Найти в Дзене
radicalself

Свобода.

Что такое свободная жизнь? Отсутствие обязательств, правил, законов, привычек. Исключение из всех структур и организаций. Самоорганизация. Самоопределение. И так же как девиз анархизма: к благой цели можно прийти только благими средствами - девиз свободы: свободы может добиться только поступая свободно. Что значит - поступать свободно? Действовать без внимания на обстоятельства, среду, мир, последствия. Чистый волюнтаризм. Прямое и безотчётное движение к цели. Любой компромисс - звено в цепи неволи. Чем больше компромиссов - тем толще цепь. К зрелости человек скован по рукам и ногам и - смиряется. Отчего не быть в тюрьме? Кормят, поят, развлекают. О да! Бедолаге предоставили все возможности сбежать от тяжких мыслей о собственной неволи, о предательстве самого себя. Первое время его ещё отпускали на прогулку - у человека был досуг. Затем круг объективности сжимается петлёй вокруг субъекта. Социальная обыденность, капиталистический строй предлагает выбор: или прими участие в нашей оргии и оскверни себя - и я дарю тебе жизнь; или можешь остаться непреклонно верен себе - тогда ты испытаешь весь мой гнев на себе, прежде чем умрёшь в муках, горько пожалев о своём выборе. Естественно, на что указывал ещё Бердяев, каждый выбирает отказ от себя в пользу внешнего блага. Животная сущность пересиливает духовную: в первом случае животное осталось бы жить, но дух бы умер; во втором - наоборот. Что ж, с точки зрения природы выбор верный. Зачем умирать, если можно и в рабстве остаться свободным? Нельзя. Это скверная ложь стоиков, жалкое самооправдание. Так при первых признаках чахотки утешают себя: это простуда, она не помешает мне вести мой привычный образ жизни. Затем человек не замечает, как медленно утрачивает себя, как его сознание подтачивают тысячи злых воздействий социума. Рутина убивает душу. И она умрёт прежде, чем поймёт, погружённая в сладкий сон приятности и привычки.

Таким образом свобода - это не нечто, что добивается тяжким трудом, но состояние. Состояние, которое должно быть первостепенным, чтобы оставаться собой. Свобода - это полёт, но не карабканье по горам. Итог один - высота. Состояния разные. Кто-то думает, что, обеспечив себя всем необходимым, он станет свободен. Отнюдь. Он лишь благоустроит свою тюрьму. И это хорошо. Благие условия позволят успешней и спокойней занимать науками, искусством. Однако подлинная свобода - это дикие леса, полные гроз и дождей. Это познание истинного мира вместо кабинетной науки. Это скитальчество. Это борьба. Борьба с миром. Всякое дикое животное свободно и потому борется со всем миром: с холодом, с другими животными, с голодом... Так и всякий свободный человек ведёт извечную войну с самим бытиём. Где нет противостояния, там нет свободы. Можно по свободному выбору отдать себя в рабство? Нет, нельзя. Невозможно. Тот, кто решил сдаться в плен покоя - уже в самом намерении несвободен, но ангажирован слабостью организма, больше неспособного вести свободное противостояние всему миру. Поэтому мы видим, что домашние животные гораздо слабее своих собратьев. Дело не только в том, что человек их расслабил своей заботой. Если они однажды попали к нам в плен, будучи ещё дикими, значит, они уже были слабейшими особями. Если они поддались приручению, а не умирали гордой голодной смертью - они уже слабы. Уже посредственны. Они конформисты с самого начала. Уже на этом примере мы видим, как человек сохраняет жизнь всему жалкому и больному, что называется скотоводчеством, и истребляет всё сильное и неукротимое, что зовётся охотой. Однако стоит применить вегетативный подход, где первоначало - красота(даже когда мы подходим к плодовым растениям с утилитарными целями, мы, тем не менее, культивируем их красоту - обилие цветов даёт обилие плодов) как координаты совершенно меняются: посредственное и уродливое нещадно истребляется, гениальное - культивируется. Это та область, которая уже гуманистична, а не животна. Она исходит из духа человека, а не из тела его, как в первом случае. Почему же до сих пор мы позволяем сорнякам-плебеям душить редкие розы гениальности? Человечество должно быть культивируемо. Необходимо избавиться ото всех утилитарных целей, оставив одно наслаждение поистине прекрасным: „Красота спасёт мир". Где же тот садовник, что освободит сад земной от плевел и позаботиться о нежных розах и фиалках? Хочется верить, что час его пришествия близок. Ведь никто в ряде бесчисленных пророков так и не смог занять его роль. Не может роза заботиться о самой себе. Или, быть может, это эволюционная миссия розы? - стать самостоятельной. Как видно, у неё это совсем не получается. В животном мире, каковым является мир человеческий, роза обречена на вымирание, как многие прекрасные виды животных, погибшие или от неспособности приспособиться к худшим условиям среды, или от вытеснения особями более конформными и менее требовательными к условиям обитания, то есть посредственностями. Те многие, что всё же выжили, стали посредственностями - такова плата за выживание. Гении - это самые немощные в природном мире существа. Раньше они ещё выживали, поскольку народ принимал их за пророков, жрецов или даже богов. Роза получала необходимый уход. Когда же духовное измерение стёрлось из мировосприятия, когда религия умерла в массах, тогда юродивых и всех с претензией на излишнюю оригинальность стали губить: либо действительной лоботомией(см. "Пролетая рад гнездом кукушки"), либо неподходящими условиями и борьбой за выживание. Что такое капитализм, как не перенесение правил животного мира на мир человеческий? В животном мире нет места прекрасному. Животные слепы к красоте. И самые нежные особи гибнут, неспособные вгрызаться в других, рыть норы или брызгать ядом, они одиноко бродят по тёмным леса, сверкая необыкновенной красоты шкуркой, чудесными перьями или распевая неземные песни... Жаль лишь, что некому ни внимать, ни созерцать. Отсюда и рождается танатос. Тюлени, когда среда обитания не соответствует их потребностям, или когда особь остаётся в одиночестве - бросаются со скал. Самоубийство есть и в животном мире. Есть оно и в человеческом и в корне своём имеет точно ту же природу. Однако лишь сильные животные обладают танатосом. Посадите льва в клетку - они не прикоснётся к пищи и сгибнет гордой смертью. Посадите в клетку крысу - она тут же набросится на любую дрянь, что вы ей дадите. В этом и заключается свобода - уйти из жизни по собственному произволению, не приспосабливаясь. Оставшись собой. Это и есть истинная привилегия избранных. Тех немногих, кто благодаря сему в скором времени вымрет окончательно.