Найти тему
Libertà

ТАНЯ. НЕЛЬЗЯ РАСТВОРЯТЬСЯ В ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ

кадр их телефильма "Таня"
кадр их телефильма "Таня"

Телевизионный фильм режиссера А. Эфроса, 1974 год.

Таня - О. Яковлева, Герман - В. Гафт, Шаманова - Н. Архангельская, Игнатов - А. Волков.

Однажды я писала об этом фильме, с тех пор мои симпатии к его героине неизменны. Этот фильм либо безоговорочно нравится зрителю, либо не принимается совсем.

Странная героиня из пьесы А. Арбузова в исполнении О. Яковлевой не всеми может быть понята потому, что в искусстве многое определяет личный вкус.

Меня этот фильм всякий раз затягивает и надолго не отпускает, есть в нем какая-то магия, как и в фамилии разлучницы Шамановой.

Молодая женщина зависла в образе, который когда-то привлек ее будущего мужа. Очевидно Герману нравилась детская непосредственность понравившейся девушки, которая позже стала его женой. Со временем он стал уставать от этого, как устаешь от необходимости служить кому-то постоянным источником информации и положительных эмоций.

Вряд ли в то время героиня пьесы А. Арбузова могла вести себя иначе потому, что  не чувствовала в этом необходимости, как не чувствовала и своей внутренней силы. В этой молодой красивой женщине наблюдалось эмоциональное отставание, она упорно не желала взрослеть, сосредоточив всю свою жизнь на любимом человеке.

Это и стало главной ошибкой Тани. Нельзя полностью растворяться в любимом, должно быть хоть что-то свое, какой-то островок безопасности, на котором можно спастись в случае кораблекрушения. Работа, хобби, дети, друзья - что угодно, но обязательно должно присутствовать.

кадр из фильма
кадр из фильма

Герман сначала скучал и потихоньку сбегал от жены, потом влюбился в обычную женщину, директора прииска, орденоносца и очень подленько воспользовался уходом Тани, узнавшей о том, что он полюбил другую.

Первым проявлением силы Тани стал уход от Германа. Она не  стала удерживать его беременностью. А Герман даже не сделал попытки выяснить, куда ушла его жена и почему. Он мог обратиться к бывшей домработнице, но не сделал этого потому, что уход Тани развязывал ему руки.

Читатели догадались о моем отношении к этому персонажу - терпеть не могу Германа не за то, что разлюбил, а за то, что уполз из семьи потихоньку, словно Тани и не было в его жизни.

Тане пришлось восстанавливать свою жизнь с нуля. Сначала опорой для нее был ребенок и надежда с его помощью если не вернуть Германа, то показать ему, что он вместе с ней потерял сына. Таня практически до последнего момента любила мужа и вела с ним внутренние диалоги.

-3

Она признается в этом Игнатову, чувствуя, что с этим человеком у нее может начаться новая жизнь. И Таня предельно откровенна - она не скрывает от Игнатова своих чувств к бывшему мужу.

Героиня О. Яковлевой показана женщиной удивительной внутренней силы. Она дважды смогла собрать себя по кусочкам и начать жить сначала.

-4

Второй раз это случилось после смерти ее сына Юрика. Надежда на «поток доказательств несравненной моей правоты» рухнула. Опоры больше нет, но Таня снова находит ее уже в себе самой, она возвращается в институт и становится врачом, а потом уезжает в Сибирь, не теряя надежды все таки встретить там Германа.

Чтобы освободиться от этой тяжелой, болезненной привязанности Тане нужно было становиться еще сильней. Только став более сильной, она сможет отпустить прошлое.

Обстоятельства для этого были очень удачные. Трудная работа доктора в Сибири, путешествия к больным на лыжах по тайге закалили ее.

Как играет судьба - Шамановой не надо было прикладывать усилий чтобы получить любимого человека. Герман бросил дом, прибежал к ней и у них образовалась, заметим, обычная семья.

К Тане судьба была более жестока, ей пришлось пройти через чудовищные испытания. Но ее будущая жизнь будет эмоционально богаче и насыщенней, чем жизнь Германа и Шамановой.

кадр из фильма
кадр из фильма

Таня красива, она стала успешна и очень популярна, особенно у мужчин. Как только Герман замечает это, смотрит уже с тоской на женщину, которую потерял.

кадр из фильма
кадр из фильма

Я восхищаюсь Таней за то, что оставила в покое семью Германа, не рассказала ему о Юрике, проглотила обиду слов Шаманой о том, что понять потерю ребенка могут лишь женщины, имеющие детей. Сидеть, терпеть все это и не сказать ни слова - все это говорит о внутреннем благородстве героини и о том, что Таня отпустила ситуацию. Выяснение отношений принесло бы лишь сложности и новые обиды.

Пусть живут безмятежно Герман со своей Шамановой, а у Тани впереди новая жизнь и новая любовь, которой она достойна.