Как говорил Чапаев:
"- Давненько я не брал в руки шашки".
Вот и я сподобилась.
Нет, я не занималась фланкировкой😂, то бишь не крутила в обоих руках смертоносную сталь, но зато нагляделась на то, как этим занимаются профессионалы.
Началось все с того, что потянуло меня, знаете ли к корням. Захотелось душеньке моей чего-нибудь эпичного, легендарного и, может быть немного хтоничненького.
Что делают в таких случаях казахи? В любой непонятной ситуации казахи могут начать писать стихи, обнимать березу или лупить всех налево и направо, тянуться к родному исконному. Упустив в начале театрального сезона пьесу "Баян Сулу и Козы Корпеш", я затосковала слегка.
И не сказать, чтобы я принадлежала к ярым любителям театра. Возможно даже, что классово я ближе к тем, что ходят в театр для того, чтобы изучить небогатый, но шибко дорогой ассортимент в буфете.
В целом, мои предпочтения определены, скорее Ленинской фразой о том, что "Кино - важнейшее из искусств". Ну, и цитатой, приписываемой озорниками Петру I Великому о необходимости проведения интернета везде и всюду, "чтобы дурь каждого была видна"🤣🤣🤣.
Но душа не унималась. Душа просила. Душа спать не давала до двенадцати часов дня и дольше. Уже и стихи написаны, и березы обняты, а покоя нет.
И тут, гляжу я, а в шахтерской нашей столице снова планируют поставить "Баян Сулу и Козы Корпеш"!
Кто знает о чем эта дивная история? Поднимите руки!
Ну, не буду брызгать сарказмом насчет леса рук, поясню.
История древняя.
В ней повествуется о двух юных возлюбленных, которые родились в один день. И еще до рождения Прекрасной Баян и отважного Козы Корпеша, их отцы Карабай и Сарыбай договорились о том, что станут сватами. Да, было такое дело: девочка и мальчик, родившиеся в один день, могли быть быть наречены практически с момента их рождения так, что радуйтесь, ребята, что сейчас все не так - потому что благословенные небесами большевики все это мракобесие отменили.
Итак мужья отбыли на охоту.
Однако в этот день, когда родились их дети, Сарыбай погибает после охоты, на которой произошло нечто, сулившее беду. А именно, он убил марала, который при ближайшем рассмотрении оказался самкой, в утробе которой оказались два детеныша. Карабай, если мне память не изменяет, убил двух чирков.
Вопрос: почему два кочевника поехали на охоту в неурочное время, когда была запрещена охота? Дело в том, что у казахов есть такое понятие, как жерик. Оно обозначает страстное желание беременной женщины съесть что-либо, иногда весьма необычное или экзотическое. Жерик рассматривается в казахской культуре, как желание не только матери, но даже и самого еще не родившегося ребенка. По жерику могут делать предсказания о характере еще не родившегося ребенка. Кроме того, считается что отказ в жерике - невозможен, уважительных на это причин нет!
Автору данной статьи как-то приходилось готовить еду для беременных дамочек, не хотели (или не могли) есть у себя дома, жаждая покушать чего-нибудь именно из моего дома. Мне повезло. Одной хотелось начесноченного мяса, а второй - макароны в томате с мясной подливой. Так же было с моей мамой. У нее беременные дамочки просили то огурцы ее засола, то хлеб, который пекла моя мам, а то еще что-нибудь. И даже мой уже ребенок, будучи подростком, выехал в дом одной беременной, чтобы приготовить ей пиццу. Ну, хотелось ей пиццы приготовленной руками именно моего ребенка! Ну, а поскольку мы, казахи, то мы выполняем заветы наших предков. И слава конкретно предкам нашей семьи, что они не завещали нам какую-то лютую дичь! Потому как чего бы не побаловать беременную🙂?
Но вернемся к нашей истории о Баян Сулу. Так вот две дамы, никак не могли разродиться, а жерик был силен, и мужья поехали добывать того, чего пожелали их женушки.
И уже на обратной дороге Сарыбай погиб.
Карабай (отец новорожденной девочки Баян) воспринял гибель друга, как плохой знак. Ну, якобы, младенчик Козы не успел родиться, а уже успел подвести батю к гибели. И Карабай решил откочевать.
Следует отметить то, что в кочевом обществе подобное нарушение слова считалось весьма не комильфо, тем более, что друг твой, которому ты клялся в верности, погиб, его семья нуждается в поддержке, а ты значит педаль в пол и вжух - в закат!
В бесконечных его скитаниях с бесчисленными стадами и табунами, Карабай стремится уйти так далеко, чтобы вдова Сарыбая не смогла его найти и не попросил а помощи и поддержки.
И на этом извилистом пути Карабай подобрал где-то мальчонку-чужака и вырастил его у себя дома. При этом-то мальчишка - калмык, то бишь - джунгарин.
Джунгары - представители еще одного кочевого народа, с которым у казахов были весьма непростые отношения, выразившиеся чуть ли не в столетней истории вооруженного противостояния казахов оккупантам. Казахско-джунгарские побоища прекратились только после того, как казахи приняли российское подданство. Если память не подводит, то дело было при Анне Иоановне - племянница Петра Первого Великого.
Но опять-таки вернемся к Баян Сулу. На ее беду приемыш ее отца Карабая вырастает в весьма брутального и опасного представителя вида хомо сапиенс. И еще хуже то, что у Баян так и не появилось родных братьев, которые могли бы защитить ее интересы в условиях кочевого феодального общества. А интересы Баян было нужно защищать. Ведь отец ее богат и, к сожалению, просто помешан на идее сохранения своего богатства. Ведь Кодар сумел стать полезным для Карабая. А затем, подыгрывая на слабых струнах алчного параноика, втерся к нему в доверие до такой степени, что старый бай вроде бы даже пообещал отдать свою дочь замуж за своего подручного.
Баян нежных чувств к Кодару не питала. Возможно, что она рассматривала его в качестве брата - раз он вырос в ее доме. А может Кодар не устраивал ее, как человек, и уж тем более как супруг. Все-таки они выросли вместе и то, что чужой не заметит, тем, кто живут бок о бок - видно без микроскопа.
Баян тянет с замужеством, к которому ее принуждают со всех сторон. По факту у девушки одна надежда - и она на того человека, которого она не видела никогда. А именно, на Козы Корпеша. Надежда, наверное, была не шибко реальной, она ведь его никогда не видела. Но в ее ситуации, наверное, даже если бы явился хромой и одноглазый, то она бы не пошла за него, а побежала. И только потому что альтернатива в виде Кодара - ее не устраивала кардинальным образом.
И вот Козы Корпеш, наконец-то случайно услышал, что у него есть нареченная. Затем он выяснил у своей матери, что это правда, невеста есть, и все его притязания вполне законны, но мама его идею насчет поиска утраченной невесты - не одобряет.
И - отправился в путь.
Это вам не нынешняя снежинка. Это средневековый пацан из среды кочевой аристократии или, как минимум, из среды бывших богатеев, которые жили по правилу "цель - вижу, препятствий - не вижу".
Ему семнадцать. Он романтик. И девушки до этого у него не было.
А тут - невеста, настоящая, обещанная ему, сосватанная. В те времена даже взрослые мужчины более опытные в жизни и страсти влюбляться умудрялись заочно. И влюблялись они даже в тех, о ком имели весьма смутные представления по скудным описаниям не всегда благонадежных свидетелей. Рассуждали-то как? Раз говорят менестрели, трубадуры или акыны с серэ, что "девица - красавица!" - значит так и есть.
Представляю сколько было упс! - когда королям и принцам привозили тех красавишен-королевишен, чьих рук-сердец и прочих нежных частей добивались эти мужики посредством дипломатии и даже вооруженных налетов.
Вот и Козы Корпеш ринулся навстречу судьбе, не задумываясь.
Женился бы он на ней даже если бы Баян оказалась обыкновеннейшей девушкой и даже если бы она оказалась кем-то навроде Бэллы из "Сумерков", которая по праву соперничает с Чаком Норрисом в мастерстве делать морду кирпичом.
В исходном сюжете Баян Сулу должна была узнать своего нареченного по золотой косе. И когда Козы Корпеш решил объясниться с девушкой, то он эту косу золотую предъявил.
Но кроме того, что он был арктический белокурый прекраснокудрый блондин, потрясающе хороший собой, Козы Корпеш был еще галантен и очень искусный воин с отлично развитыми боевыми навыками.
Злобный Кодар, когда узнал о сопернике, воспылал злобой, понимая, что и девушка, и ее наследство сейчас утекут сквозь пальцы, и кинулся убивать Козы Корпеша. Но не смог одолеть юношу в бою.
И Кодар сделал вид, что примирился с ним. А потом убил юношу исподтишка.
И, казалось бы, все - зло победило.
Девушка теперь точно остается в руках ненавистного ей Кодара, который подлым образом убил ее возлюбленного.
Ага, щаз! Аж два раза!
Это вам не турецкий слезодавильный сериал. Это древний казахский эпос.
И, естественно, Баян Сулу - существенным образом отличалась от иных более мягоньких красавиц, которые в плену жестоких обстоятельств стонут "Что воля, что неволя - все одно", а также тех, что предпочитали смириться или исчахнуть от тоски.
Баян Сулу снова отложила свадьбу под предлогом, что хочет не только похоронить Козы, но и воздвигнуть над ним достойный мазар (усыпальницу).
А затем прикончила Кодара и туркменского (если не путаю, конечно) караванбаши, чьи замашки слегка напоминали действия лидера ОПГ. А вместе с последним в края богатые дичью и бобром она отправила еще целую толпу тех, кто считал, что именно для меня-козла, твоя роза расцвела.
Короче, в этой древней истории о любви, которой не суждено было сбыться, есть нечто такое, что отзывается и в моем азиатском сердце.
Возможно это потому, что в оригинальной истории любовь однозначно рифмуется со словом "кровь".
П.С.: но в постановке в Караганде всего вышеперечисленного не было.
Сюжет, конечно, сильно отличается от исходной сказки
Но получилось самостоятельное и очень сильное произведение, где любовь сталкивается с предательством и алчностью.
Оформление сцены - лаконичное, но продумано до мельчайших деталей.
Музыка и звуковое сопровождение - потрясающие.
Диалоги - пробирают до самого сердца.
Сцена сражения Козы Корпеша и Кодара с использованием боевых секир - ужасающе реальная.
Если вам хочется эпика - идите на "Баян Сулу и Козы Корпеш".
П.П.С.: в театре имени Сейфуллина нет 2-го ряда. За 1-м рядом находится 3-ий ряд.
Ну, прямо суслик, который как бы есть, но его как бы нет.
А билет у меня был на этот отсутствующий второй ряд.