Источник: Н.Витсен "Северная и Восточная Тартария", 1 том.
Тартары хвастают своим происхождением от древнейшего рода знаменитых скифов и еще тем, что никогда не были порабощены, хотя их много раз пытались захватить войска, в том числе Александра Великого, Аария, Кира и Ксеркса. Тяготы войны заставили их сплотиться в орды с различными названиями: 1) йекамогал, что значит большие монголы; 2)сумангалы, то есть водные монголы; 3)меркат; 4) метрит.
Свои владения они назвали: Козан, Казаки, Бухар, Самарканд, - пока они не объединились настолько, чтобы образовать единое государство. Своим императором, или ханом, они выбрали опытного и известного человека по имени Чингис. Это произошло примерно в 1187 г. после Рождества Христова.
Кроме того, скифы, которые в то время находились за горой Имаус, состояли из семи орд, называемых: тартары, тангур, кунат, татеир, сонник, монгли и
тебета. Из этих семи орд некоторые отколовшиеся народы поселились восточнее, в упомянутых местах; так как этот монарх был из тартарских орд, все подданные его приняли название тартары (там же находится и
река с таким названием), и сохранили его до сего дня.
Этот Чингис во время своего правления издал несколько законов. Он отменил поклонение злым духам. Он первый приказал своим подданным научиться
обращаться с оружием, чтобы быть в состоянии защищать свое государство
от завоевателей. Когда они были достаточно обучены военному делу, он пошел войной на некоторых скифов, которые часто его грабили, завидуя его удачному правлению. Он покорил их и сделал данниками.
Когда этот хан состарился, он призвал своих 12 сыновей и завещал им
жить в согласии. Для примера он взял и стрел, связал их вместе и приказал их
сломать. Это сделать не удалось, и отец сказал им, что так же невозможно будет разделить государство, если они будут жить в согласии, но если между ними будут раздоры, их легко сломить, как ломают одну стрелу. Этим примером он их учил, что сила в согласии, а слабость в раздорах.
Хоккота, его старший сын, наследовал отцу в управлении государством. Он послал войска исследовать страны на Востоке и выяснить, нельзя
ли передвинуть дальше свои границы. Возвратившись, они рассказывали чудеса: они нашли там новый мир, где жило население Катая (это Сина).
Император отослал своего сына Гино хана с большим войском в Катай, чтобы они там стали жить. Этот Гино хан умер молодым, а наследовал ему его ближайший родственник Монго хан. Когда он со своими людьми пришел к берегу моря, он нашел там на острове много жителей и решил завоевать их. Достал корабль и доплыл на нем почти до острова, но ночью жители под водой добрались до корабля, проделали в нем такую дыру, что корабль утонул вместе с Монго и всеми его людьми. После этого несчастного случая Хокката хан послал своего второго сына Кубула (Хубилай), предложив его народу как правителя. От его рода произошли те тартары, которые завладели северо-восточной частью страны до большого моря позади полуострова
Корея.
Они настолько размножились, что были в 1190 г. разделены на 12 орд,
или королевств.
Среди всех тартар, воевавших с Синой, Ниухе занимали не последнее
место. Синцы потерпели крупные поражения от Юпи и Ниухе, всегда воевавших с китайцами, так что оказались вынуждены переселиться из северных областей на юг. Эти два королевства совместно опустошили бы всю Сину, если бы западные тартары из королевства Самарканда не следили с завистью за победами своих союзников. Они тоже хотели участвовать в разделе добычи и вторглись в Сину с многочисленным войском. Поэтому восточные тартары Юпи и Ниухе покинули Сину и отправились в свою страну с добычей.
Между тем самаркандцы продолжали вести жестокие войны в Сине южными
синцами под началом знаменитого полководца Тамерлана, которого тартары звали Тимур и Ленгус, потому что он был хромой. Он сын четвертого императора в Самарканде по имени Бато (Батый).
Впоследствии он победил турецкого императора Баязета и возил его, посаженного в клетку, с собой.
Так как у них суровый климат, зимой они живут в плотных палатках, спасаясь
от жестокого горного холода, а летом перебираются через высокие горы, расположенные на севере, где находят хорошие луга и мягкий, умеренный климат. Эти люди нам рассказывали, что с вершин гор вдали на востоке они видят разные земли. Это, вероятно, Япония, Есо или земля Америки, которая, по их словам, находится недалеко.
Можно сравнить это государство с кораблем, который в море не оставляет
следов. Именно так движутся и кочевые княжества. В зависимости от времени
года они поворачивают туда, где удобнее жить. У них нет признаков государственного управления, а живут они в зависимости от обстоятельств и своих интересов.
Со временем население разрасталось. Эти народы решили при этой династии
создать три новых государства, чтобы одна часть отошла к княжеству Юпи,
другая - к северо-западу и к области Нюлхан. Наконец, свое государство раздробили на семь наместничеств, или орд. Но между ними начались раздоры, и они стали неистово нападать друг на друга. Распри продолжались до 1600 г., когда они заключили мир и повернули оружие против китайцев.
Границами Ниухе являются: с востока Юпи; к северу и северо-западу - тартарское княжество Ниулхан; к югу -Великая стена, в ней самый северный
проход. Близость этого прохода натолкнула на мысль завоевать Сыну, что и
было сделано.
Княжество Ниулхан лежит вне стены, к северо-западу от Ниухе-, западнее ее -
пустыня Само, Белгиан и княжество Тюрпхан; на юге проходит стена, отделяющая его от Сины. В это государство входит (или входила) известная крупная орда, или кочующий город Кампитион. Раньше эта страна называлась
Черный Катай, там находятся песчаные пустыни и встречается много
страшных диких зверей, поэтому вокруг становищ они строят высокие
земляные валы. Кочуют они вместе с семьями и скотом. Одежда у простонародья сделана из шкур, так как там нет ни шелка, ни хлопчатника. Приходилось бы выменивать или покупать их у синцев. У них много мехов: шкуры волков, лисиц, бобра, выдры, соболя и других зверей. Они носят длинные до пят кафтаны с узкими рукавами. Если идти
из Сины к западу, выйдя через северные ворота Великой стены, проходят через Ниухе, Ниулхан и пустыню Само до пустыни Лоп, намного севернее государства Самарканд. Капакора - это область, ранее принадлежавшая восточным скифам, о которых у меня мало сведений. В 1656 г. одновременно с нами находился в Пекине и московский посол.
Он сообщил, что совершил путь на санях и оленях по морозу и снегу. Хотя
посольство проезжало мимо многих орд тартар, они не могли мне сказать,
какие это были народы, так как их проводник, всадник, ничего им не рассказывал, а они сами не высовывали носа из-за мороза. Мы показали им географическую карту из книги Бурхеруса и указали путь, которым раньше ездили из Москвы в Сыну. На это посол ответил, что эта карта составлена
больше наугад, чем по исследованиям, так как в нагорных районах не так много орд, как указано на карте. Там лежат безводные, пустынные горы, долины и холмы без растительности.
Тартары, которых на Севере называли манхеу, а на Западе моталами, тоже
происходят от скифов. На их землях расположены неплодородные горы и песчаные пустыни, кроме тех мест, где есть пресная вода. Там земля более плодородна и заселена. В Северной Тартарии мало городов и деревень и мало леса, который могли бы использовать для строительства и на топливо. Население для приготовления пищи топит печи пометом от скота и лошадей. Страна расположена в суровом климате. Летом приходится терпеть невыносимую жару, а зимой несносный холод, который еще более усиливается морозами и толстым слоем снега. Кроме того, очень сильные ветры там причиняют большой ущерб.
Жители среднего роста, широкогруды и широкоплечи; лицо, голова и
нос широкие. У них большие глаза с длинными бровями. Они бреют половину головы, а остальные волосы отращивают, заплетая в две косы. Одним словом, черные и некрасивые, но крепкие и храбрые. Они хорошо переносят неудобства, голод и жажду, холод и жару.
Эти люди очень проворные и хорошие всадники, но плохие пешеходы, так как мало кто из них ходит пешком. Женщины ездят на кастрированных лошадях, или меринах, которых никогда не подковывают. Узду и сбрую украшают серебром, золотом и камнями, а на шею им вешают много колокольчиков. Когда эти люди говорят, их голос исходит как бы из глубины, а когда поют, они воют, как волки.
С детства они приучены упражняться в стрельбе, ездить верхом. Кочуя с места на место, они берут с собой весь домашний скарб. Домов у них нет, а есть кибитки, в которых живут по пять-шесть человек.
Летом они переселяются в горы, а зимой возвращаются к своим старым
стоянкам. Хлеба у них нет. Они открывают вены у лошадей, выпускают кровь
и пьют ее. С кровью пекут просо. Мясо лошадей и других животных едят в
сыром виде. Мясо недавно издохших лошадей они считают лакомством, даже
если те были больны. Вырезав больное мясо, они кладут здоровое под седло
лошади, пока оно не сопреет. Они не терпят воровства у своих, но у чужих
крадут и считают это вполне дозволенным. Среди них мало ремесленников, у
них нет денег.
Своего короля они называют ханом, почитают его, признавая его самым великим на земле. Они считают себя лучшими, презирая все другие народы.
Едят они очень грубо, не накрывая на стол; у них нет ни полотенец, ни салфеток, они не моют руки и тело, не стирают одежду.
Не едят они ни хлеба, ни зелени, ни клубней, а едят говядину, собак, кошек,
лошадей и крыс. Они пьют коровье молоко, а во время войны - кровь лошадей. Вина у них нет, но если привозят его из других стран, то напиваются пьяными. Они могут жить весьма скудно, лишь бы утром было глотка два молока, тогда они могут обойтись без еды и питья целый день.
Одежда у них сшита странно; кафтан с левого бока открыт, застегивается на
четыре или пять пуговиц и доходит чуть ниже колена. Летом носят меха
шерстью наружу, а зимой - внутрь.
Мужчины носят шапки с кистью из конского волоса красного цвета. Эти
шапочки завязывают лентой под подбородком.