Найти тему
Свое Дело Плюс

Новые бренды вернули людей в торговые центры

В Петербурге в истекающем 2023 году не случилось ни одного открытия нового торгового центра, но там уже начинают отмечать легкий дефицит площадей, а также задумываются об открытии такого нового формата проведения досуга, как термы. Термы уже проектируют в одном крупном ТРК Петербурга. Итоги года торговых центров и прогнозы на будущее.

Торговые центры Петербурга со второй половины августа стали фиксировать рост посещаемости
Торговые центры Петербурга со второй половины августа стали фиксировать рост посещаемости

Об этом рассказала Евгений Хакбердиева, руководитель департамента торговой недвижимости международной консалтинговой компании NF Group, и скорее всего до конца года ни один ТЦ в Петербурге не откроется.

Евгения Хакбердиева, NG Group
Евгения Хакбердиева, NG Group

Но мы понимаем, что рынок Петербурга предлагает также качественный стрит-ритейл и он частично перекрывает предложения торговых центров, продолжила эксперт.

Вакансия

Прошлый год был годом больших перемен и невероятных рекордов, вакансии (свободные помещения) составляли более 14%, и эксперты отмечают, что в 2023 году вакансии сократятся и так и случилось — уже в торговых центрах начинают ощущать их легкий дефицит, а вакансия площадей составляет около 10,5%.

-3

«По коммерческим условиям — ставки не меняются, рынок стабильный, уходят иностранцы, многие из которых не платили, при этом приходят российские бренды, которые хорошо платят. Кто-то платит, кто-то нет, но надо понимать, что рынок давно научился считать и платить нужно столько, чтобы можно было зарабатывать, и переплачивать за площадки, даже за качественные, сегодня никто не готов«, — подчеркнула Хакбердиева.

  • Уже 10 лет в Петербурге нет большого объема ввода новых торговых центров, с 2014 года не строится ТЦ более 50-60 тыс м2. Но в 2024 году ожидается ввод нового торгового центра «Голливуд» (63 тыс м2), и несколько районных торговых центров, таких как «Небо» (в Мурино, 25 тыс м2), «Парк Молл» (35 тыс м2) и «Эко-парк» (в Мурино, 18 тыс м2).

Но вакансия будет снижаться даже не смотря на ввод новых помещений, уверены эксперты.

Кто сегодня владеет и арендует площади ТЦ

Основной рынок — переход от иностранных собственников к отечественным, скорректировано соотношение иностранных и российских собственников торговых площадей (картинка).

По сути оказалось, что пришли новые бренды и баланс площадей скорректировался на 11%.

Говорят, что торговые центры умирают и торговые центры уже не совсем торговые, меняется их функция. Но анализ показал, что фэшн (модные бренды) — это сегодня драйвер внутри ТЦ и удивительно, что это не типичный тренд на рынке России, подчеркнула Хакбердиева, но в Петербурге — да.

-4

Гипермаркеты по-прежнему занимают примерно 14% площадей ТЦ, отдых и развлечения занимали 13%, стали занимать в 2023 году — 11%, «товары для дома» растут — уже до 17%, а занимали — 11%.

Площади росли у самарского бренда Lime, брендов Gloria Jeans, befree, idol.

Пришли на большие площади и отечественные бренды с большими запросами на будущее: Just clothes, (которые говорят, что они не Uniqlo), sela, zarina. Lime — это бренд-лидер — забрал, по мнению эксперта, аудиторию у Zara и Massimo dutti.

«То есть, на площади фэшн пришел фэшн«, — делает вывод Евгения Хакбердиева. Но, например, доля общепита в новом объеме площадей также будет прирастать, прогнозирует она.

Однако управляющие торговыми центрами уже задумываются о том, как сделать формат торговых центров еще более привлекательным — онлайн-торговля наступает, но онлайн никогда не принесет столько удовольствия, сколько дают обычные торговые площади. Например, термы. В частности, термы уже проектируют в ТРК «Лето», рассказала эксперт.

Рынок России остается привлекательным для иностранных брендов и на него в этом году вышло более 19 брендов, а на рынок Петербурга из них — 9. Например, в ТРК «Галерея» — появился бренд спортивной одежды Plein sport из Германии, в ТЦ «Невский центр» и ТРК «Радуга» — бренд верхней одежды из США Woolrich, бренд мужской и женской одежды из Турции LOFT осел в ТРК «Лето» и ТРЦ «Мега Дыбенко», пришли и другие турецкие бренды, а из Австралии — бренд спортивной одежды 2XU.

-5

Со второй половины августа эксперты отмечают рост посещаемости ТЦ всех форматов в Петербурге. «Новые бренды вернули людей в торговые центры», — говорит Хакбердиева.

  • Таким образом, пять трендов в секторе торговых центров: рост посещаемости, сокращение доли свободных площадей, реконцепция торговых центров и ориентация на ТЦ малого, районного, формата.

В следующем году повысится посещаемость, люди оценивают и новые форматы, и новую реконцепцию торговых центров, делают вывод в NF Group.

Что касается соревнования с онлайн-торговлей и маркетплейсами, то онлайн, который не победит, уверена Евгения Хакбердиева, его доля может подрасти, но люди будут продолжать ходить в торговые центры.

  • «Никогда онлайн не даст такой же маржинальности, какой дает офлайн-торговля, — считает эксперт. — Это скорее дополнительный канал продаж. В развитых странах доля онлайн не превышает 30% рынка ретейла».

Но будет появляться много новых торговых форматов. Сейчас даже в малых городах строят малые торговые центры, площадью менее 20 тысяч м2.

«Ждем открытия первых терм в торговых комплексах, — говорит эксперт, — и посмотрим, как это будет востребовано. Но следует отметить, что растет тренд на проведение досуга внутри торговых центров, и открытие терм в этом тренде».

Справка «СДП»:

Одежный ритейлер Lime был создан в 2008 г. самарским бизнесменом Дмитрием Хохловым. Сейчас сеть насчитывает 91 монобрендовый магазин в России, Казахстане, Армении и Белоруссии.