные моменты. Команда незамедлительно сообщает о проблемах, и я их оперативно решаю. Кроме этого, объезжаю каждую точку, собираю обратную связь от коллег, провожу время в зале — наблюдаю, как общаются продавцы, сама могу встать за кассу и пробить товар, чтобы ускорить процесс.

— Это тебя заряжает или, наоборот, утомляет?

С: Вдохновляет. Мне нравится общение — и с покупателями, и с управляющей компанией. Можно сказать, я себя в этой франшизе реализовала.

— Что делаешь, когда опускаются руки?

С: Устраиваю тайм-аут, этому меня муж научил. Помогает смена обстановки или хобби, творчество. Например, сумки из бусин плету или занимаюсь алмазной вышивкой, рисую.

Семейный бизнес — как красиво звучит! Деньги аккумулируются в общем бюджете, еще и работаешь бок о бок с близким человеком, которому доверяешь.-7

— Никита, на чем предпринимателю можно сэкономить?

Н: В реалиях Питера? На товарном остатке. Да, тебе приходится чаще докупать товар, но для нас это сыграло в плюс, потому что удалось составить товарную матрицу под покупателей.

У PiterSmoke есть оптовая компания, но при этом ребята не ограничивают нас в выборе поставщика (и это прописано в договоре). Это помогает экономить на логистических затратах и быть конкурентоспособными с точки зрения ассортимента. В контексте Санкт-Петербурга это большой плюс. В городе поставщиков много, нужные позиции всегда у кого-нибудь в наличии, доставка занимает всего день-два.

Точно нельзя экономить на всем, что с связано с рекламой, маркетингом, промо. И на ставке продавцов, потому что важно создать комфортные условия труда. Продавцы общаются друг с другом, и конкурентная зарплата влияет на репутацию. А это полезно, когда требуется нанять сотрудника.

Семейный бизнес — как красиво звучит! Деньги аккумулируются в общем бюджете, еще и работаешь бок о бок с близким человеком, которому доверяешь.-8

— Франшиза или собственный бизнес?

Н: Рекомендую франшизу. Даже я, зная нишу, понятия не имел, как развивать такой бизнес, и опыт старших предпринимателей мне помог. Кроме того, такая сильная конкуренция… Без бренда работать сложнее.

Большой плюс франшизы PS в их поддержке. Если партнеры не решат задачу за меня, то дадут инструменты, чтобы я смог это сделать. Они постоянно на связи, и я могу обратиться с любым запросом.

— По каким вопросам ты обращаешься к своему менеджеру по сопровождению?

Н: Когда нужен новый сотрудник. По поводу рекламы (а это бывает часто): написать пост, сделать дизайн. Сопровождение на всех этапах — преимущество PiterSmoke.

И: О чем мечтаете?

С: Мы знакомы 4 года, но создали семью не так давно, хочется ее развивать. По работе в планах пятый магазин и кофейня — от этих же партнеров. А Никита хочет кальянную, так сказать, для души.

Она перфекционист, которому важно, чтобы все было идеально. У него другой подход — сделано и сделано. Не важно, как, куда важнее, что. Она взрывная, эмоциональная, громкая, а он спокойный и мудрый. Она разжигает в нем огонь, а он притормаживает и подстраховывает, когда заносит. История Сони и Никиты про то, что в семейном бизнесе, кроме споров и разногласий, все-таки есть возможности, развитие и вдохновение. Любовь и безусловное принятие, умение слышать мнение другого. Только так можно пережить шторм и по-настоящему сплотиться.

Поддержка и внимание — принципы, которых придерживаются и наши герои, и управляющая компания PiterSmoke. Подробнее об этом в следующем интервью! Побеседуем с Надеждой, менеджером по сопровождению и ангелом-хранителем всех франчайзи. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить честные разговоры о бизнесе и жизни внутри франшизы.